Особенности управления производством в японских фирмах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:22, реферат

Описание

В последние годы, одной из наиболее эффективных школ менеджмента во всем мире признана японская. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Общепризнанно, что успехи в послевоенном развитии японской экономики в значительной мере обусловлены рациональной организацией производства и управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Особенности управления производством в японских фирмах…………..4
2 Особенности японского управления персоналом………………………...5
3 Конкурентоспособность японских компаний……………………………10
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

 

 

3 Конкурентоспособность японских компаний

 

В современных условиях главным критерием эффективности производства, оценки оптимальности системы управления является конкурентоспособность фирмы на рынке.

В Японии считают, что для обеспечения конкурентоспособности компании на мировом рынке необходима прежде всего конкурентоспособность ее продукции на внутреннем рынке. Это относится прежде всего к таким видам продукции японских компаний, как фото- и кинокамеры, автомобили, мотоциклы, сталь.

Внутренний рынок Японии характеризуется многими специфическими чертами, что отражается на конкурентоспособности японских компаний. Среди таких национальных особенностей выделяются:

1) наличие более высокой конкуренции на внутреннем рынке, чем на мировом, которая стимулирует постоянные нововведения и высокий уровень конкурентоспособности японской продукции на мировом рынке;

2) предпочтение на внутреннем рынке отдается высококачественным изделиям (акцент на качество продукции обусловлен в первую очередь конкуренцией на внутреннем рынке и уже во вторую очередь – на внешнем);

3) зарубежным компаниям приходится придавать своим товарам особые потребительские свойства, чтобы закрепиться на японском рынке, поскольку дешевые низкокачественные товары не находят своего покупателя;

4) товары, продаваемые на японском рынке, должны строго учитывать специфические требования японского потребителя, направленные на повышение надежности, удобства, размеров изделий, отвечающих национальным обычаям (в частности, бесшумность и небольшие габариты – обязательные требования к стиральным машинам, холодильникам, электробритвам, автомашинам);

5) высока доля компаний-производителей на внутреннем рынке, не обеспечивающих достаточной конкурентоспособности на мировом рынке из-за высоких транспортных издержек и отсутствия технологического превосходства над зарубежными конкурентами (к таким товарам относятся пиво, цемент, продукция стекольной промышленности, производство фанеры, авиастроение ориентированы практически полностью на потребности внутреннего рынка).

При этом на мировом рынке японские фирмы обычно используют тактику постепенного расширения рыночной доли и создания технологического преимущества, рассчитанного на долгосрочную перспективу. Помимо цели достижения высокой эффективности производства, ориентированного на выпуск продукции высокого качества, японские фирмы четко придерживаются принципа, что характеристики продукта (форма, цвет, материал, надежность в работе) должны строго отражать потребительскую полезность продукта в целом. Отсюда огромное значение, которое японские фирмы придают дизайну как средству удовлетворения всесторонних, причем главным образом эстетических потребностей покупателя [6].

Ныне японские компании благодаря внедрению принципов комплексного управления и контроля за качеством одержали успех на многих мировых рынках технологически сложной продукции. Так, японские компании практически захватили рынки бытовой электроники благодаря высокой надежности изделий – с нулевым числом дефектов на один миллион изделий. Это обстоятельство избавило их от необходимости создания сервисной сети.

Тем не менее, наиболее высокой конкурентоспособности на мировом рынке добились японские компании таких отраслей, как судостроение, приборостроение, автомобильная, металлургическая, мотоциклетная поскольку эти отрасли характеризуются передовой технологией и сборкой трудоемких изделий, требующих высококвалифицированной рабочей силы.

В целом конкурентные преимущества японских компаний можно было бы оценить следующим образом:

1) высокое качество выпускаемой продукции благодаря применению эффективной системы управления качеством и использования рабочих высокой квалификации;

2) высокий уровень качества продукции у японских фирм в значительной степени обусловлен привлечением к управлению качеством всего персонала фирм, в том числе и через кружки качества;

3) высокие инновационные способности японских фирм к радикальным изменениям технологии производства;

4) внедрение информационных технологий в промышленные системы и использование информации в сфере услуг;

5) внесение изменений в управление производственными процессами в строну гибкости, внимания к качеству, кооперации;

6) осуществление крупных инвестиций в новые технологии и быстрое развертывание производства новой продукции;

7) транснационализация японских финансовых и промышленных корпораций и превращение их в крупные международные финансовые центры [1, с. 115].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса.

Японец дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения общего блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта управления в традиционную японскую культуру.

«Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью», - сказал Сусума Такамия, декан факультета экономики Токийского Университета. - «Он успешно взялся за четыре основные проблемы - технологическую инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших». Повиновение в Японии принимает форму полного подчинения.

Японское общество поделено на отдельные институты не горизонтально, а вертикально. Предприятие является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут иметь разногласия, но это чисто внутренние дела фирмы. И те и другие смотрят на конкурирующие фирмы как на своих заклятых врагов. Каждая фирма стремиться быть первой в своей сфере. Престиж значит больше, чем прибыль.

В японских организациях лидер занимает самый ответственный пост. Он сплачивает команду. Он подавляет внутренние конфликты. Его власть принимается всеми безоговорочно. Отсутствие его может привести к печальным результатам: группа теряет единство и тонет во внутренних раздорах.

 

Список использованной литературы

 

1. Гладков И.С. Менеджмент. – М.: Дашков и К. - 2004. – 216 с.

2. Ингиу Оу. Японский менеджмент. Прошлое, настоящее и будущее. – М.: Эксмо-Пресс. – 2007. – 624 с.

3. Каору И. Японские методы управления качеством. - М: Экономика. - 2006. – 264 с.

4. Матрусова Т.М. Трудовая мотивация и система материального стимулирования в японских фирмах // Труд за рубежом. -2000. - №3. - С. 3-37.

5. Матрусова Т.Н., Япония: материальное стимулирование в фирмах. - М: Наука. - 2008. -  534 с.

6. Материалы Японского центра производительности для социально-экономического развития (JPC-SED)

7. Метелев С.Е., Иванкин Н.К., Косьмин А.Д. Менеджмент экономической безопасности.  – М. : Экономика. - 2008. – 588 с.

8. Основы логистики: учебное пособие / под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. - М.: Инфра. - 2004. - 200 с.

9. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. - М.: Прогресс. – 2005. – 529 с.

10. Пронников В.А. Управление персоналом в Японии. - М.: Наука. – 1989. -207 с.

11. Пшенников В.В. Японский менеджмент. 27 уроков для нас. М.: Япония сегодня. – 2004. – 324 с.

12. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. - М.: Экономика. -1988. - 216 с.

13. Якокка Л., Новак У. Карьера менеджера / Пер. с англ; Худ. обл. М. В. Драко. - 2-е изд. - Мн.: Попурри. - 2002. - 416 с.

 

2

 



Информация о работе Особенности управления производством в японских фирмах