Особенности современных организационных структур управления в МНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является анализ имеющегося теоретического материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления МНК.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……4
1. Особенности организационных структур управления МНК на современном этапе………………………………………………………………………………..6
2. Процесс зарождения многонациональных корпораций....……………....…..8
3. Становление и развитие МНК…………………………………………………9
3.1. Основные факторы развития МНК…………………………………....…...11
3.2. Доступ к новым рынкам как фактор становления МНК…………………13
3.3. Доступ к новым источникам ресурсов как фактор становления МНК.....13
3.4. Достижение конкурентных преимуществ как фактор становления МНК………………………………………………………………………………14
3.5. Повышение эффективности МНК…………………………………………16
3.6. Снижение рисков МНК…...…………………………………………….….17
4. Особенности организации управления в американских,
западноевропейских и японских МНК………………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………..…..23
Список используемой литературы……………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

    На  сегодняшний день МНК, превратившись  в транснациональные группы компаний производственного, торгового, финансового и научно-исследовательского профиля, не только остаются опорой экономики России, но и превратились в одну из главных сил мирового хозяйства в целом.  
По сути, именно МНК превратили экономику в подлинно международное производство, дали импульс развитию научно-техническому прогрессу в различных его проявлениях, обеспечили повышение технического уровня и качества продукции, рост эффективности производства. Особо следует выделить значение МНК с позиции совершенствования форм менеджмента и организации предприятия, управления его коммерческим, производственно-технологическим и кадровым потенциалом.
 

    3.1. Основные факторы развития МНК

    Рост  и развитие МНК вызваны действием ряда взаимовлияющих факторов, приводящих к глобализации производства и маркетинга:  
1. Достижения в области компьютерных технологий и телекоммуникаций привели к бурному росту взаимообмена информацией и идеями через границы государства, что позволяет потребителям больше узнать о зарубежных товарах. Так, распространение спутникового и кабельного телевидения, а также Интернет способствует формированию глобального спроса на определенные товары или услуги. Глобальные сети телекоммуникаций позволяют менеджерам компаний координировать деятельность персонала по разработке, внедрению, производству и продажам продукции на многочисленных предприятиях по всему миру.  
2. Правительство последовательно снижают барьеры для инвестиций и торговли, что открывает новые рынки для международных компаний.  
3. Существует тенденция к унификации и объединению в рамках мирового сообщества. Реализация этой стратегии предоставляет компаниям огромные рыночные возможности уже в ближайшей перспективе.

    В то же время по-прежнему сохранялись  различия многих национальных рынков, а также присущие им несовершенства, выражающиеся, в частности, в относительной дешевизне отдельных ресурсов (сырья, труда, технологий, капитала). Использование таких различий и несовершенств позволяло участникам международной кооперации осуществлять, с одной стороны, глобальный рост своего бизнеса, снижение издержек производства, повышение прибыли, а с другой - привлечение для этого международных ресурсов. Все это обеспечивает финансовую устойчивость МНК по отношению к кризисам и потрясениям различного рода.  
За счет МНК достигались разнообразные цели:

    • доступ к новым рынкам, преодоление  государственных торговых и инвестиционных барьеров;

    • доступ к новым источникам ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, технологических, информационных, организационных;

    • достижение конкурентных преимуществ, устранение или смягчение конкуренции в интересах партнеров;

    • экономия на расширении масштабов производства, рационализация производства, повышение  его эффективности, использование преимуществ вертикальной интеграции;

    • снижение риска.  

    3.2. Доступ к новым рынкам как фактор становления МНК

    Одной из основных причин образования МНК являлось установление долгосрочных отношений с местными фирмами для проникновения на зарубежные рынки. Организации принимающих стран могут принадлежать к сети местных поставщиков, дистрибьюторов, заказчиков, к которым иностранные партнеры могут присоединиться через альянс или путем включения в МНК.

    Важным  аспектом вхождения в новый рынок являлись торговые ограничения со стороны правительства принимающей стороны. В частности, эти ограничения были первопричиной образования союзов МНК с фирмами и правительствами развивающихся стран. Кроме того, действующее (или ожидаемое) местное законодательство, требующее от иностранных компаний вступления в альянсы с местными партнерами либо определяющее их минимальный процент участия в местной организации, также приводило к созданию МНК.  

    3.3. Доступ к новым источникам ресурсов как фактор становления МНК

    Посредством международной интеграции МНК получали возможность доступа к дополнительным, возможно более дешевым, материальным, финансовым, трудовым, информационным и другим ресурсам.  
На начальной стадии удовлетворялись потребности в сырье (комплектующих), производственных мощностях, зданиях, сооружениях, в финансовых ресурсах, а также потребности в персонале (за счет доступа к дешевой и квалифицированной рабочей силе, а также обеспечения предприятий кадрами линейных и функциональных менеджеров).  
Позже не менее важное значение приобрел доступ к информационным и технологическим ресурсам:

    1) знание национальной экономики,  политики и культуры, условий  и особенностей национальной  деловой среды (местное законодательство, государственное регулирование);

    2) знание современной деловой практики, традиций, методов работы на рынке;

    3) передача знаний в области маркетинга и менеджмента;

    4) передача технических ноу-хау,  доступ к новым технологиям, результатам научных исследований. Фактор "знания рынка", включающий понимание социально-культурной и конкурентной среды, имел особенно важное значение в том случае, если культурные различия между страной базирования фирмы и страной предполагаемой деятельности велики. Зачастую (по крайней мере, на начальном этапе вхождения в новый рынок) организации предпочитали создать совместное предприятие с местной фирмой, чтобы получить необходимые знания о рынке. Особенное значение при этом имело развитие конкурентных преимуществ, порождающих поток инноваций на стадиях разработки продукции, производства и маркетинга. Такие устойчивые преимущества являлись коллективным знанием, присущим международному бизнесу и делающим возможным координацию разнообразного производственного опыта и интеграцию различных технологий.  

    3.4. Достижение конкурентных преимуществ как фактор становления МНК

    Рост  компетенции, лежащей в основе конкурентного преимущества фирмы, во многом зависел от ее способности воспринимать новые навыки и знания в области производства и менеджмента. Наиболее быстро "генерирующие" новую информацию компании оказывались более конкурентоспособными. В то же время помимо создания нового знания внутри организационных рамок самой фирмы существовала возможность получать информацию от других участников рынка. Движимые конкуренцией на рынках фирмы создавали интегрированные структуры бизнеса - МНК, в том числе с целью совершенствования совокупности своих знаний и опыта, как актива, имеющего большее значение для результатов деятельности, чем даже запатентованная технология.

    Отметим, что развитие партнерских отношений  между иностранными и местными фирмами может рассматриваться как жизненно важная функция организации, направленная на достижение конкурентных преимуществ. Практика подтверждает это мнение.

    Чтобы преумножить знания и опыт, фирмы, зачастую вступали в тесное организационное взаимодействие с конкурентами. Поглощение конкурента в ходе экспансии МНК являлось распространенным способом достижения конкурентного преимущества. Необходимым элементом преуспевания международного бизнеса стало организационное знание: совокупность представлений об изменении поведения организации в результате получения информации и опыта. Организационное знание становится особенно важными для фирмы вследствие сокращения жизненного цикла продуктов и технологий в условиях ускоренного развития и глобализации рынков. Как процесс организационное знание благоприятствует росту компетенции фирмы, а значит, и росту ее конкурентных преимуществ. При этом сотрудничество с партнером, занимающим сильные позиции в той области деятельности, в которой данная фирма желает быть более компетентной, является логичным шагом на пути достижения цели.  
В рамках МНК международная компания получила возможность использовать знания и опыт своего партнера-конкурента путем их интеграции и внедрения для достижения некоторых общих целей. Одновременно посредством создания МНК потенциальная или существующая конкуренция для конкретной фирмы могла быть ослаблена или даже устранена.

    В большинстве случаев сотрудничество с конкурентом являлось защитной мерой. Вместе с тем альянс мог быть создан и в наступательном духе.  
3.5. Повышение эффективности МНК

    Рационализация  международного производства предполагала, что определенные компоненты не производятся больше чем в двух местах с разными затратами, а переносятся туда, где издержки ниже. Но здесь есть еще и дополнительное преимущество. Так как объем производства в более благоприятном месте теперь выше, дальнейшее снижение средней стоимости единицы продукции может быть достигнуто за счет "эффекта масштаба" - повышения эффективности по мере расширения производства, которое выражается в снижении средних затрат при увеличении объема выпуска,  
снижению затрат способствовал также уход от дублирования инвестиций, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделение труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом особенностей функционирования финансовых рынков и государственной экономической политики.  
Минимальный масштаб размеров эффективного производства в большинстве отраслей значительно вырос. Так, например, производитель цветных телевизоров должен выпускать несколько миллионов штук в год, чтобы достичь экономии за счет "эффекта масштаба", позволяющей выдержать глобальную конкуренцию. Это более чем в 50 раз превышает минимальный размер эффективного производства, существовавший в данном секторе ранее.

    Объединение ресурсов с конкурентами в рамках стратегии сотрудничества являлось одним из средств для достижения фирмами необходимого масштаба деятельности. Распространение получили альянсы в области НИОКР в высокотехнологичных отраслях: являясь механизмом разделения затрат между партнерами, они позволяют фирмам осуществлять необходимые инновации. Характерно, что для проведения масштабных НИОКР фирмы предпочитали создавать совместные предприятия, а не заключать функциональные соглашения. Совместному предприятию как организационной форме отдавалось предпочтение, поскольку она облегчало обмен информацией и обеспечивало повседневную координацию.  
Следует отметить, что заданная технология производства неизбежно диктовала некоторую оптимальную величину выпуска продукции. Значительное отклонение от этой величины как в одну, так и в другую сторону влекло за собой экономический ущерб. В таком случае как альтернатива вертикально интегрированной компании могла использоваться сеть МНК. Фирма, создававшая МНК с производителями комплектующих для своих изделий, имела ряд преимуществ:

    • удавалось избежать свойственного крупному бизнесу организационного разбухания;

    • не нужно было переучивать рабочих и вносить тысячи изменений в процедуры управления и организации внедрения новой технологии;

    • сокращались издержки адаптации к изменениям, вызванным научно-техническим прогрессом.

    Современные высокотехнологичные отрасли отличает удорожание средств производства, рост затрат на НИОКР, разработку торговой марки, развитие сбытовой сети продаж. Высокие постоянные издержки требуют расширения объемов производства для того, чтобы максимизировать прибыли и сократить срок окупаемости инвестиций. При этом возможно создание альянсов, особенность которых заключается в том, что каждая из фирм-партнеров выполняет взаимодополняющие функции.  

    3.6. Снижение рисков МНК

    Снижение  рисков в процессе создания МНК достигалось путем региональной диверсификации операций, выхода на новые перспективные рынки, использования более разнообразных каналов сбыта. С другой стороны, было возможно снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партнеров из числа национальных инвесторов.  
Действуя в рамках альянса, фирма могла достичь договоренности с партнером о разделении рынка на сферы влияния. С другой стороны, МНК, в сравнении с фирмой, действующей в одиночку, мог уменьшить риск каждого из партнеров путем распределения этапов большого проекта между несколькими участниками, диверсификации номенклатуры товаров, обеспечения быстрого вхождения в рынок и более коротких сроков окупаемости, снижения затрат.
 

    4.  Особенности организации управления в американских,

    западноевропейских  и японских МНК.

    Структура управления крупными промышленными  фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны, это требования, выдвигаемые ростом масштабов производства, усилением  его диверсификации и усложнением выпускаемой продукции; расширением в результате интернационализации территориальной разобщенности производства. С другой стороны, она носит на себе отпечаток исторических особенностей формирования и развития конкретных фирм. Здесь непосредственным образом сказывается преобладание в отдельных странах традиционно сложившихся типов компаний; различие в законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность фирм; связь фирм с военно-промышленным комплексом и др. Хотя каждый из этих факторов имеет самостоятельное значение, но именно их сочетание определяет особенности организационной структуры как конкретной фирмы, так и фирм отдельных стран. Поэтому, хотя и существуют многие общие черты, присущие структуре управления крупными фирмами, тем не менее важное значение имеют учет и изучение специфических особенностей организационной структуры, сложившихся в конкретных условиях.

Информация о работе Особенности современных организационных структур управления в МНК