Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 17:46, реферат
Важным моментом в успешной деятельности менеджера является учет такого весьма существенного факта, который заключается в том, что нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет имени первого
Президента России Б. Н. Ельцина»
Кафедра: Систем управления энергетикой и промышленными предприятиями
Реферат на тему:
«Особенности принятия решений в ситуационном подходе»
Студентка Беспалова М.С.
Группа ЭМ 200702
Екатеринбург 2011
Содержание
Введение
Важным
моментом в успешной деятельности менеджера
является учет такого весьма существенного
факта, который заключается в
том, что нет двух совершенно одинаковых
организаций. Попытки руководить на
основании каких-то общих принципов,
игнорируя все, что делает учреждения
или фирмы непохожими друг на друга,
неизбежно оборачиваются
В связи с этим, особую актуальность представляется изучение ситуационного подхода к менеджменту, т. к. он интегрирует в себе различные школы и подходы, позволяя руководителю выбирать из управленческого арсенала те приемы, которые соответствуют сложившимся состояниям. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению организационных целей в конкретной ситуации.
История возникновения ситуационного подхода
Рассмотрим более подробно историю становления и развития ситуационного подхода в менеджменте.
«Ситуационность» означает, что действия людей определяются контекстом, в котором они осуществляются. Это понятие лежит в основе ситуационной теории управления, изучающей зависимость эффективности методов управления от того, в каком положении находится применяющая их организация.
Теория ситуационности в управлении утверждает, что не может быть единственного универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных стратегий. Фирмой в кризисной ситуации нельзя управлять так же, как в момент становления, развития или стабильного ограничения роста.
Одним из
основоположников ситуационного подхода
является крупный американский специалист
в области менеджмента И.
Первой
работой в области
«Механическая структура основана на глубоком разделении труда и широком применении регламентирующих документов. Для «органической» структуры свойственно изменение целей, задач и пр., в зависимости от меняющейся обстановки, ситуации.
Однако
превращение ситуационного
В 1970-х гг. за счет привлечения основных положений теории открытых систем, результатов ориентированных на практику исследований и применения многовариантной статистики были сделаны новые шаги. Возникшая в результате концепция объясняла свойства организационной структуры спецификой ее адаптации к внутренней и внешней окружающей среде.
1.2 Характеристика ситуационного подхода к управлению
Сущность
ситуационного подхода
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х гг., не считает, что положения школ научного менеджмента и административной школы, поведенческого подхода и подхода с точки зрения человеческих отношений, а также школы количественных методов неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.
Ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем, например, сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, инвариантны.
Ситуационный
подход предполагает, что пригодность
различных методов управления определяется
конкретной ситуацией. Наиболее эффективным
в реальной позиции выступает
метод максимально
Школа науки управления установила, что все переменные (факторы) как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны и взаимозависимы. Изменение в одной из них вызывает изменения во всех других.
Таким образом, ситуационный подход появился в результате попыток применения концепции важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет какого-то универсального подхода и что различные проблемы и ситуации требуют разных подходов. Прошлый опыт менеджеров и опыт других фирм также внимательно рассматривается в «ситуационном управлении».
2 Основные ситуационные модели
лидерства и практическое
2.1 Ситуационные модели лидерства
Неудачи,
постигшие традиционные концепции
в определении универсального стиля
эффективного лидерства, побудили ученых
к разработке новых подходов к
изучению лидерства. Ответ начали искать
в рамках ситуационных теорий, позволяющих
полнее рассмотреть лидерство и
его последствия. Главной идеей
ситуационного подхода было предположение,
что в эффективности
Разработаны
четыре ситуационных модели, которые
помогли разобраться в
Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость и формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
Должностные
полномочия. Это – объём законной
власти, связанной с должностью руководителя,
которая позволяет ему
Различные сочетания этих трех факторов могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Исследования Фидлера показали, что при разных характеристиках указанных факторов будут эффективны или руководители, ориентированные на человека, или руководители, ориентированные на задачи, как показано в табл. 1 приложения А.
Из восьми
возможных ситуаций первая является
наиболее благоприятной для
Потенциальные
преимущества ориентированного на задачу
стиля руководства – это
Таким образом, для успешности производства автократичный стиль изначально является эффективным инструментом достижения целей организации при условии, что исполнители охотно сотрудничают с руководителем. В этой ситуации самым подходящим будет стиль руководства, ориентированный на задачу, потому что отношения между руководителем и подчиненными хорошие.
В восьмом,
случае власть руководителя настолько
мала, что исполнители почти
Стили руководства, ориентированные на человеческие отношения, по мнению Фидлера, наиболее эффективны в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях.
Стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения, скорее всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние. Проявление заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы потребностями более высокого уровня, использование такого стиля руководства может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность исполнителей в конкретной работе.
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.
Модель
лидерства «путь – цель» Р.
В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены, производительны тогда, когда имеется жесткая связь между и усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Отсюда модель получила свое название.
Согласно этой модели, руководитель, организуя подчинённых на осуществление поставленных целей, воздействует на пути достижения этих целей.
Руководитель может повлиять на подчиненных, как, увеличивая личную выгоду достижения подчиненными поставленной цели, так и сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи, увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к этой выгоде.
Руководитель может влиять на пути или средства достижения целей с помощью следующих приемов: разъяснение того, что ожидается от подчиненного; оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех; направление усилий подчиненных на достижение цели; создание у подчиненных потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить; удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.
В модели «путь-цель» рассматриваются ряд стилей руководства:
Стиль поддержки – аналогичен стилю, ориентированному на человека и человеческие отношения. Руководитель заботится о статусе, благополучии и потребностях подчинённых. Общение руководителя с подчинёнными «на равных» просто и дружелюбно.
Инструментальный (директивный) стиль – аналогичен стилю, ориентированному на работу и на задачу. Подчинённые получают конкретные указания. Руководитель составляет графики, поддерживает стандарты, правила и процедуры, требуя их чёткого исполнения.
Стиль, поощряющий участие – руководитель делится информацией с подчинёнными и использует их идеи и предложения для принятия решений группой. Акцентирует внимание на консультации.
Стиль, ориентированный на достижения – характеризуется поставкой перед подчинёнными напряженной цели и ожиданием того, что они будут работать в меру всех своих возможностей. Руководитель требует от подчинённых работать в полную меру их возможностей и одновременно убеждает их, что это им по силам (см. рис. 2.1).
Информация о работе Особенности принятия решений в ситуационном подходе