Особенности развития Российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:00, курсовая работа

Описание

Данная работа представляет собой обзор развития менеджмента в России. В работе рассмотрены основные понятия, сущность, функции и цели управления в различных отраслях экономики.

Содержание

Введение
3


Глава I


1.1.
Менеджмент – путь в будущее
5

1.2.
Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР
6

1.2.1.
Дореволюционный период
6

1.2.2.
Постреволюционный период
8

1.2.3.
«Индустриальная утопия» О. Ерманского
10

1.2.4.
На стыке разных методологий
11

1.3.
Методологические принципы формирования российского менеджмента
12

1.3.1.
Закон соответствия менеджмента и менталитета
14

1.3.2.
Основные направления развития теории и практики российского менеджмента
16

1.4.
Краткий обзор российского опыта
25

1.4.1.
Особенности российского менеджмента
27

1.5.
Проблемы менеджмента в России
28


Глава II


2.1.
По Югу СССР
32


Заключение
37


Список использованной литературы
39

Работа состоит из  1 файл

тема№2.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

    «Инструмента  нет!» А между тем, обращение  с инструментом такое, как будто мы бесконечно им богаты, и вся задача в том, чтобы поскорее его истратить. Лежит большая поверочная плита, которой рабочий только что пользовался, и на нее кидается напильник и молоток. Классический хаос на рабочем месте, с опилками, с совершенно не нужными поломанными деталями.

    Можно было бы привести еще десятки и  сотни примеров – больших и  малых – бедности инструментом, и в то же время, гигантской расточительности инструмента.

    А все это потому, что нет тех  людей, на ответственности которых это бы непосредственно лежало, которые, стоя непосредственно у работы, специально занимались бы организационной установкой этого дела. Инструментальщики, мастера- этого пока не делают. Инженерский состав больше мечтает о новых машинах.

    То  же самое наблюдается в отношении приемов работы, определения норм и квалификации, взаимоотношений рабочего и административного состава.

    Две типичных картины:

    Первая: Один из Севастопольских заводов. Мастер дает работу бригадиру, бригадир передает рабочему. Никаких указаний, как данную работу исполнить, не дается. Бригадир определяет срок работы, и начинается перебранка: мастер требует исполнения в 1,5 рабочих дня, рабочий же говорит, что не сделает и за 8 дней. Торг – соглашение, и рабочий приступает к делу. Если работу можно сделать несколькими разными приемами, рабочий сам должен выбрать какой ему удобнее, и выберет тот, что требует больше времени, и меньше точности, но бригадиру нет дела до того, каким способом выполнена работа, он передаст ее мастеру.

    Отсюда  получаются и такие казусы: рабочему задано – ободрать на станке отливку цилиндрической болванки. Отливка неумелая, и надо, поэтому снять довольно толстую стружку, чтобы обровнять болванку, но какой именно толщины – не указывает никто: рабочий решает сам. Токарь ставит материал на станок, устанавливает скорость резания, глубину, включает. Станок заканчивает, и только тогда оказывается, что взята слишком маленькая стружка. Станок устанавливается вторично – тот же результат. И только после трех обдирок работа была закончена, на нее ушло 1,5 рабочих дня, хотя мощность станка позволяет сделать ее  за половину рабочего дня.

    Это одна картина, вторая картина, встречающаяся  реже, но тоже достаточно характерная: Механический Цех Юзовского Металлургического  завода. НВ вопросы цеховой администрации, показывает ли она рабочему при даче заказа, каким способом заказ осуществить, все отвечают в один голос «да». Показывает и советует помощник мастера, он же следит за работой, инструктирует. На самом же деле, рабочие заявляют: «Мы сами делаем, в конце концов, так, как придется».

    Все это сплошное инструктирование происходит совершенно неорганизованным способом, и совершенно не отзывается на структуре  цеха. Мелкий, но характерный пример. Задана работа: подогнать камни –  ползуны к паровозным кулисам. Рабочему надо опилить камни и пришабрить их к кулисе. Но так как никакой согласованности в работе отдельных звеньев цеха нет, то все камни приготовлены одного размера, между тем как кулисы сработались разно. Рабочему приходится снимать огромное количество металла вручную. На это уходят дни, вместо часов.

    Если  все это принять во внимание, то получится достаточно яркая картина  – полного отсутствия методического  руководства. И ясно, что «вся наша экономработа не удалась», как определенно  заявляют некоторые профессионалисты. Почти всюду полное неумение втянуть рабочую массу в какую-нибудь инициативную работу в самом цеху.

    То  же самое можно сказать и про  горное дело. Тяга к новым способам работы определенная, и главным образом  среди рабочих. Это видно из того, что рабочие чутко прислушиваются ко всем советам. Там, где удалось местным работникам организовать производственные ячейки и коллективы, рабочих легко удается  втягивать в работу коллективов, и они оказывают немалую помощь в поднятии производства. На лекциях, на докладах ЦИТа главными упорными были не рабочие. Наблюдается даже какой – то восторг перед мелкими успехами.

    Второй  слой работников предприятий, ждущих лучшей организации работы в цехах, но частью не представляющих себе ее достаточно конкретно, частью, не имеющих времени ее заняться – это коммунисты хозяйственники, стоящие во главе предприятий.

    Главные принципиальные возражатели – это  инженерский состав. Основное возражение с этой стороны было в достаточно наглядной форме высказано в  Юзове: «Если ЦИТ может нас регулярно информировать о последних достижениях заграничной техники, он сделает для нас большое дело и оправдает свое существование». Это в том самом Юзове, в котором не хватает инструмента, в котором механический цех представляет собой огромный склад металлических частей, которые не убираются, чуть ли не десятилетиями. Этот слой предприятия не представляет себе иного способа повышения производства. Кроме сугубой механизации. На недостаток станков жаловался даже Севастополь, в цехах которого стоит без работы ряд станков – автоматов и полуавтоматов «за отсутствием квалифицированных рабочих, которые смогли бы на них работать». С этой группой работников предприятия так и не удавалось сговориться, и только редко приходилось встречаться с инженерами, ясно представляющими себе содержание вопроса. [11.,стр. 80-86] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Менеджмент  Российской Федерации пока далек  от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы  до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Они благополучны, занимаются меценатством. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени. Многие из них прошли обучение в престижных зарубежных университетах и стажировку в преуспевающих компаниях. Этот класс имеет свои объединения, союзы, ассоциации и даже политические организации и через них инициирует решение важных местных, региональных и национальных задач. Государство обязано считаться с этим новым классом, а общество осмысливать это новое явление российской жизни. Их деловая философия, высокая профессиональная образованность и ярко выраженная интеллектуальная и волюнтаристическая одаренность, помноженная на патриотические помыслы и высокую ответственность за судьбу отечества, - залог высокой конкурентоспособности российского бизнеса и быстрой адаптации к условиям глобализации.

    Конечно, очень многое в нашей работе,  карьере, жизни зависит от  общих для всех общественных и других условий,  от особенностей выпавшего на долю каждого места работы,  от многих других, возможно, и не очень-то подвластных каждому отдельному человеку объективных  обстоятельств.  Но не слишком ли часто мы объясняем  наши   неудачи   объективными обстоятельствами, полностью ли используем резервы, заложенные в нас самих? Ведь, как признается в науке менеджмента, правильно сформулировать проблему - это означает на 50% ее правильно решить.

    В заключение можно вспомнить старую,  проверенную временем истину:  "Именно на управленцах  всех уровней лежит  задача  сделать  все  возможное для создания подходящего варианта будущего и  не  дать втянуть себя в водоворот неудач".  Конечно, современный мир многообразен,  зависит от многих факторов, но  этот  тезис  должен  стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в условиях перестройки и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Уткин Э. А. Профессия –  менеджер. - М.: Экономика,1992.
2 Витке Н.А. Организация  управления и индустриальное развитие. – М.,1924.
3 Дизель  Пол М., Мак-Кинли  Уильям Р. Поведение  человека в организации. – М., 1993.
4 Гвишиани  Д. М. Организация  и управление. –  М., 1972.
5 Бурдянский  И. М. Научная организация  труда. – Л., 1925.
6 Вейл  П. Искусство менеджмента./Пер. с англ. – М.: Новости,1993.
7 Витке. Н. Организация и  одиночный работник//Вопросы организации и управления. – М.,1922. № 3.
8 Диспут  о Тейлоре//Юридический  вестник. 1915. Кн. IX.
9 Вудкок  М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика. –  М.: Дело ЛТД,1994
10 Картавый  М. А., Нехашкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3
11 Брагинский  Л. По Югу СССР//Организация  труда. 1924. № 5
12 Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие  для студентов  вузов. – М.: Академический  Проект, 2002.
13 Баринов В. А., Голобокова Г. М., Юл-Бин М. Менеджмент (Учебно-методическое пособие) - Магадан , 1997.

Информация о работе Особенности развития Российского менеджмента