Отраслевой анализ ГМК "Норильский Никель"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 09:59, контрольная работа

Описание

ГМК "Норильский никель" - крупнейшая российская горно-металлургическая компания, которая производит четыре основных металла - никель, медь, палладий и платину, а также множество побочных металлов, таких как кобальт, родий, серебро, золото, теллур, селен, иридий, рутений. Предприятия Группы занимаются поиском, разведкой, добычей, обогащением и металлургической переработкой полезных ископаемых, производством, маркетингом и реализацией драгоценных и цветных металлов.

Работа состоит из  1 файл

Отраслевой анализ ГМП.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

    - Фирмы-сторожилы очень уверенно  чувствуют себя на данном рынке,  и «охраняют» свои каналы сбыта;

    - данная отрасль сильно зависим  от политического фактора. Экспорт  контролируется Минфином и Правительством  РФ.

    Вывод: существуют высокие барьеры, мешающие новым компаниям входить в отрасль.

    3) Влияние на конкуренцию  в отрасли товаров-субститутов:

    Угроза  конкуренции, вызванная товарами-субститутами, очень низкая, так как пока не существует такого товара, который  бы смог заменить никель. Но компания   Норильский никель, как уже говорилось раньше, тесно взаимодействует с Российской академией наук, целью данного сотрудничества является разработка и реализация приоритетных, высокотехнологичных проектов, создание конкурентоспособного импортозамещающего оборудования и материалов в области водородной энергетики и топливных элементов.

    4) Конкурентная сила поставщиков:

    Поставщики  не являются весомой конкурентной силой, так как они конкурируют между  собой, чтобы заключить договор-поставки с таким мировым гигантом как  Норильский никель.

    5) Конкурентная сила  покупателей:

    Покупатели, как и поставщики, не являются весомой конкурентной силой. Компания Норильский никель проводит ежегодные тендеры, победители которых напрямую закупают металл у компании.

    Вывод: конкурентная стратегия компании Норильский никель тем эффективнее, чем больше она обеспечивает защиту от пяти конкурентных сил. 

1.6 Ключевые факторы успеха

    КФУ – это те факторы, которым фирмы  должны уделять особое внимание, так  как они определяют успех (или  провал) фирмы на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно влияющие на ее прибыльность.

    1). КФУ, зависящие от технологии:

    - высокая степень овладения существующими  технологиями

    - возможность инноваций в производственном процессе

    2). КФУ, относящиеся к производству:

    - низкая себестоимость продукции

    - высокая степень использования производственных мощностей

    - доступ к квалифицированной рабочей  силе

    3). КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:

    - высокая степень овладения определенной  технологией

    4). КФУ, связанные с организационными возможностями:

    - высокий уровень информационных систем

    - способность быстро реагировать  на изменяющуюся рыночную ситуацию

    5). Прочие КФУ:

    - благоприятный имидж

    - общие низкие затраты

    - доступ на финансовые рынки. 

1.7 Перспективы отрасли и ее общая привлекательность

    - Потенциал роста отрасли весьма обширен, так как за последние два года цены на никель удвоились. Среди основных причин роста цен эксперты выделяют значительное повышение спроса на металл в условиях ограниченного предложения. По прогнозам Международной группы по изучению никеля, производство металла в 2004 году составит около 1,28 млн тонн, а потребление - 1,3 млн тонн. Ожидаемый разрыв между спросом и предложением будет покрываться за счет запасов компаний, предполагают эксперты.

    - Возможность прихода в отрасль или ухода из нее крупных фирм минимален, так как все фирмы-конкуренты, как уже отмечалось ранее, примерно равны по  своим размерам и объемам производства, они находятся примерно в равных условиях.

    - В настоящее время компании  объединяются в вертикально-интегрируемые  холдинги с замкнутым циклом производства и стремятся, таким образом, обеспечить стабильность в работе благодаря устойчивой загрузке мощностей и уменьшению влияния биржевых цен, и этот процесс будет продолжаться.

    - Преимущество в технологии, за  которое постоянно борются компании данной отрасли, может изменить обстановку внутри отрасли, делая возможным производство товаров более высокого качества с меньшими издержками, и открыть новые перспективы для отрасли в целом. Это наиболее важный фактор, который может повлиять на расстановку сил на мировом рынке никеля в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ситуационный  анализ

     Разработка  стратегии это ключевой момент для  любой компании, и особенно для  таких мировых гигантов как  Норильский никель. Решение о том, какую стратегию выбрать, должно приниматься на основании внутренней и внешней среды компании, полученной в результате исследования.

    Степень вертикальной интеграции: компании, объединяются в вертикально-интегрируемые холдинги с замкнутым циклом производства и стремятся таким образом обеспечить стабильность в работе благодаря устойчивой загрузке мощностей и уменьшению влияния биржевых цен.

    Легкость  выхода на рынок и  ухода с рынка: отрасль является чрезвычайно капиталоемкой, требующей высоких инвестиционных расходов. Например, чтобы построить новый горно-обогатительный комбинат, необходимо обладать финансовыми ресурсами в 1 миллион долларов.

    Технологии/инновации: компания тесно взаимодействует с Российской академией наук, целью данного сотрудничества является разработка и реализация приоритетных, высокотехнологичных проектов, создание конкурентоспособного импортозамещающего оборудования и материалов в области водородной энергетики и топливных элементов.

    Экономия  на масштабах производства: все компании имеют практически одинаковые производственные издержки, однако возможна экономия на транспортировке крупных партий продукции одному клиенту и на покупке партий сырья. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 SWOT-анализ

    Цель SWOT – анализа – предоставить выводы о сильный и слабых сторонах деятельности предприятия в связи с внешними возможностями и угрозами.

Сильные стороны

Лидирующие позиции на мировом рынке никеля и палладия. НорНикель является крупнейшим мировым производителем никеля и палладия с долей в производстве первичных металлов 21% и 50% соответственно.

Высокое качество российских активов.

Сульфидная  руда на российских месторождениях, позволяющая добывать сразу несколько металлов из породы, существенно снижает себестоимость добычи.

Стабильное финансовое положение.

Чистый  долг компании, который по данным на конец июня 2009 года составляет $3,9 млрд., практически полностью перекрывает EBITDA даже кризисного 2009 года. Мы ожидаем стабильного сокращения чистого долга в ближайшие годы.

Вертикальная интеграция. Полный циклметаллургического производства в сочетании с собственными логистическими и энергетическими активами снижает зависимость НорНикеля от контрагентов и повышает эффективность бизнеса.

Слабые  стороны

Не самые эффективные иностранные активы. В период пиковых цен на рынке никеля НорНикель совершил ряд международных приобретений, в число которых вошли активы в Австралии, Африке и Финляндии. Большинство купленных активов характеризуются высокой себестоимостью производства, и часть из них в настоящий момент законсервирована.

Невысокие темпы роста бизнеса. Дефицит новых проектов в сочетании с ограниченными перспективами роста производства на ключевых активах группы оставляет минимальный потенциал роста производства НорНикеля в ближайшие 5 лет.

Возможности

Рост цен на основные товарные группы холдинга. Восстановление мировой экономики в сочетании с ростом инвестиционного спроса на металлы может стать драйвером для основных товарных групп НорНикеля.

Принятие долгосрочной стратегии развития. В первой половине 2010 года Норильский Никель планирует представить долгосрочную стратегию развития, реализация которой может способствовать расширению бизнеса и повышению эффективности компании.

Разработка медных месторождений в Забайкалье. К 2016 году НорНикель планирует начать добычу меди, молибдена, золота, серебра и других металлов на двух Забайкальских месторождениях, с производительностью по руде около 26 млн. тонн в год.

Угрозы

Укрепление рубля и инфляция издержек. Мы ожидаем развития тенденции укрепления рубля в ближайшие несколько лет, которая может оказать давление на рентабельность НорНикеля, выручка которого напрямую привязана к доллару США.

Усиление позиций замещающих материалов и снижение удельного потребления базовых металлов. По мере удорожания базовых металлов усиливаются тенденции замены их более дешевыми субститутами, что потенциально снижает спрос на продукцию компании. Производители конечной продукции также стараются внедрять технологии, позволяющие использовать меньшие объемы базовых металлов.

 

2.2 Определение стратегических  подходов

    Предприятия горно-металлургического сектора  представляют собой комплекс заводов, фабрик, производств и рудников, объединенных единым технологическим  процессом. В общем виде технологический  процесс в горной металлургии  состоит из трех блоков: добыча сырья (рудники), обогатительное производство и металлургия.

    В силу специфики можно выделить ряд  отличительных особенностей предприятий  горной металлургии:

    -     большие масштабы производства;
    -     инерционность процесса производства;
    -     длительный  цикл переналадки;
    -     длительные  производственные циклы;
    -     сезонность  отгрузок (в случае транспортировки  северными морями);
    -     длительный  инвестиционный цикл;
    -     зачастую  неблагоприятные климатические  условия;
    -     энергоемкость производства;
    -     большое число занятых в производстве работников;

    В то же время есть и ряд особенностей, связанных с деятельностью этих предприятий в рыночной среде:

    -     удаленность от потребителя;
    -     вторичность спроса на продукцию;
    -     невозможность быстро и гибко реагировать на изменения внешней среды (всегда есть большая временная задержка);
    -     большие затраты на инфраструктуру;
    -     зависимость параметров выпуска от существующих технологий.

    Вышеперечисленные особенности накладывают существенный отпечаток на организацию деятельности горно-металлургических предприятий (ГМП), на принципы управления и существование в конкурентной среде. Таким образом, даже этих выделенных отличительных факторов достаточно, чтобы утверждать, что предприятия горно-металлургического сектора имеют существенные особенности, не позволяющие им использовать универсальные подходы к формированию промышленной политики и общие инструменты стратегического маркетинга.

    С другой стороны, динамика изменений  внешней среды, развитие мирового хозяйства  дают новые вызовы:

    -     глобализацию  рынков;
    -     «стирание»  государственных границ для транснациональных  корпораций;
    -     усиление  конкуренции на глобальных рынках;
    -     новые требования к качеству продукции;
    -     появление принципиально новых потребностей у потребителей;
    -     понимание необходимости выпуска более технологичных товаров, более высоких стадий передела;
    -     необходимость гибко и оперативно реагировать  на внешние изменения, в том числе  на изменение запросов потребителя;
    -     развитие  новых технологий и появление  металлов-заменителей;

    Вышеприведенные рассуждения и выделенные существенные факторы позволяют нам сделать вывод о необходимости синтеза новой концепции стратегического маркетинга применительно к промышленным предприятиям горно-металлургического сектора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

    1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

    2. Базилевич Л.А. Автоматизация  организационного проектирования. Л.: Машиностроение, 1989.

    3. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева  Л.К. Модели и методы рационализации  и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1991.

    4. Блейк Р.Р., Моутон Д.С. Научные  методы управления. Киев: Наукова  думка, 1990.

    5. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн  Л. Менеджмент. Предпринимательская  деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 1992.

    6. Васильев Ю.П. Управление развитием  производства. Опыт США. М.: Экономика, 1989.

Информация о работе Отраслевой анализ ГМК "Норильский Никель"