Перспективные формы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:25, реферат

Описание

Цель работы: описать перспективные формы организации.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1.Эволюция взглядов на сущность и структуру организации
2.Процесс формирования организационной структуры
3.Процесс модификации организационных структур управления
4.Основные свойства организаций будущего
5.Виды организаций

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 116.92 Кб (Скачать документ)

2. Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынки новых изделий и технологий и действующих на принципах рискового финансирования. Широко распространенной практикой крупных компаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке. Эти предприятия могут создаваться как на самостоятельной основе, так и по соглашению с другими компаниями, на кооперативных началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.

3. Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого предпринимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.    

 В переходной экономике объективно  требуются не только принципиально  новые для российских условий  формы организации и методы  управления, но и переходные режимы  деятельности, поэтапная трансформация  одних структур в другие, применительно  к которым меняется характер  государственного и рыночного  воздействия. Для того чтобы  всесторонне учесть как внутренние  особенности хозяйствующих структур, так и динамично меняющиеся  внешние условия, а также складывающиеся  прогрессивные тенденции, необходимо  использовать системный подход  к формированию и реорганизации  предприятий. В переходный период  должны возникнуть условия для  использования новой научной  модели управления, в основе которой  лежат интеграционные процессы  в организациях, объединение внутренних  рынков компаний с помощью  глобальных информационных систем  в промышленные и другие союзы  различного типа. Для России с  ее многообразным историческим  опытом и огромным ресурсным  потенциалом и масштабами производства  такая долгосрочная перспектива управления в рыночной экономике представляется вполне осуществимой.   

 Если попытаться обобщить  основные требования к организации  управления, прогнозируемые на основе  анализа уже наметившихся тенденций,  то можно выделить следующие  их разновидности.

3. Основные свойства организаций будущего 

 

 

 К концу 1990-х годов  стало очевидным, что важнейшей, во многом определяющей чертой организаций - хозяйствующих субъектов все в большей мере становится использование потенциала предпринимательства внутри предприятий. Такие революционные преобразования должны охватить линейные, функциональные, маркетинговые структуры и даже высшие звенья аппарата управления. Указанные структуры станут автономными «внутренними предприятиями», которые будут покупать и продавать товары и услуги, участвуя во внутрифирменных и межфирменных связях, и объединяться едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Руководители автономных подразделений должны сотрудничать с целью придания рыночного характера внутренней экономике фирмы, что вызывает необходимость создания стратегических альянсов, совместного использования технологий и решения общих проблем. Примерная схема организации с «внутренним рынком».

Важно подчеркнуть, что при таких  условиях предприятие не обязательно должно осуществлять полный набор предпринимательской деятельности - от научных исследований и опытно-конструкторских разработок до маркетинга и распределения. Фирмы будут заключать договоры с другими фирмами для выполнения определенных функций посредством перераспределения ресурсов или создания стратегических союзов. Покупатели и поставщики также будут являться частью этой сети.

Организационные рынки (как называют теперь феномен «внутренних рынков») сокращают затраты по ведению учета и отчетности, накладные расходы и другие производственные затраты благодаря выпрямлению операций. Они способствуют предотвращению конфликтов и налаживанию кооперирования, поскольку создают прочную основу для деловых взаимоотношений. Подразделения, имеющие экономическую свободу внутри предприятий, оперативнее могут провести изменения в процессах производства товаров, предоставления услуг, в системе отношений с потребителями.

Структуры, техника и методы управления будущего, являющиеся предметом аналитических  исследований и прогностических  разработок, судя по всему, будут полностью реализованы и широко распространятся в XXI веке. Однако уже и сегодня они становятся реалией: новые, нередко революционные изменения в управлении, связанные с использованием информационных технологий, научных знаний, горизонтальных структур, «внутренних рынков» и др., в разных масштабах и модификациях входят в практическую жизнь. Обобщение этого опыта, его всесторонний анализ, выявление возможностей использования новых организационных моделей и методов с учетом конкретных ситуаций и особенностей субъектов хозяйствования становятся ключевой задачей современной науки и практики управления.

 

 

     Главным свойством  организации будущего, как показывают  исследования, станет постоянное  приспособление к динамичной  внешней среде. Образно говоря, организация будет напоминать  хамелеона, меняющего свой цвет  в связи с изменениями света,  эмоций, температуры. Как адаптирующийся  механизм, организация будет меняться  в соответствии с изменениями  внешних условий и объективных  требований к ней. Обобщение  происходящих процессов и наметившихся  тенденций показывает, что на  первый план выйдут такие черты  организаций, как большая гибкость, приверженность индивидуумам, преимущественное  использование команд, высокая внутренняя  конкурентоспособность, стремление  к диверсификации. Попытаемся дать  характеристику этих свойств  организаций

4.Виды организаций.

Существует несколько классификаций  организаций. Организации (называемые предприятиями) создают продукцию  и услуги, потребляя которые человеческое общество живет и развивается; организации (называемые государственными учреждениями) определяют порядок жизни в обществе и контролируют его соблюдение; организации (называемые общественными) являются средством выражения наших взглядов и интересов.

По характеру продукта организации принято делить на:

· хозяйственные;

· социальные.

Организации, которые производят продукт  и предлагают его обществу называются хозяйственными. Организации, взаимодействующие  с обществом через информацию, называются социальными. В том случае, если существуют устоявшиеся границы  организации, если определено ее место  в обществе, организация принимает  форму общественной ячейки и выступает  в виде социального института. Это  частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования  и т.п.

По количеству целей организации принято разделять на:

· простые (характерно наличие одной  цели);

· сложные (имеют набор взаимосвязанных  целей).

Формальное управление редко имеет  дело с организациями, имеющими только одну цель.

По институциональному признаку организации делят на:

· формальные;

· неформальные.

Формальная организация имеет  стабильную структуру, иерархию и роли, строго определенные для каждого  члена. Формальная организация создается  по воле руководства. Но как только организация создана, она становится также и социальной средой, где  люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Таким образом, возникает неформальная организация.

Неформальные организации представляют собой группы, которые возникают  спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации  существуют во всех формальных, за исключением самых маленьких. У такой организации отсутствуют единые цели, но она тем не менее достигает важных результатов, поскольку взаимодействие людей, основанное на их личных целях и симпатиях, наиболее устойчиво. У неформальных организаций нет руководителей.

В большинстве формальных организаций  существует не одна неформальная организация. Большинство из них объединены в  своего рода сеть. Для образования  таких групп благоприятна трудовая среда: люди, которые в других условиях вряд ли встретились, собираются вместе каждый день иногда на протяжении нескольких лет, больше времени проводят в кругу  коллег, чем в собственной семье.

К главным функциям неформальной организации  относятся: коммуникация, поддержание сплоченности, укрепление чувства личного тождества, самоуважения, независимости выбора.

У неформальных организаций много общего с формальными организациями (иерархия, лидеры, задачи), имеются неписаные правила- нормы, которые служат для членов организации эталоном поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций.

Специфика формальной организации  в том, что она создана по заранее  продуманному плану.

Неформальная организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные  индивидуальные потребности.

Образовательные учреждения являются формальными организациями, т.к. они  действуют в соответствии с законом  РФ “Об образовании”, Устава ОУ, имеются  четкие правила внутреннего распорядка, соответствующую структуру, должностные  обязанности сотрудников и т.д. Но в рамках образовательных учреждений (школ, институтов, ДОУ и др.) существуют неформальные, возникшие на основе симпатии, общих интересов.

Задача руководителя в данном случае способствовать тому, чтобы действия неформальной организации не препятствовали, а помогали развитию формальной организации.

По отраслевой принадлежности:

· транспорт;

· промышленность;

· торговля;

· производство;

· сельское хозяйство и др.

По типу решаемых социальных задач:

· экономические;

· финансовые;

· политические;

· медицинские;

· образовательные и др.

Этим далеко не исчерпываются классификации, используемые при решении различных  проблем, изучаемых в теории организации.

 


Информация о работе Перспективные формы организации