Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 22:56, контрольная работа
Сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Особенности стратегического управления инновационными предприятиями……………………………….……………...……………………..5
Заключение………………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………………....25
Министерство образования и науки РФ
ЧОУ ВПО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра управления персоналом
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Инновационный менеджмент
на тему:
«Особенности стратегического
управления инновационными
предприятиями»
Казань 2010 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Сейчас ни у кого уже не
вызывает сомнения, что грамотное
и продуманное стратегическое
управление в условиях
Стратегия управления
Хорошо продуманное
Разработка стратегии является
одной из основных функций
менеджмента. Среди всего, что
выполняет менеджер, найдется немного
того, что в такой значительной
мере влияет на благополучие
компании, как разработка долгосрочной
стратегии, развитие
Особое внимание в данной
1. Особенности стратегического управления
инновационными предприятиями
Одной из отличительных особенностей функционирования большинства
инновационных предприятий является то, что их внешняя среда характеризуется
чрезвычайной динамичностью, турбулентностью. Это может иметь различные причины, объясняться влиянием разнообразных факторов. Например, многие инновационные предприятия относятся к быстроразвивающимся отраслям, где высока скорость появления и распространения новых технологий, что, в свою очередь, может приводить к быстрому появлению новых продуктов и, как следствие, к развитию новых отраслевых рыночных сегментов. Это, как правило, вызывает изменение расстановки сил конкурирующих компаний на отраслевом рынке и обострение накала конкурентной борьбы.
В качестве примера другого фактора, определяющего высокую скорость изменения внешней среды многих инновационных предприятий, можно назвать изменение стиля жизни и предпочтений потребителей. Для того чтобы успешно функционировать, конкурирующие организации ряда отраслей (например, производство бытовой электроники, разработка программного обеспечения, производство бытового спортивного оборудования) выходят на рынок с целым потоком новых продуктов и услуг, учитывающих быстро изменяющиеся вкусы и предпочтения потребителей. Это вызывает динамичные изменения в отрасли, «перегруппировку» сил на рынке. Предприятие и в этом случае оказывается в потоке быстрых изменений, в турбулентной среде, в которой оно должно выбрать правильное направление действий.
Кроме того, на изменение внешней среды инновационных предприятий, безусловно, оказывают влияние и все те общие факторы (политические, макроэкономические, социальные, демографические и др.), которые воздействуют на все хозяйствующие субъекты, изменяя условия и среду их функционирования. Высокая динамичность внешней среды инновационных предприятий существенно увеличивает значимость для их успешного функционирования стратегического подхода к управлению.
Заметим, что наличие на предприятии долгосрочных планов, существование отдела или любой другой структурной единицы по планированию или прогнозированию, четкая формулировка миссии и целей функционирования - все это еще не является свидетельством стратегического подхода к управлению этим предприятием.
Существует немало предприятий, где несмотря на имеющиеся «атрибуты»
стратегического менеджмента, подход к управлению по сути является нестратегическим. При таком подходе стратегия рассматривается как конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели (см. рисунок 11). Вообще говоря, такое понимание стратегии базируется на том, что все изменения предсказуемы, что все процессы, происходящие во внешней среде организации, детерминированы и поддаются контролю и управлению.
Предпосылка о детерминированности внешней среды неверна даже для
централизованной плановой экономики (именно она во многом подорвала советскую плановую систему, была одной из ее ошибок). И уж конечно она неверна в рыночной экономике, и тем более в быстроразвивающихся, новых отраслях.
Процессы, происходящие во внешней среде инновационных предприятий, не только не являются детерминированными, но в современных условиях становления и развития информационного общества усиливаются факторы, определяющие динамичность и изменчивость внешней среды организаций.
Стратегия поведения инновационного предприятия в рыночной экономике должна нести в себе возможность получения преимуществ от все более динамичных изменений внешней среды организации. Поэтому в рамках стратегического подхода понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, предопределенность характера изменения её среды. В этом случае стратегия как бы состоит из двух частей: планируемой части, которая включает преднамеренные и целенаправленные действия, и адаптивной части, которая включает реакции "по ходу дела", т.е. реакции на непредсказуемые тенденции развития и новые, только что появившиеся воздействия со стороны внешней среды организации.
Здесь уместна аналогия процесса разработки стратегии с деятельностью
человеческого мозга, функциями его двух полушарий. Считается, что левое полушарие ответственно за способность к рациональному, логическому и аналитическому мышлению – аналогия с формализованной, заранее планируемой частью стратегии. Правое полушарие человеческого мозга отвечает за творчество, экспрессию и интуицию – аналог адаптивной части стратегии, включающей реакцию на непредвиденное развитие событий.
Таким образом, стратегия - это нечто большее, чем то, что менеджеры аккуратно "вычертили" заранее и намереваются сделать как часть какого-то огромного стратегического плана.
Всегда
возникают новые
новшества, выпуск конкурентами успешных новых видов продукции, новая политика правительства, расширение пользовательского интереса к различного рода свойствам товаров и услуг и другие изменения во внешней и внутренней среде организации.
При
стратегическом подходе к управлению
организацией предписывается, что надо
сделать в настоящем, чтобы достичь желаемые
цели в будущем (взгляд из будущего в настоящее).
По ходу непредвиденных изменений среды
само видение будущего изменяется и соответствующим
образом адаптируется
стратегия организации
(см. рисунок 11).
Поэтому в самом
общем виде стратегия инновационной организации
может быть определена как план управления
организацией, направленный на достижение
целей функционирования, усиление конкурентных
позиций организации, удовлетворение
потребителей. Образно говоря, стратегия
– это дорожная карта, с помощью которой
менеджеры управляют движением, развитием
организации.
Следовательно, в процессе разработки стратегии необходимо уметь находить ответ на два основных вопроса:
1. В каком
направлении следует развивать
деятельность организации и
состояния желательно достичь?
2. Каким образом
можно достичь этого состояния?
Традиционный инструментарий стратегического управления, который делает акцент на выборе привлекательного рынка, завоевании на нем уникального стратегического положения, формировании специфического множества компетенций или особенного видения будущего, часто терпит
крах перед
лицом быстрых и
Поэтому чрезвычайная важность стратегического управления для успешного
функционирования инновационных предприятий, с одной стороны, и неадекватность для их условий традиционных методов разработки и осуществления стратегии, с другой стороны, привели к развитию новых подходов к стратегическому управлению инновационными предприятиями.
Рассмотрим один из основных подходов к стратегическому управлению в
инновационных областях, который получил признание не только у специалистов в
области теории стратегического управления, но и широко используется на практике многими известными инновационными компаниями. Стратегии, разрабатываемые в рамках этого подхода, получили название стратегий «конкурирования на острие». Именно этого подхода к разработке и осуществлению стратегии придерживаются такие известные инновационные компании, как Intel, Microsoft, British Airways, Emerson Electric, Nike и многие другие.
Анализ
стратегий «конкурирования на острие»
(стратегий КНО), позволяет выявить
особенности и специфику
Информация о работе Особенности стратегического управления инновационными предприятиями