Особенности развития Российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание

Данная работа представляет собой обзор развития менеджмента в России. В работе рассмотрены основные понятия, сущность, функции и цели управления в различных отраслях экономики.

Содержание

Введение
3


Глава I


1.1.
Менеджмент – путь в будущее
5

1.2.
Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР
6

1.2.1.
Дореволюционный период
6

1.2.2.
Постреволюционный период
8

1.2.3.
«Индустриальная утопия» О. Ерманского
10

1.2.4.
На стыке разных методологий
11

1.3.
Методологические принципы формирования российского менеджмента
12

1.3.1.
Закон соответствия менеджмента и менталитета
14

1.3.2.
Основные направления развития теории и практики российского менеджмента
16

1.4.
Краткий обзор российского опыта
25

1.4.1.
Особенности российского менеджмента
27

1.5.
Проблемы менеджмента в России
28


Глава II


2.1.
По Югу СССР
32


Заключение
37


Список использованной литературы
39

Работа состоит из  1 файл

тема№2.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования РФ

Казанский государственный  технологический  университет

Кафедра менеджмента и  предпринимательской  деятельности 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  основам менеджмента 

Тема: Особенности развития Российского менеджмента. 
 
 
 
 
 

Выполнил:

ст. гр. 91-13                                                                                   Мосунова С.С.

Принял:

к.э.н., доцент                                                                                 Егорова М.В. 
 
 
 
 
 

Казань 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Стр.
  Введение 3
  Глава I  
1.1. Менеджмент  – путь в будущее 5
1.2. Зарождение  менеджмента в  России и его развитие в СССР 6
1.2.1. Дореволюционный период 6
1.2.2. Постреволюционный период 8
1.2.3. «Индустриальная утопия» О. Ерманского 10
1.2.4. На  стыке разных методологий 11
1.3. Методологические  принципы формирования российского менеджмента 12
1.3.1. Закон соответствия менеджмента  и менталитета 14
1.3.2. Основные  направления развития теории и практики российского менеджмента 16
1.4. Краткий обзор российского опыта 25
1.4.1. Особенности российского менеджмента 27
1.5. Проблемы  менеджмента в  России 28
  Глава II  
2.1. По  Югу СССР 32
  Заключение 37
  Список  использованной литературы 39
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    В этой работе я хотела подробно раскрыть для себя значение менеджмента, а так же узнать об особенностях его развития в нашей стране. С легкой руки американцев английское слово «менеджмент» известно сегодня каждому образованному человеку. Однако что же это слово означает, могут ответить лишь учебники и преподаватели соответствующих вузов. Написав, данную работу я выяснила, что менеджмент - это система программно - целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно - технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.

    Всё чаще использование менеджмента  приносит компаниям большой хозяйственный  эффект при относительно минимальных  затратах. Задача менеджмента, мне так кажется, состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.

    Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших  направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется. Именно поэтому данная исследовательская работа представляет  собой анализ менеджмента как особого вида профессиональной деятельности, направленного на достижения предприятием, действующим в рыночных условиях хозяйственных оптимальных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.

    Данная  работа представляет собой  обзор  развития менеджмента в России. В  работе рассмотрены основные понятия, сущность, функции и цели управления в различных отраслях экономики.

      Работа состоит из нескольких частей. В первой части приводится необходимый теоретический материал, включающий в себя описание основных характеристик менеджмента и ключевых моментов в истории развития менеджмента в России. Во второй части приводится конкретный пример, наглядно показывающий все стороны развития управленческой науки в нашей стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА I

    1.1. Менеджмент – путь в будущее

    Термин  «менеджмент», как правило, трактуется очень широко. Поэтому любое его  определение будет неполным. С  некоторой степенью приближения  можно сказать, что эта система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

    Современный менеджмент – это тысячи возможных  вариантов и нюансов управленческих решений. Подходы, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже вредными для другой. Много вариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходиться делать упор не на стандартные приема, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший выход.

    Менеджмент  не дает унифицированных рецептов. Он учит тому, как, зная приемы, способы  и пути решения тех или иных управленческих задач, добиться успеха для конкретного предприятия, будь оно государственным, кооперативным, смешанным, коллективным, акционерным и т.д.

    Овладение искусством менеджмента является одним  из главных рычагов повышения  результатов хозяйственной деятельности. [1.,стр.7-8]

    Для нарождающегося в нашей стране предпринимательства  особое значение приобретает социальная этика, общественная ответственность. Очень важно, чтобы на пути к рынку руководители, специалисты в полной мере осознали прямую связь своих интересов с интересами общества в целом, научились мыслить стратегически.

    Менеджмент  – наш путь в будущее. Это подтверждает весь огромный накопленный опыт. Обратимся к нему.[1.,стр. 14-15] 

    1.2. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР

    Первые  ростки научного отношения к организации  труда и управления появились  в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными  в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

    1.2.1. Дореволюционный период

    В начале 20 века в России аграрное население  преобладало над индустриальным. В 1911 г. Россия  произвела готовой продукции в 10 раз меньше, чем Америка, хотя население ее почти в 2 раза превышало население США. На западе интенсивность и производительность труда были гораздо выше чем, в России. А это означало, что уровень организации производства у нас был существенно ниже: в промышленности преобладали крупные фабрики, свидетельствовавшие о завышенной доле ручного неквалифицированного труда.

    Импорт  в Россию иностранной техники, капиталов  и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области НОТ и менеджмента. Первые упоминания  о тейлоризме, как удалось выяснить И. А. Голосенко, появились в 1908-1909гг. в узкоспециализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества». [2.,стр.64]. Пик интереса к творчеству Ф. Тейлора падает на 1912-1914 гг. в ряде петербургских и московских организаций проходят публичные диспуты о западных новинках НОТ. Переводятся основные работы Тейлора, Джилбретта, Гантта, Пиркгорста и др.

    Венцом  легитимизации идей Тейлора в России следует считать 1913г., когда появился первый в мире тейлористский журнал «Фабрично – заводское дело», где систематизировалась самая разнообразная информация о создателе «научного менеджмента». [2., стр. 65]

    Дискуссия вокруг тейлоризма развернулась еще острее после Октябрьской революции. Она приобрела государственный размах и политическую окраску. До революции мнения о системе Тейлора разделились на два лагеря - ее сторонников и противников.

    Критиков  тейлоризма (Воронцов, Маслов, Поплавский, Алексинский) можно назвать приверженцами популистской ориентации. Они полагали, что в России при низком уровне организации производства и жизни населения, произволе предпринимателей и отсутствии законодательных гарантий внедрение системы Тейлора принесет больше вреда, чем пользы.

    Отношение Ленина к Тейлору – беспрецедентный  случай в истории. До 1917г. он оценивал его систему крайне негативно. Но вот произошла революция, большевики взяли власть. Главная их задача – доказать преимущества социализма над капитализмом. Через четыре года после первой своей статьи в 1918г. Ленин на заседании Совнаркома во всеуслышание заявляет, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно, а эти факторы, в свою очередь, невозможны без внедрения тейлоризма.

    Сторонники  технократической ориентации, в их числе Поляков, Сарровский, Железнов, Озеров видели в этой системе символ научно технического прогресса: тейлоризм  победит старую систему управления, и бескультурье как в свое время паровая машина победила ремесленный традиционализм. Система Тейлора – проявление общемировых тенденций производства, и рост безработицы связан именно с ними, а не с тейлоризмом. Сторонники Тейлора указывали, что в его системе нет ничего, что способствовало бы ускоренному изнашиванию организма работника. Одновременно они предостерегали против механического переноса чужих идей: надо искать новые пути, учитывая исторический опыт нации и трудовую этику народа.[2., стр. 67-69]

    Проблемами  организации труда Л. Крживицкий начал заниматься в начале 20 века и независимо от Тейлора. Он разработал учение о профессиональных типах и даже пытался построить карту «размещения в обществе способностей». На рубеже 20 века усиливается интерес к социальным прогнозам и социальной организации.

    Таким образом, теоретические основы учения о трудовом действии появились в  России раньше, чем в Америке и  Европе. [3., стр. 658]

    1.2.2. Постреволюционный период

    Формирование  отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ. «Тогда главные группировки, - П. М. Керженцев о I Всероссийской конференции по НОТ в 1921 году – складывались под углом зрения принятия или не принятия тейлоризма».[4., стр.28]

    Если антитейлористы умалчивали о достижениях западной теории рационализации, то тейлористы, которых было много среди инженеров технических специалистов, напротив, превозносили американские и европейские методы НОТ.

    К «богдановщине», как называли антитейлоровское течение, примыкали тогда известные нотовцы Лавров, Есьманский, Кан, Ерманский. Распространенным течением был и «файолизм», в котором технико – экономические, организационные стороны производства заслонялись личным началом руководителя.[5., стр.136]

    Длительная дискуссия вокруг тейлоризма касалась так же вопросов производительности труда. Доказывая необоснованность попыток планировать заведомо низкие темпы роста экономики, А. К. Гастев проявил себя принципиальным защитником повышения интенсивности труда.[6., стр. 290]

Информация о работе Особенности развития Российского менеджмента