Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:25, реферат
Цель работы: описать перспективные формы организации.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1.Эволюция взглядов на сущность и структуру организации
2.Процесс формирования организационной структуры
3.Процесс модификации организационных структур управления
4.Основные свойства организаций будущего
5.Виды организаций
2. Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынки новых изделий и технологий и действующих на принципах рискового финансирования. Широко распространенной практикой крупных компаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке. Эти предприятия могут создаваться как на самостоятельной основе, так и по соглашению с другими компаниями, на кооперативных началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.
3. Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого предпринимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.
В переходной экономике
Если попытаться обобщить
основные требования к
3. Основные свойства организаций будущего
К концу 1990-х годов стало очевидным, что важнейшей, во многом определяющей чертой организаций - хозяйствующих субъектов все в большей мере становится использование потенциала предпринимательства внутри предприятий. Такие революционные преобразования должны охватить линейные, функциональные, маркетинговые структуры и даже высшие звенья аппарата управления. Указанные структуры станут автономными «внутренними предприятиями», которые будут покупать и продавать товары и услуги, участвуя во внутрифирменных и межфирменных связях, и объединяться едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Руководители автономных подразделений должны сотрудничать с целью придания рыночного характера внутренней экономике фирмы, что вызывает необходимость создания стратегических альянсов, совместного использования технологий и решения общих проблем. Примерная схема организации с «внутренним рынком».
Важно подчеркнуть, что при таких условиях предприятие не обязательно должно осуществлять полный набор предпринимательской деятельности - от научных исследований и опытно-конструкторских разработок до маркетинга и распределения. Фирмы будут заключать договоры с другими фирмами для выполнения определенных функций посредством перераспределения ресурсов или создания стратегических союзов. Покупатели и поставщики также будут являться частью этой сети.
Организационные рынки (как называют теперь феномен «внутренних рынков») сокращают затраты по ведению учета и отчетности, накладные расходы и другие производственные затраты благодаря выпрямлению операций. Они способствуют предотвращению конфликтов и налаживанию кооперирования, поскольку создают прочную основу для деловых взаимоотношений. Подразделения, имеющие экономическую свободу внутри предприятий, оперативнее могут провести изменения в процессах производства товаров, предоставления услуг, в системе отношений с потребителями.
Структуры, техника и методы управления будущего, являющиеся предметом аналитических исследований и прогностических разработок, судя по всему, будут полностью реализованы и широко распространятся в XXI веке. Однако уже и сегодня они становятся реалией: новые, нередко революционные изменения в управлении, связанные с использованием информационных технологий, научных знаний, горизонтальных структур, «внутренних рынков» и др., в разных масштабах и модификациях входят в практическую жизнь. Обобщение этого опыта, его всесторонний анализ, выявление возможностей использования новых организационных моделей и методов с учетом конкретных ситуаций и особенностей субъектов хозяйствования становятся ключевой задачей современной науки и практики управления.
Главным свойством
организации будущего, как показывают
исследования, станет постоянное
приспособление к динамичной
внешней среде. Образно говоря,
организация будет напоминать
хамелеона, меняющего свой
4.Виды организаций.
Существует несколько
По характеру продукта
· хозяйственные;
· социальные.
Организации, которые производят продукт
и предлагают его обществу называются
хозяйственными. Организации, взаимодействующие
с обществом через информацию,
называются социальными. В том случае,
если существуют устоявшиеся границы
организации, если определено ее место
в обществе, организация принимает
форму общественной ячейки и выступает
в виде социального института. Это
частные и государственные
По количеству целей организации принято разделять на:
· простые (характерно наличие одной цели);
· сложные (имеют набор взаимосвязанных целей).
Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель.
По институциональному признаку организации делят на:
· формальные;
· неформальные.
Формальная организация имеет стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого члена. Формальная организация создается по воле руководства. Но как только организация создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Таким образом, возникает неформальная организация.
Неформальные организации
В большинстве формальных организаций существует не одна неформальная организация. Большинство из них объединены в своего рода сеть. Для образования таких групп благоприятна трудовая среда: люди, которые в других условиях вряд ли встретились, собираются вместе каждый день иногда на протяжении нескольких лет, больше времени проводят в кругу коллег, чем в собственной семье.
К главным функциям неформальной организации относятся: коммуникация, поддержание сплоченности, укрепление чувства личного тождества, самоуважения, независимости выбора.
У неформальных организаций много общего с формальными организациями (иерархия, лидеры, задачи), имеются неписаные правила- нормы, которые служат для членов организации эталоном поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций.
Специфика формальной организации в том, что она создана по заранее продуманному плану.
Неформальная организация
Образовательные учреждения являются
формальными организациями, т.к. они
действуют в соответствии с законом
РФ “Об образовании”, Устава ОУ, имеются
четкие правила внутреннего
Задача руководителя в данном случае способствовать тому, чтобы действия неформальной организации не препятствовали, а помогали развитию формальной организации.
По отраслевой принадлежности:
· транспорт;
· промышленность;
· торговля;
· производство;
· сельское хозяйство и др.
По типу решаемых социальных задач:
· экономические;
· финансовые;
· политические;
· медицинские;
· образовательные и др.
Этим далеко не исчерпываются классификации, используемые при решении различных проблем, изучаемых в теории организации.