Особенности Российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:45, контрольная работа

Описание

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

готовый вариант.docx

— 37.30 Кб (Скачать документ)

 

  1. Особенности Российского менеджмента

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие  и специфические черты. Общие  черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса  и описаны в различных научных  подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических  отношений, культуру. Именно поэтому  существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Процесс движения России к  рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики.

Особенности российского  менеджмента определяются:

1. Чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

2. комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

3. культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней  и внутренней среды придало российскому  менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры  должны не только изучать науку и  практику менеджмента, но и знать  суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия  для повышения конкурентоспособности  предприятия.

 

 

Существует два подхода  в понимании российского менеджмента:

Первый подход - полное отрицание  возможности и необходимости  менеджмента в России из-за особенностей исторического и национально-культурного  характера.

Второй подход - не следует  преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента  в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так  как процессы научно-технического прогресса  одинаковы во всех странах.

Российский менеджмент - творческое осмысление зарубежного  опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры1.

В настоящее время в  России менеджмент, соответствующий  мировым стандартам, находится в  стадии становления. Насколько длителен временной разрыв в уровнях менеджмента, характеризует высказывание Питера Ф. Друкера, выдающегося американского ученого и практика в области менеджмента: "предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были такими же, как российские предприятия и менеджмент в наши дни" (2000 г).

С точки зрения управления в России условно выделяют три  основные модели менеджмента:

 Модель «здравого смысла»,  наблюдаемая, прежде всего в  последнем десятилетии XX века, во  многих организациях так называемых  «новых русских». Большая часть  этих «менеджеров» до этого  были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только  не профессионалами в управлении. Хорошо ещё, что бизнес в  те годы, был достаточно простым,  менеджмент на первой стадии  развития бизнеса тоже был  элементарным. Однако по мере  роста организаций «здравого  смысла» перестало хватать для  замещения управленческого профессионализма;

 Модель «западной культуры»  представлена западными организациями  стран зрелой рыночной экономики,  работающими на российском рынке.  Преувеличивать влияние западной  культуры менеджмента на российские  организации не следует, но  нельзя и не замечать некоторых  следов воздействия.

Например, коренная реконструкция  технологической базы менеджмента, которая произошла за последние  годы. На вооружении у современного менеджера – персональные компьютеры, новейшие системы связи, различные  программные средства, Internet. Наряду с этим, многие организации восприняли и внешние атрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость, хорошую мебель. Но дальше внешней формы и технологического вооружения дело не шло. В последние годы продвижения в сторону собственно западных технологий управления пошли быстрее. Менеджмент стран зрелой рыночной экономики заметно повлиял на форму, техническую сторону и оказывает существенное воздействие на культуру российского менеджмента.

 Модель «традиционных  (советских) методов управления»  ещё продолжает функционировать  в некоторых организациях Российской  Федерации.

Современный российский менеджмент больше ориентируется на то, что  наша страна взяла курс на проведение рыночных реформ, обеспечивающих свободу  и благосостояние граждан, экономическое  возрождение государства, прирост  важнейших технико-экономических  показателей.

 Российский менеджмент  должен учитывать объективные  потребности реформируемой экономики,  общества в целом; а также  главные, ключевые моменты, применение  которых при построении новой  системы управления дает желаемый  результат окончательного перехода  к рыночной экономике и осуществление  его с наименьшими потерями  для общества в целом и каждого  гражданина в отдельности.

  1. Оценка эффективности управления

Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.

 На эффективность деятельности  менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность  выполнять определенную работу; средства производства; социальные  аспекты деятельности персонала  и коллектива в целом; культура  организации. Таким образом, эффективность  управления – один из основных  показателей совершенствования  управления, определяемый сопоставлением  результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления  можно путем соизмерения полученной  прибыли и затрат на управление.

  Если управленческая  деятельность полностью или частично  решает поставленную задачу, воплощается  в ожидаемом результате, причём  обеспечивает его достижения  на основе оптимального использования  имеющихся ресурсов, то она считается  эффективной. В первом случае речь идёт о внешней эффективности, во втором – о внутренней.

 Внешняя эффективность  иначе называется выгодностью,  а внутренняя – экономичностью, показывающей цену, которую пришлось  заплатить за полученный результат.

Об эффективности управления можно также говорить, как о потенциальной или реальной. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная же определяется степенью достижения самих целей, полученными на практике результатами.

Эффективность управления можно  определить в общем виде или в  относительных величинах, например как соотношение цели и полученного результата , полученного результата и ресурсов, использовавшихся для его получения, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения, или в абсолютных величинах, скажем, в массе прибыли.

 На практике эффективность  управления можно измерить как  общими показателями, характеризующими  работу фирмы (производительность  труда, прибыльность, рост объемов  производства и проч.), так и  специфическими (экономия затрат  за счет упорядочения потоков  информации, снижения доли менеджеров  в составе персонала, уменьшения  числа уровней).

 Эффективное управление  соответствует цели и стратегии  организации. 

  Важнейшими условиями  эффективности управления сегодня  являются использование новейших  информационных и управленческих  технологий, максимальная автоматизация  и компьютеризация деловых процессов.  Они позволяют освободить человека  не только от тяжелой работы, но и от выполнения рутинных  операций, сковывающих его творческие  возможности. 

Существуют группы показателей, которые могут выступать в  качестве измерителя, критерия эффективности.

 Показатели прибыли  и рентабельности наиболее полно  характеризуют эффективность управления. Обобщающие показатели отражают  результат хозяйственной деятельности  и управления в целом, но  не в полной мере характеризуют  эффективность и качество управления  трудовыми процессами, производственными  фондами, материальными ресурсами.  Для этого используются частные  показатели. Так, для оценки повышения  эффективности использования трудовых  ресурсов применяется показатель  темпа роста производительности  труда, повышение эффективности  использования материальных ресурсов  характеризуется показателями материалоемкости  продукции, а эффективность использования  основных фондов — показателем  фондоотдачи. Эффективность управленческой  деятельности применительно к  субъекту управления может характеризоваться количественными и качественными показателями2.

Количественные показатели деятельности системы управления:

 · комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления);

 · финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);

 · показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Качественные показатели эффективности:

·        повышение  научно-технического уровня управления;

 ·        уровень интеграции процессов  управления;

 ·        повышение квалификации менеджеров;

 ·        повышение уровня обоснованности  принимаемых решений; 

 ·        формирование организационной культуры;

 ·        управляемость системы; удовлетворенность  трудом;

 ·        завоевание общественного доверия; 

 ·        усиление социальной ответственности  организации; 

 ·        экологические последствия. 

 Если в результате  рационализации управления удается  достичь высокого уровня указанных  выше показателей, то происходит  положительный сдвиг в организации  системы управления и достигается  экономический эффект.

Существуют и экономическая оценка эффективности управления3.

В общем виде эффективность  управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:

, где Р - результат функционирования системы управления

3 - затраты на управленческую  деятельность 

На каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом.

Показатель эффективности  использования материальных ресурсов (Эм)

, где МЗ – материальные затраты; ВП – стоимость выпущенной продукции.

 Снижение материалоемкости  продукции – одно из главных  направлений повышения эффективности  в промышленности и строительстве,  так как затраты на материалы  составляют более половины затрат  на производстве. Как правило, это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой материалов на более дешевые.

Показатель эффективности  использования основных производственных фондов (Эф) определяется обычно показателем  их фондоотдачи.

, где: ОФ – стоимость основных производственных фондов.

Важнейшими направлениями  повышения эффективности использования  ОФ являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др.

Показателем эффективности  капитальных вложений (Эп) является срок окупаемости капитальных вложений.

, где: К – объем капитальных  вложений; ∆П – прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год.

 Оптимальный срок окупаемости капитальных вложений не должен превышать двух лет.

Показателем, характеризующим  эффективность деятельности персонала (Эт), является производительность труда.

Информация о работе Особенности Российского менеджмента