Особенности современных организационных структур управления в МНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является анализ имеющегося теоретического материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления МНК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……4
1. Особенности организационных структур управления МНК на современном этапе………………………………………………………………………………..6
2. Процесс зарождения многонациональных корпораций....……………....…..8
3. Становление и развитие МНК…………………………………………………9
3.1. Основные факторы развития МНК…………………………………....…...11
3.2. Доступ к новым рынкам как фактор становления МНК…………………13
3.3. Доступ к новым источникам ресурсов как фактор становления МНК.....13
3.4. Достижение конкурентных преимуществ как фактор становления МНК………………………………………………………………………………14
3.5. Повышение эффективности МНК…………………………………………16
3.6. Снижение рисков МНК…...…………………………………………….….17
4. Особенности организации управления в американских,
западноевропейских и японских МНК………………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………..…..23
Список используемой литературы……………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 

    Содержание 

Введение……………………………………………………………………...……4

1. Особенности  организационных структур управления  МНК на современном этапе………………………………………………………………………………..6

2. Процесс  зарождения многонациональных корпораций....……………....…..8

3. Становление  и развитие МНК…………………………………………………9

3.1. Основные  факторы развития МНК…………………………………....…...11

3.2. Доступ  к новым рынкам как фактор  становления МНК…………………13

3.3. Доступ  к новым источникам ресурсов  как фактор становления МНК.....13

3.4. Достижение  конкурентных преимуществ как фактор становления МНК………………………………………………………………………………14

3.5. Повышение  эффективности МНК…………………………………………16

3.6. Снижение  рисков МНК…...…………………………………………….….17

4.  Особенности организации управления в американских,

западноевропейских  и японских МНК………………………………………...18

Заключение…………………………………………………………………..…..23

Список  используемой литературы……………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Многонациональные корпорации (МНК) играют важную роль в экономике большинства стран и в международных экономических отношениях, вызывая тем самым растущий интерес со стороны правительств, а также работодателей и трудящихся и их соответствующих организаций. Посредством осуществления прямых иностранных инвестиций и других средств эти корпорации могут предоставить значительные выгоды принимающим странам и странам базирования, содействуя более эффективному использованию капиталов, технологии и рабочей силы. В рамках разработанной правительствами политики развития они могут также внести весомый вклад в достижение экономического и социального благосостояния; повышение уровня жизни и удовлетворение основных нужд; создание, прямо или косвенно, возможностей в области занятости; и обеспечение соблюдения основных прав человека, включая свободу ассоциации, во всех странах мира.

    С другой стороны, выход многонациональных корпораций при организации своей деятельности за национальные пределы может привести к злоупотреблению сосредоточившейся в их руках экономической мощью и к проявлению противоречий с целями национальной политики и интересами трудящихся. Кроме того, сложность многонациональных корпораций и трудность четкого определения их разветвленной структуры, деятельности и политики иногда вызывают озабоченность либо в принимающих, либо в странах базирования, либо и в тех и в других одновременно. 
В связи с актуальностью темы становления и развития МНК, она была использована для исследования в рамках данной контрольной работы.

    Проблемами  организации занимались еще на заре цивилизации. Однако особенно жарко  разгорались споры о целенаправленном построении организации в тех случаях, когда речь шла о рациональном устройстве крупных общественных образований и учреждений, которые создавались на длительный период.

    В ходе экономического развития, одним  из этапов которого стала индустриализация, были созданы крупные хозяйственные единицы, что потребовало введения в экономическую сферу организационных принципов и что в свою очередь вызвало еще большую дифференциацию теоретических основ.

    Под организационной структурой управления предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

    Базой для построения организационной  структуры управления предприятием является организационная структура  производства. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством.

    Целью данной работы является анализ имеющегося теоретического материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления МНК. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Особенности организационных структур управления МНК на современном этапе

    На  современном этапе идет формирование таких структур управления, которые наиболее полно отвечают сложившимся принципам и функциям управления. В 80-е годы наблюдался активный процесс перестройки организационных структур управления как крупных многоотраслевых комплексов – ТНК, так и менее крупных компаний. Практически процесс реорганизации управленческих структур становится перманентным и ставится в прямую зависимость от изменений в стратегии развития фирмы.

    Важнейшими  факторами, вызывающими необходимость проведения структурной перестройки компаний, являются следующие:

    - ускоренная разработка новых  видов продуктов под воздействием  научно-технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;

    -   интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;

    - систематическое внедрение новых  методов организации и управления  производством на базе активного  использования компьютерной техники.

    Мы  можем выделить следующие основные направления перестройки организационных структур управления на современном этапе.

    1. В принципах управления периодическое  изменение соотношения между  централизацией и децентрализацией в управлении в связи с изменением стратегических приоритетов, активизацией или ослаблением эффективности взаимодействия между подразделениями; усиление программно-целевого управления для консолидации ресурсов компании на  наиболее передовых направлениях научно-технических исследований или на разработке и выполнении крупно масштабных проектов, требующих объединения специалистов одного профиля в одном подразделении.

    2. В аппарате управления: перегруппировка  подразделений, изменение взаимосвязей  между ними, характера взаимодействия, распределения полномочий и ответственности; реорганизация внутренних структур в результате поглощения других фирм или продажи производственных предприятий, в нее не вписывающихся; выделение в самостоятельные хозяйственные подразделения программно-целевых проектных групп венчурного характера или создание на их базе новых подразделений; изменение характера межфирменных связей путем частичного взаимопроникновения, участия в акционерном капитале; усиление интеграции формально независимых небольших компаний в научно-производственные комплексы крупных корпораций; усиление активности в реорганизации научно-производственных комплексов наукоемких отраслей; создание в аппарате управления все большего числа промежуточных управленческих звеньев - специализированных подразделений, курирующих производственные подразделения, в которых не растут объемы продаж продукции и прибыль и у которых возникают проблемы взаимодействия с другими хозяйственными подразделениями и административными службами.

    3. В функциях управления: усиление  стратегического планирования и прогнозирования, опирающегося на разработку долгосрочной экономической и технической политики; усиление контроля за качеством продукции на всех этапах от разработки продукта до его серийного выпуска; придание приоритетного значения информатике и экономическому анализу деятельности фирмы на основе совершенствования учета и отчетности на базе всестороннего применения электронно-вычислительной техники; придание большего чем раньше, значения вопросам производства и управления персоналом; привлечение работников к участию в акционерном капитале фирмы путём приобретения акций; участия в решении вопросов на заседаниях Совета директоров и Правления; поощрение работников за разработку новых идей в области совершенствования технологии производства, создания и внедрения новой продукции, усиления внимания к социально-психологическим аспектам управления; усиление внимания в области маркетинговой деятельности к разработке мероприятий, форм и методов для достижения конечных результатов, намечаемых в программе маркетинга по продукту и по производственному отделению, на усиление хозяйственных взаимосвязей с другими подразделениями компании и с функциональными службами; повышение эффективности затрат на проведение маркетинговой деятельности. 

    2. Процесс зарождения многонациональных корпораций

    Одной из основных тенденций, характеризующих  экономику России еще с давних времен является ее глобализация. При  этом, во-первых, всегда возрастала межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходило поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных с Россией стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке. Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводили к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях российской экономики.

    Одновременно  мощный импульс развития получила интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание деловых структур различной степени интегрированности стало одной из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия в России.  
Сотрудничая между собой, фирмы все чаще образовывали стратегические альянсы.

    Стремление  к более глубокой интеграции проявилось в последнее десятилетие, в частности, в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и банков в России, причем с точки зрения как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения российских банковских групп, телекоммуникационных компаний, автогигантов, нефтяных компаний. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности крупномасштабных, являлся их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация.

    Основными формами организации бизнеса являлись - интегрированные структуры, реализующие стратегические цели бизнеса. Среди них - стратегические альянсы, под которыми понимались соглашения двух или более компаний-участников, предусматривающие совместное принятие решений, а также управление и координацию стратегически важных направлений международной деловой активности каждого из партнеров для реализации совместных целей. В дальнейшем появились более интегрированные формы международной кооперации, основанные на механизме акционерного участия, многонациональные компании. Большинство таких компаний на деле представляют собой финансово-промышленные объединения фирм различных отраслей российской экономики.  

    3. Становление и развитие МНК

    Многонациональная компания (МНК) всегда являлась одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса. Такая компания использовала международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри компании, так и за ее пределами.

    Организация, формы и структурные особенности  различных МНК были достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, которые лежали в основе МНК на первоначальных этапах их развития.

    1. корпоративная целостность, основанная  на принципе акционерного участия;

    2. ориентация на достижение единых  для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

    3. наличие единой управленческой  вертикали (с различной степенью  жесткости) и единого центра  контроля в виде холдинговой компании, либо группы взаимосвязанных компаний;

    4. бессрочный характер существования МНК. Наряду с термином "многонациональный" для определения бизнеса, ведущего международные операции по всему миру, часто используют понятия "мировой" или "глобальный"

    5. применяет глобальный, интегрированный  подход к бизнесу с целью  поиска новых рыночных возможностей, оценки возможных угроз для бизнеса со стороны конкурентов, поиска новых ресурсов для расширения деятельности (включая человеческие и финансовые ресурсы);

    6. стремится закрепить присутствие  компании на ключевых страновых (региональных) рынках;

    7. ориентирован на поиск общих  черт, присущих различным географическим рынкам.

    С этой точки зрения, многонациональная компания являлась разновидностью холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных национальных рынках России и стремящаяся через менеджеров дочерних подразделений адаптировать свои продукты и маркетинговую стратегию к местным особенностям.  
Наряду с терминами "многонациональная" и "глобальная" компания в научной, специальной и деловой литературе позже стал использоваться и целый ряд сходных понятий. Так применительно к фирмам, ведущим бизнес не только в России, стал использоваться термин "транснациональный" (транснациональная корпорация, ТНК). В последнее время ряд ученых стали использовать этот термин в отношении компаний, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, т. е. в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и, в то же время высоко адаптивных к специфической внешней среде (новый термин: "многокультурная МНК"). Видно, что это определение весьма сходно с введенным ранее понятием глобальной компании. Бизнесмены со своей стороны часто используют термин "транснациональная корпорация" в отношении бизнеса, образовавшегося в результате слияния (а не образования совместного предприятия или стратегического альянса) двух компаний примерно одинакового размера, однако представляющих различные страны.

Информация о работе Особенности современных организационных структур управления в МНК