Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 08:03, курсовая работа
Объектом исследования являются система приема на работу и отбора персонала организации.
Предметом исследования выступает система и реализация процессов приема на работу и отбора персонала, действующие в организации.
Методологической основой послужили теории и концепции, традиционные как для современной западной управленческой науки, так и для современной отечественной.
Информационной базой дипломной работы явились фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также материалы, собранные непосредственно в ОАО «Мобилтелеком».
Миссия компании
Мы способствуем общению людей, стираем границы и сокращаем расстояния.
Мы стремимся к тому, чтобы каждый житель Бурятии мог воспользоваться самыми последними достижениями информационных технологий.
1. Изотов Алексей Викторович, Улан-Удэнский техникум ЖДТ, 1986 г., техник-электромеханик, СибГУТИ, дата окончания – 2005 г., коммерческий директор.
2. Боржонов Игорь Кимович, Бурятский государственный педагогический институт, 1984 г., преподаватель математики, технический директор.
3. Ванчиков Валерий Владимирович, Красноярский государственный университет, 1983 г., заместитель генерального директора по эксплуатации беспроводных сетей.
4. Клименко Елена Геннадьевна, Московский технологический институт, 1988 г., инженер-экономист, главный бухгалтер.
Производственная инфраструктура.
Основным элементом производственной инфраструктуры «АК Мобилтелеком» является региональная сеть передачи данных (РСПД). Узлы сети находятся во всех районных центрах Республики Бурятия (всего 21 узел). Центр управления сетью находится в г. Улан-Удэ.
Технологически региональная сеть состоит из трех сегментов, обеспечивающих различные условия предоставления услуг. Основным оборудованием в узлах региональной сети передачи данных являются многопротокольные маршрутизаторы типа Cisco 3620, 3745, 2509 в различных конфигурациях и центры коммутации пакетов Telematics ACP-10 (узлы сети X.25). Работа радиоканалов обеспечивается с использованием радиомаршрутизаторов типа Revolution
Крупнейшие узлы в районах республики находятся в г. Северобайкальск, Гусиноозерск и с. Кабанск. В общей сложности в них сосредоточено более 75% потребителей сетевых услуг за пределами г. Улан-Удэ.
Доступ в глобальную сеть Интернет осуществляется через центральный узел сети в г. Улан-Удэ, подключенный к узлам доступа магистральных провайдеров – Ростелеком (4 Мбит/с) и Транстелеком (16 Мбит/с).
В Улан-Удэ компанией создана транспортная сеть, способная обеспечивать высокоскоростной доступ к сетям передачи данных и телематическим службам. Сеть состоит из 12 узлов, размещенных на городских АТС и подстанциях, связанных между собой волоконно-оптическими линиями связи с использованием технологии Ethernet 100/1000Base-Fx. Узлы оснащены коммутаторами типа Cisco Catalyst WS3550 и DSLAM Hotwire 8610, 4200. Оборудование узлов позволяет обеспечить предоставление услуг доступа с использованием технологий xDSL на скоростях от 128 кбит/с до 10 Мбит/с, а также ВОЛС на скоростях до 100 Мбит/с.
Продукция и услуги.
В настоящее время «АК Мобилтелеком» предоставляет следующие виды услуг:
- передача данных с использованием сетей пакетной коммутации, в том числе коммутируемый и постоянный доступ в глобальную сеть Интернет;
- услуги телематических служб, в том числе служба электронной почты стандарта POP3/SMTP, служба обработки сообщений на базе технологии REX400, передача речевой информации (Интернет-телефония), доступ к информационным ресурсам;
- услуги персонального радиовызова (пейджинговая связь);
- услуги местной телефонной связи;
- разработка программного обеспечения, в основном для работы в сетях передачи данных;
- разработка проектной документации и строительство информационно-коммуникационных систем и сетей.
Клиентская база
Услугами «АК Мобилтелеком» пользуется около 15 тыс. клиентов, в том числе органы государственной власти, бюджетные организации, кредитно-финансовые учреждения, промышленные предприятия, предприятия торговли и сферы услуг, учреждения здравоохранения, образования и культуры, общественные организации, население. Наиболее крупными потребителями услуг являются Правительство Республики Бурятия, Отделение ПФР по РБ, Бурятское отделение СБ РФ, Управление МНС по РБ, МВД РБ, АКБ «Байкал-банк», ОАО «Бурятзолото», ОАО «Бурятэнерго», Улан-Удэнский авиационный завод, «Почта Бурятии». В числе клиентов компании – крупные промышленные предприятия Бурятии, в том числе У-У ЛВРЗ, предприятия компании «ЮКОС», АО «ТСМ», «Амта», «Улан-Удэстальмост», высшие учебные заведения – ВСГТУ, БГУ, БГСХА, ВСГАКИ, другие организации и учреждения.
На сегодняшний день среднесписочный состав персонала – 80 человек и полностью законченный цикл производства с техническим обслуживанием оборудования, линейных сооружений, с отделом продаж, маркетинга, исследования рынка. Коллектив работает дружный, сплоченный. Большая часть – бывшие работники других предприятий связи. Квалификация и умение работать на должном уровне.
Общество создано с целью извлечения прибыли на основе оказания услуг в области электрической и радиотелефонной связи, системы персонального радиовызова и информатики.
Правовое регулирование деятельности Общества осуществляется Конституцией РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О связи», иными законами и правовыми актами РФ.
Общество создано на неограниченный срок.
Общество является коммерческой организацией, Уставный капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательные права Акционеров Общества по отношению к Обществу.
Основные виды деятельности Общества: инженерно-консультационные услуги, предоставление услуг местной телефонной связи и информатики, маркетинг услуг местной телефонной связи и информатики, реклама местной телефонной связи и информатики, информационные услуги для клиентов местной телефонной связи, подготовку и обучение специалистов в области местной телефонной связи и информатики.
Органами управления Общества являются Общее собрание акционеров, Совет директоров Общества, Генеральный директор Общества.
Общее собрание акционеров Общества является высшим органом управления Общества. Общество имеет линейно-функциональную структуру, во главе которой находится генеральный директор.
2.2 Анализ найма персонала ОАО «Мобилтелеком»
Как и любая организация, Общество сталкивается время от времени с такой проблемой как потребность в кадрах. Под потребностью в кадрах понимается количество сотрудников, нужных для будущего целенаправленного выполнения задач организации, в количественном, качественном, временном и пространственном отношении.
При наборе кадров учитывается положительный и отрицательный опыт, который организация приобрела при решении такой задачи, как создание слаженного хорошего коллектива.
Ответственность за отбор сотрудников и итоговое решение о приеме того или иного кандидата целиком ложится на плечи руководителя. Самим же процессом занимается юрисконсульт.
Процедура отбора кадров в ОАО «Мобилтелеком» состоит из нескольких этапов:
1. Составление и подача объявления – объявление о наличии вакантной должности составляется юрисконсультом и затем подается в печатные издания, на радио и телевидение. Текст объявления включает следующие блоки:
1) должность;
2) обязанности;
3) требования:
обязательные;
желательные;
4) условия труда.
2.Собеседование по телефону – на данном этапе происходит первичный отсев кандидатов, после которого остается примерно 30-40% от числа откликнувшихся. Образец бланка телефонного интервью выглядит следующим образом :
Если на половину из составленных в интервью вопросов кандидат ответил положительно, то его приглашают придти заполнить анкету-резюме.
3. Заполнение анкеты-резюме – на данном этапе происходит максимальный отсев лиц, чьи личные качества и наклонности не подходят для вакантной должности. Образец анкеты-резюме представлен в приложении 3.
4. Собеседование с юрисконсультом, который затем выдает свое решение руководителю организации;
5. Заключительный этап, на котором руководитель совместно с юрисконсультом принимает решение о приеме на работу кандидата на вакантную должность или об отказе кандидату.
Далее кандидат на должность заполняет заявление о приеме на работу, оформляет в отделе кадров трудовой договор на основе следующих документов:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) трудовая книжка;
3) документ об образовании;
4) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
5) документы воинского учета;
6) ИНН;
7) направление о пройденном медицинском осмотре.
Принятый на работу сотрудник ознакамливается с положением о порядке найма персонала и предоставленной ему должностной инструкцией, а юрисконсульт знакомит работника с персоналом предприятия, с которым ему предстоит работать. На нового работника сразу заводят личную карточку, которая содержит следующие сведения:
1. Общие сведения: ФИО, дата и место рождения, гражданство, знание иностранного языка, образование, специальность по диплому, профессия, стаж работы (общий, непрерывный, дающий право на надбавку за выслугу лет, дающий право на другие льготы и др.), семейное положение, состав семьи с указанием года рождения каждого члена семьи, данные паспорта, домашний адрес, телефон.
2. Сведения о воинском учете, которые заполняются на основании военного билета.
3. Прием на работу, переводы на другую работу – в данном разделе указываются сведения о том, где, кем и когда работал претендент на вакансию, его оклад на занимаемой должности, а также куда и в связи с чем он был переведен на другое место работы.
4. Аттестация – дата, решение комиссии, дата и номер документа, основание.
5. Повышение квалификации – дата, вид повышения квалификации, наименование образовательного учреждения, свидетельство, дата и номер.
6. Профессиональная переподготовка – дата, специальность, документ, основание.
7. Поощрения и награды – наименование награды, документ.
8. Отпуск – за какой период, основание, количество рабочих дней основного отпуска, дополнительный отпуск, дата начала основного и дополнительного отпуска, дата окончания основного и дополнительного отпуска.
9. Социальные льготы, на которые работник имеет право в соответствии с законодательством.
10. Дополнительные сведения – этот раздел заполняется для полноты учета сведений о сотрудниках, обучающихся в учебных заведениях, учета работающих инвалидов и т.д.
11. Основание увольнения – дата увольнения, приказ.
Юрисконсульт осуществляет контроль над организацией и проведением внутрифирменной подготовкой кадров.
Значимость правильного решения проблемы найма на работу связана с высокой стоимостью кадров (рабочей силы). Поэтому, решая проблему отбора, в первую очередь ОАО «Мобилтелеком» определяет, нужен ли данный человек или нет (намного дороже будет стоить ошибка (например, через три месяца данный работник заявит о своем уходе)).
Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок при отборе кадров, оказывают различные источники информации:
1) заявление о приеме (первое общее впечатление о кандидате); фотография (внешность);
2) биография (процесс становления, детали личности);
3) личная анкета (систематизация самой важной информации о поступающем, хранение данной информации);
4) диплом (успеваемость в ВУЗе, относительные сведения о квалификации);
5) трудовая книжка (место работы в биографии, прежние сферы деятельности, квалификационная характеристика);
6) рекомендации (профпригодность);
7) разговор с поступающим (заполнение пробелов в информации, дает личное представление о поступающем);
8) пробная работа (умения и навыки в работе).
При отборе кадров Общество руководствуется рядом принципов, первый из которых состоит в ориентации на сильные, а не на слабые стороны человека, и поиск не идеальных, которых в природе не существует, а наиболее подходящих для данной должности кандидатов. Причем этот поиск прекращается, если несколько человек не смогли удовлетворить предъявленным требованиям, ибо, скорее всего, сами требования завышены и их нужно пересматривать.
Другим принципом является обеспечение соответствия требованиям, предъявляемых содержанием работы, индивидуальным качествам претендента: образования, стажа, опыта, а в ряде случаев пола, возраста, здоровья, психологического состояния.
При наборе извне в первую очередь рассматривается бланк заявления кандидата, резюме, в котором указывается, где кандидат работал до подачи заявления в Общество, если нет трудового стажа (т.е. это может быть и выпускник ВУЗа), то где учится или учился и с какой успеваемостью. В дальнейшем проводится собеседование.
Основная цель отборочного собеседования в ОАО «Мобилтелеком» состоит в том, чтобы определить, заинтересован ли претендент в предлагаемой работе и достаточно ли он компетентен для ее выполнения. При этом у линейного руководителя возникает необходимость не только сравнить нескольких кандидатов, но и в первую очередь сравнить уровень подготовленности каждого кандидата с требованиями, предъявляемыми к исполнителю рассматриваемой работы. Кроме того, отборочное собеседование выполняет следующие функции:
информирование кандидатов о деятельности Общества и объяснение им преимуществ работы в ней;
реалистичное описание работы;
выяснение, подойдут ли кандидаты для выполнения работы и какими качествами, значимыми для этой работы, они обладают;
прояснение ожиданий обеих сторон, включая реалистичное обсуждение возможных трудностей (это бывает уместно);