Планирование деловой карьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в определении оптимальной системы управления карьерой в организации.
В связи с этим можно выделить следующие задачи данного исследования: рассмотреть систему кадрового менеджмента организации, определить ту роль, которую в этой системе играет процесс управления карьерой, составляющие этого процесса, а также факторы, непосредственно влияющие на служебно-профессиональное продвижение; изучить опыт работы системы управления персоналом ОАО «Газпром», а также основные направления кадровых служб данной организации, в частности – работу с кадровым резервом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1 Планирование деловой карьеры: теоретический аспект………………
1.1 Планирование деловой карьеры в системе управления персоналом на предприятии……………………………………………………………………..
1.2 Проблемы, возникающие в процессе деловой карьеры…………….
Глава 2 Планирование деловой карьеры на предприятии………………………
2.1 Анализ системы управления персоналом……………………………
2.2 Планирование и контроль деловой карьеры…………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Управление персоналом (курсовая)3курс.rtf

— 554.23 Кб (Скачать документ)

В качестве примера (см. приложение 3) приведена схема продвижения работника управления (японская модель).

При оценке и отборе кандидатов для выдвижения на вакантную должность руководителя используют специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств:

  1. ОБЩЕСТВЕННО - ГРАЖДАНСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ. Сюда относятся:

способность подчинять высшие интересы общественным;

умение прислушиваться к критике, быть самокритичным;

активное участие в общественной деятельности;

высокий уровень политической грамотности.

  1. ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ. Эта группа охватывает следующие качества:

чувство личной ответственности за порученное дело;

чуткое и внимательное отношение к людям;

трудолюбие;

личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими;

уровень эстетики работы.

  1. УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Данная группа включает такие качества, как:

наличие квалификации, соответствующую занимаемой должности;

знание объективных основ управления производством;

знание передовых методов руководства;

знание возможностей современной техники управления и умение использовать в своем труде;

общая эрудиция.

  1. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ. Сюда относятся:

умение организовывать управление и свой труд;

умение работать с подчиненными и с руководителями других организаций;

умение коротко и ясно формулировать цели, излагать мысли в деловых письмах, приказах, распоряжениях, поручениях, заданиях;

умение создать сплоченный коллектив;

умение проводить деловы совещания;

способность к самооценке своих возможностей и своего труда, а также труда сотрудников;

умение подобрать, расставить и закрепить кадры.

  1. СПОСОБНОСТЬ К РУКОВОДСТВУ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ. Эта группа представлена следующими качествами:

умение своевременно принимать решения;

способность обеспечить контроль их исполнения;

умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации;

умение владеть собой и уверенность в себе.

  1. СПОСОБНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬ НОВАЦИИ. В эту группу входят:

умение увидеть новое;

распознать и поддержать новаторов, рационализаторов;

умение нейтрализовать скептиков, консерваторов, авантюристов;

инициативность;

смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений;

мужество и способность идти на обоснованный риск.

  1. МОРАЛЬНО - ЭТИЧЕСКИЕ СТОРОНЫ ХАРАКТЕРА: честность. Добросовестность, порядочность, принципиальность, уравновешенность, выдержанность, вежливость, настойчивость, общительность, скромность. Нелишним будет хорошее здоровье.

Поскольку при планомерной ротации работник знает, что он через определенное время будет продвинут, и поэтому нужно подобрать себе замену, более динамично осуществляется обновление руководителей, движение резерва кадров на выдвижение. Ведь сейчас многие руководители, опасаясь подсиживания, подбирают себе заместителей по принципу «чем хуже, тем лучше».

При этом необходимо отметить, что совпадение намеченного пути служебно - профессионального продвижения и фактической карьеры на практике происходит довольно редко и является скорее исключением, чем правилом.

Работа с кадровым резервом является одной из основных задач управления персоналом и служит развитию кадрового потенциала. Целенаправленная работа с резервом позволяет избежать стихийного продвижения работников по службе. Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, увольнений конкретных сотрудников.

Глава 2 Планирование деловой карьеры на предприятии

 

2.1 Анализ системы управления персоналом

 

Основные черты управления карьерой в организации (на примере ОАО «Газпром»)

Газовая промышленность сегодня - наиболее устойчивая сфера российской экономики, одна из фундаментальных опор производственно - экономического потенциала России. Структура управления и механизм функционирования газовой отрасли формируется под воздействием проводимых в стране демократических реформ.

Залог надежности работы газовой промышленности - это , прежде всего, кадры специалистов высокого профессионального уровня. Сильно стороной ОАО «Газпром» является кадровый потенциал, навыки и опыт его персонала.

Кадровая политика ОАО «Газпром»

Переход на рыночные экономические отношения обусловил существенные изменения в организации работы с кадрами. В ОАО "Газпром" разработана собственная «фирменная» кадровая политика, направленная на достижение высокой эффективности труда каждого работника, повышение роли личности на основе экономических и моральных стимулов и социальных гарантий, позволяющая вести прогнозирование потребности и развитие персонала, управлять кадрами от приема на работа до завершения карьеры и обеспечивать «фирменные» социальные гарантии по старости и потере трудоспособности.

Основные положения кадровой политики ОАО "Газпром" включают в себя:

  • Создание единых принципов стратегического управления и развития персонала в отрасли;
  • Интеграцию кадровой политики при стратегическом планировании предприятий с учетом кадровой работы на всех уровнях управления;
  • Внедрение новых методов и систем подготовки и переподготовки персонала;
  • Проведение скоординированной единой тарифной политики и оплаты труда;
  • Разработку экономических стимулов и социальных гарантий, направленных на повышение производительности и качество труда, эффективности работы предприятий;
  • Защиту прав и гарантий каждого работника ОАО "Газпром", работу с представителями трудовых коллективов и профсоюзов;
  • Исследование проблем в области развития человеческих ресурсов;
  • Подготовку нормативных и методических материалов с целью обеспечения высокого уровня управления кадрами.

Кадровая политика ОАО "Газпром" неразрывно связана с его корпоративной философией, основа которой - забота о сотрудниках. Компанией постоянно проводится целенаправленная работа по укреплению и развитию своего кадрового потенциала. Для этого в отрасли создается и развивается гибкая система управления персоналом, ориентированная на рынок и включающая в себя решение комплекса трудовых, , финансово - экономических, социально - психологических, образовательных, информационных и других проблем, обеспечивающих эффективную и качественную деятельность человека на производстве.

В связи со становлением рыночной экономики изменяются и принципы работы с персоналом компании. Происходит переход от того, что раньше называлось «работа с кадрами», к управлению человеческими ресурсами и их развитию5.

Целью их развития является обеспечение компании хорошо подготовленными и мотивированными работниками в соответствии с ее стратегией. При этом важным является:

обеспечение связи с настоящими и будущими проблемами;

эффективность производства;

поддержка высшего руководства;

выявление благоприятных и неблагоприятных факторов бизнеса;

постоянный анализ внешней среды и выбор стратегии деятельности в этой среде.

ОАО "Газпром" развивает инвестирование в подготовку персонала, поскольку внешний рынок труда и система государственного образования не всегда удовлетворяет его потребностям. Кроме того, научно - технический прогресс, частая смена и появление новых технологий, изменение принципов и подходов к управлению требуют появления новых квалификаций.

Среди наиболее важных тенденций в развитии человеческих ресурсов ОАО "Газпром" можно отметить:

прогнозирование и планирование персонала;

определение потребности в обучении;

своевременное повышение квалификации новых сотрудников;

укрепление связей с другими организациями по обучению и тренингу;

аттестацию персонала;

систему профессионального роста, важное значение в которой уделяется подготовке резерва руководящих кадров;

повышение гибкости системы развития персонала и ее ориентация на конечные результаты;

сочетание индивидуального обучения с обучением в командах;

движение от фрагментарного повышения квалификации к интегральному развитию человека;

переход от стандартных программ обучения к гибким, проблемно - ориентированными программами развития.

Такие программы должны представлять собой замкнутый цикл развития человеческих ресурсов, ориентированный на цели компании и конечные результаты ее деятельности, а не только на собственно обучение.

Не менее важным направлением является создание системы комплексной оценки работника, его потенциала, результатов его труда. Оценка потенциала работника проводится при приеме на работу или при необходимости найти кандидата на вакантную должность, а также при перемещении, ротации и планировании его должностного роста. Результаты оценок являются дополнением к имеющимся данным о конкретном работнике и показывают возможности его развития в перспективе.

Прежде чем назначать человека на новую должность (то ли это прием на работу, то ли перемещение по служебной лестнице), необходимо оценить возможную успешность его работы, необходимо проверить соответствие нового работника требованиям данного рабочего места, т. е. нужно оценить человека по определенным показателям. В самом общем виде выделяют следующие группы таких показателей: склонности, способности, мотивы, интеллектуальный уровень, психологическая устойчивость, моторика (темп действий), знания, навыки, умения, опыт (стаж работы), требования рабочего места, коллективные ценностные ориентации.

Другими словами, возникает обязательная необходимость комплексной, широкой оценки качеств работника. Под комплексной оценкой работника следует понимать сумму следующих пяти групп оценок:

  1. Оценки уровня профессиональной подготовленности, т. е. оценки знаний, навыков, умений.
  2. Оценки непосредственного руководителя, включающей оценку качества и эффективности труда работника, его мастерства и дисциплинированности.
  3. Оценки личностных качеств (по итогам психодиагностики).
  4. Оценки (выводы) последней аттестационной комиссии.
  5. Заключительной оценки руководителя предприятия (см. рис. 2. 1).

В настоящее время для оценки уровня профессиональной подготовки в отрасли разработан ряд комплексов компьютерных автоматизированных обучающих систем (АОС) и тренажеров - иммитаторов (ТИ) по важнейшим направлениям деятельности в отрасли: бурению, добыче, транспорту, переработке газа и газового конденсата и общеотраслевые. Указанные комплексы имеют большие возможности по обучению и организации контроля за ходом подготовки. Задача состоит в расширении библиотеки АОС и ТИ, их ассортимента и направленности.

Разработаны компьютерные автоматизированные средства оценки психологических качеств работников (психодиагностики, которые предназначены для широкого использования не психологами (после кратковременной подготовки)). Также разработаны АОС по вопросам общения, диагностики личностных качеств и основам социологии на промышленном предприятии. Особое внимания кадровыми службами уделяется проблемам качественного отбора кандидатов для формирования резерва кадров, организации подготовки «резервистов» и проведения постоянного контроля за этой подготовкой.

Успешность реализации кадровой политики на предприятии связана с перестройкой деятельности кадровых служб и созданием принципиально новых кадровых подразделений, призванных не только осуществлять, но и участвовать в разработке кадровой стратегии организации.

Решение задач и достижение целей предприятия невозможно без планирования человеческих ресурсов, т. е. обеспечение предприятия работниками в нужный момент времени, в необходимом количестве, соответствующей квалификации.

 

 


Рис. 2.1. Структура комплексной оценки работника предприятия


 

Система полготовки кадров. Кадровый резерв - основное направление работы кадровых служб ОАО "Газпром"

Информация о работе Планирование деловой карьеры