Отчет по ознакомительной практике экономиста-менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 21:35, отчет по практике

Описание

Целью ознакомительной практики является подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Для этого в работе рассматриваются вопросы о подготовке к учебному процессу и описываются требования к оформлению всех сдаваемых на кафедру работ (курсовых работ и проектов, дипломных проектов и т. д. и т. п.).
Для этого в работе рассматриваются вопросы о подготовке к учебному процессу и описываются требования к оформлению всех сдаваемых на кафедру работ (курсовых работ и проектов, дипломных проектов и т. д. и т. п.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.2. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА 11
2.1. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА 11
2.2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 16
3. ПОДГОТОВКА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ 19
3.1. КАК НАПИСАТЬ КОНСПЕКТ ГРАМОТНО И ПРАВИЛЬНО 19
3.2. РАБОТА С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 22
3.3. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
4. ТРЕБОВАНИЕ К ОФОРМЛЕНИЮ СДАВАЕМЫХ НА КАФЕДРУ РАБОТ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Отчет по ознакомительной практике экономиста-менеджера.docx

— 99.84 Кб (Скачать документ)

По уровню цели делятся на общие и специфические.

Общие цели отражают концепцию  развития предприятия в целом  и    важнейшие комплексные направления деятельности. В состав общих входит прежде всего генеральная цель, которая по-другому называется миссией, и 4-6 общеорганизованных целей, раскрывающих и конкретизирующих ее                содержание. 
Общеорганизованные цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, завоевание тех или иных рынков, обновление продукции, технологий. В   современных условиях общие цели формулируются, как правило, в совместном диалоге высшего руководства, руководителей подразделений, консультантов, экспертов по вопросам управления, а также представителей трудового           коллектива и профсоюзов.

Специфические цели разрабатываются  в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих    целей. Обычно они охватывают средне – и краткосрочный период и обязательно выражают количественные показатели. В отличии от общих, специфические   цели бывают двух типов: операционными и оперативными. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые – перед подразделениями.

Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими  другими       (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на    одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).

Горизонтальные связи могут быть: идентичными (реализация одной   приводит к реализации другой); комплементарными (гармония - осуществление одной способствует осуществлению другой); индифферентными (нейтралитет - между целями нет связи); конкурентными (конфликт); антагонистичными (взаимоисключение).

Вертикальные связи представляют собой  иерархию целей, пирамиду, которая может состоять из нескольких уровней: верхнего, промежуточного и нижнего.

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА
    1. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  
      ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА

 

Согласно ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ           СТАНДАРТУ ВПО выпускник  по специальности 060800  (080502 по ОКСО) - экономика и управление на предприятии(по отраслям), квалификация             экономист-менеджер, подготавливается к «профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и       социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом  отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37, а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний отраслевой экономики и экономики предприятия» [4].

В таблице 1 представлены задачи, решаемые экономистом-менеджером в  зависимости от  вида профессиональной деятельности.

Таблица 1 – Задачи деятельности экономиста-менеджера

Вид  
деятельности

Задачи

1

2

организационно-управленческая

разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях, должностные инструкции; 
проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;

разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы  материальных и трудовых затрат.

планово-экономическая

разрабатывать перспективные и  текущие планы предприятия и  его подразделений;

разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов;

составлять калькуляции себестоимости  продукции;

определять доходы и расходы  предприятия;

разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);

рассчитывать сметы комплексных  расходов;

осуществлять анализ окружающей среды  и результатов деятельности предприятия.

организационно-управленческая

разрабатывать организационно-управленческие структуры предприятия, положение о подразделениях, должностные инструкции; 
проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли;

рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;

разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы  материальных и трудовых затрат.


 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

планово-экономическая

разрабатывать перспективные и  текущие планы предприятия и его подразделений;

разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов;

составлять калькуляции себестоимости  продукции;

определять доходы и расходы  предприятия;

разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);

рассчитывать сметы комплексных  расходов;

осуществлять анализ окружающей среды  и результатов деятельности предприятия.

проектно-экономическая

проводить технико-экономическое  обоснование проектов; 
осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций

финансово-экономическая

разрабатывать финансовый план предприятия  и прогнозы поступления денежных средств;

формировать планы инвестиций и  осуществлять финансовый анализ;

контролировать управление оборотными средствами;

обосновывать потребность и  выбор источников финансирования;

осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций

аналитическая

проводить анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятий различных  организационно-правовых форм;

проводить диагностику производственно-экономического потенциала предприятия;

определять тенденции развития предприятия;

проводить анализ бюджетов (сметы)

внешнеэкономическая

планировать внешнеэкономическую  деятельность предприятия;

оформлять внешнеторговые контракты  предприятия, устанавливать контрактные цены;

определять риски и эффективность  внешнеэкономической деятельности;


Продолжение таблицы 1

1

2

 

предпринимательская:

создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития;

разрабатывать маркетинговую политику предприятия;

определять конкурентоспособность  предприятия;

рассчитывать наиболее важные для  предприятия налоги

научно-исследовательская

проводить исследования внешней и  внутренней среды предприятия, основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, научных основ организации производства и труда

образовательная

использовать основные методические приемы чтения лекций, проведения практических занятий;

применять активные методы обучения


 

Наряду со знаниями о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики, понимании  многообразия экономических процессов в   современном мире, их связи с другими процессами, происходящими в обществе, экономист-менеджер должен иметь представление о развитии национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального        развития соответствующей отрасли и предприятия.

Специалист должен знать теоретические основы и закономерности    функционирования рыночной экономики, методы изучения рыночной конъюнктуры, отраслевую номенклатуру продукции, порядок разработки и оформления технической документации; условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции, порядок разработки договоров поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения; основы социологии и психологии труда; формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании; организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы; организацию производства отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта,       погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах; современные методы планирования и организаций исследований,    разработок; меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Экономист-менеджер должен уметь анализировать экономические        ситуации, выявлять проблемы, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию; использовать информационные технологии для решения экономических задач на      предприятии. 
        В рамках специальности "Экономист-менеджер" осуществляется подготовка специалистов, имеющих фундаментальные знания в области экономики предприятия, внешней среды его деятельности, организации, анализа, бизнес-планирования, практического и стратегического знания, правового                    регулирования. 

    1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Известно, что основой жизни современного общества является экономика.  Не смотря на то, что слово «экономика» в переводе с греческого означает    «ведение домашнего хозяйства», в наше время под этим термином понимается система хозяйствования, включающая отрасли материального производства и нематериальной сферы. 

Впервые в научном труде  слово «экономика» появляется в IV в. до н. э.              у Аристотеля, который называет её «естественной наукой». Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые     необходимы для жизнедеятельности людей. Экономика  современного общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом.   
Одна из причин выбора специальности «экономика и управление на предприятии (по отраслям)» - это интерес к изучению экономики и управления         (менеджмента).

Понимание основ экономики дает возможность понять реалии окружающего мира, например, ответить на вопросы:  «Почему дорожает тот или иной вид продукта, например, гречневая крупа в неурожайный год?» или «Почему некоторые страны охвачены «пожаром» гиперинфляции, в то время как в      других странах цены на товары остаются практически неизменными?». Так же можно почувствовать себя искушенным субъектом рыночных отношений, так как каждый день приходится принимать множество хозяйственных решений, включая решение вопросов о распределении собственных доходов (какую часть следует направить на текущие расходы, а какую отложить на сберегательный счет) до принятия решения о назначении цен на продукцию фирмы, в которой работаешь.

И, конечно же, очень интересно  осознавать пределы возможного в        экономической политике, потому что как гражданин страны я участвую в       выработке политики распределения общественных ресурсов, мне важно знать, как отразится на моем положении тот или иной вариант налогового кодекса и как дефицит государственного бюджета воздействует на экономику.  
Очень сложно разобраться во всех вышеупомянутых вопросах не имея          фундаментальных знаний в области экономики.

Принципы экономики могут  пригодиться в различных жизненных  ситуациях, так как «экономическая наука изучает нормальную жизнедеятельность человеческого общества» по определению великого экономиста  XIX в.      Альфреда Маршалла, которое  по-прежнему справедливо[13 ,с.21].

Наряду с Маршаллом, заметный след в истории оставили такие знаменитые экономисты как Фридмен Милтон, Пол Самуэльсон, Давид Рикардо,    Уильям Петти, Роберт Оуэн, Ойкен Вальтер. Идеи и теории многих экономистов, например, Адама Смита и Джона Кейнса, раз и навсегда перевернули экономику и указали ей пути развития на десятки (а то и сотни) лет вперед. Труды, например, Карла Маркса, хоть и косвенно, способствовали, по-моему, даже смене политического строя в России. Меня всегда интересовала и       вдохновляла  их деятельность, их знание экономики, что вызвало желание более углубленно ее изучить.

Так же, на выбор мной специальности экономист-менеджер повлиял тот факт, что для успешной карьеры необходимо уметь грамотно управлять финансовыми ресурсами предприятия, знать не только правила оформления номенклатурных документов и отчетностей, но и продуктивно взаимодействовать с людьми. Не понимая сущности и нюансов управления это просто невозможно.  
Специальность "Экономист-менеджер", на мой взгляд, помогает стать специалистом-профессионалом, владеющим современными методами оценки            эффективности бизнеса, разработки стратегий поведения фирмы на рынке,   принятия управленческих решений, организации предпринимательской деятельности и грамотно вести собственное дело.

Кроме того, название специальности  звучит как «экономика и управление на предприятии(по отраслям)». Это значит, что в процессе обучения выражена отраслевая специфика. В текстильном вузе наряду с глубокими знаниями в области экономики можно получить хорошую инженерную подготовку, что позволит строить экономические модели и успешно решать прикладные задачи в бизнесе и на производстве.

Профессия экономист-менеджер, не смотря на некоторое «пресыщение» рынка труда специалистами с  экономическим образованием, до сих  пор является одной из самых востребованных. Можно без труда устроиться  на работу в разных областях, имея экономическое образование.

 Что касается работы по специальности в текстильной промышленности, то, на мой взгляд, с государственной поддержкой предприятия текстильной отрасли начнут в скором времени развиваться и расширяться, и, соответственно, повысится спрос на специалистов именно в этой отрасли. Тем более что государство уже  начало заниматься вопросами благосостояния текстильщиков. На заседании президиума Государственного совета «О модернизации текстильной отрасли и мерах по повышению уровня жизни и социальной защищённости её работников», проходившем в городе Иваново 20 июня 2008 года, президент Д.А.Медведев сказал, что «текстильное производство в нашей стране – одно из старейших и перспективных для нашей экономики… Ключевая задача – это качественная модернизация отрасли. Необходимо глубокое обновление производства, внедрение передовых технологий, резкое повышение производительности труда» и предложил рабочей группе меры по модернизации текстильной промышленности[3].

Информация о работе Отчет по ознакомительной практике экономиста-менеджера