Планирование, как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 12:01, реферат

Описание

Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобрела качественно новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ…………………..………………………4

1.1 Принципы планирования…………………………………………..…..……6

1.2 Методы планирования……………………………………….…………...…7

2. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ…………………………………….………11

2.1 Перспективные и стратегические планы…………………………….…12

2.2 Тактическое и оперативное планирование…………………………..…13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...16

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….....……17

Работа состоит из  1 файл

реферат111.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

2) оптимизацию  распределения и экономность  расходования ресурсов.

3) предупреждение  бесхозяйственности.

4) надежный  контроль и оценку состояния  запасов, сбыта, закупок, плановых  и фактических издержек, денежных средств и финансов, рентабельности. 

     Но  бюджетный метод сложен, громоздок, требует перестройки структуры  управления, индивидуализации ответственности  за расходы, больших затрат.

     Балансовый  метод основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и распределения их в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит. Ресурсы можно привлекать со стороны, а можно находить в собственном «хозяйстве» путем его рационализации. Балансовый метод реализуется через составление системы балансов. По содержанию они бывают материально-вещественными, стоимостными и трудовыми; по временному горизонту - отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям - аналитическими и рабочими.

     Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Он предполагает, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.) на единицу продукции. Например, план по материально-техническому снабжению будет рассчитываться путем перемножения норм расхода сырья, материалов, энергии и т.п. на величину производственного заказа. 

     Выделяют  следующие виды норм:

  • норма выработки; норма обслуживания;
  • норма времени;
  • нормы численности.
 

   Чаще  всего нормы бывают индивидуализированными применительно к отдельным подразделениям и рабочим местам. Однако встречаются и групповые, предназначенные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях. По особо важным ресурсам могут разрабатываться перспективные нормы их использования, но наиболее распространенными являются годовые, составляющие основу соответствующих планов и балансов материальных ресурсов. Если же условия деятельности организации постоянно меняются, используются текущие нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости. С помощью нормативного метода формируется, например, нормированное задание, то есть установленный объем работы, который работник или группа работников должны выполнять за данный период с соблюдением определенных требований к качеству.

   К графическим необходимо, прежде всего, отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 50-х годов и предназначался для прогнозирования сроков, оценки затрат, разработки, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов.

   Исходным моментом применения указанного метода является определение продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели. Все события и работы объединяются в календарный сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы.

   Сетевой график облегчает управление создания сложных технических и хозяйственных систем, позволяет сконцентрировать внимание на выполнении в их рамках критических работ, наглядно демонстрирует их взаимосвязь. Сетевой график дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, к которому привязываются все остальные процессы: диспетчеризация, выдача заданий на выполнение определенных работ, наблюдение и контроль за их осуществлением. Высокая степень формализации графика позволяет при этом широко применять компьютерные технологии.

   К графическим относится и метод  планирования Паттерн. Суть метода состоит в том, что на основе прогноза развития объекта планирования строится «дерево» целей и подцелей. Для каждой их них эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости).

   Математические  методы планирования сводятся к расчетам на основе различного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические. Наиболее широкое распространение они находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках.

   Методы  линейного программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов. Они помогают:

- выбрать технологии, позволяющие получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов;

- загрузить  оборудование, выполняющее несколько  видов работ, так, чтобы при  этом достигалась наибольшая  выработка;

- составить  маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой стороны сделать это при минимальных затратах и пр.

     Возможности применения различных методов планирования имеют свои границы. Эти границы, во-первых, определяются современной НТР, которая вызывает столь стремительные изменения в организации и среде, что поспеть за ними планирование попросту не успевает. Во-вторых, нехваткой времени, связанной с тем, что плановые расчеты весьма длительны и трудоемки. В-третьих, бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников, их боязнью новшества.

     Полностью перечисленные ограничения устранить  нельзя, но можно их существенно  ослабить путем уменьшения жесткости  и схематичности составления  планов, их ориентацией на ключевые цели и задачи, конкретизацией и приближением к нуждам практики. 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

В зависимости  от уровня управления различается:

  • стратегическое и перспективное планирование - это высший уровень;
  • тактическое (или текущее) планирование - это средний уровень;
  • оперативное планирование - это нижний уровень.
 

   В зависимости от назначения различают  три основных типа планов:

1) планы-цели, представляющие собой набор качественных  и количественных характеристик  желаемого состояния объекта  управления и его отдельных  элементов в будущем. Эти цели согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако никогда не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются при больших сроках либо принципиальной непредсказуемости конкретных событий;

2) планы  для повторяющихся действий, предписывающие  их сроки, а также порядок  осуществления в стандартных  ситуациях, например, железнодорожное  расписание. Обычно в них предусматриваются  «окна», позволяющие обеспечить  свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и необходимости осуществления коррекции;

3) планы  для неповторяющихся действий, составляемые  для решения специфических проблем,  возникающих в процессе развития  и функционирования организации. Такие планы могут иметь вид программы, бюджета поступления и распределения ресурсов и пр.

     По  срокам выполнения планы принято  делить на долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся  в основном к категории планов-целей; среднесрочные (от года до пяти лет), выполняемые в виде различного рода программ; краткосрочные (до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок одной смены до одного месяца. 
 
 
 
 

2.1 Перспективные и  стратегические планы

     Обычно  перспективные планы в организации  разрабатываются на период свыше  одного года. Как правило, речь идет о среднесрочных планах, рассчитанных на период до 5 лет. Они могут иметь форму набора целей; целевых комплексных программ; и т.п.

     В рамках перспективного планирования создаются планы: разработки новых продуктов; снижения издержек; инноваций; приобретений; маркетинга; производства; инвестиций; материально-технического снабжения; развития системы управления; социальных мероприятий; план по труду; финансовый план и пр.

     Посредством такого рода планов происходит определение  шагов, которые необходимо предпринять  в будущем для достижения целей  организации, прежде всего получения  заданного объема продукции, прибыли  и т.п. Их разработка начинается с выбора перспективных целей. Затем на основе оценки имеющихся ресурсов происходит определение политики организации, выбор правил и процедур, разработка альтернатив, выбор наиболее приемлемой из них, ее детализация в бюджетах, графиках, стандартных решениях. 

     В качестве предпосылок появления  стратегического планирования можно назвать:

  • стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные к жизни современным этапом НТР и проявляющиеся в безграничном росте возможностей производства, резком усилении конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;
  • широкую доступность научно-технической и экономической информации и стремительное нарастание ее объема;
  • принципиальное изменение роли человека в производстве и связанное с этим пробуждение его творческих возможностей и активности.

   Эти и другие обстоятельства обусловливают  непредсказуемость путей развития организации и ее окружения и  неопределенность даже сравнительно близкого будущего. Способом частичного ослабления или преодоления этой неопределенности и является составление стратегических планов.

   Стратегические  планы отражают, направленные на формирование ее будущего потенциала и обеспечение  перспективного выживания. В процессе их составления формулируются цели организации, соответствующие стратегии  и распределяются необходимые ресурсы.

   Стратегии, составляющие основу таких планов, определяются, прежде всего, исходя из угроз и возможностей (которые  имеются или могут появиться  во внешнем окружении организации), а не поиска и мобилизации внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательным результатом их осуществления должны быть крупные перемены в организации. Таким образом, если организация хочет выжить в современных нестабильных условиях, переход к стратегическому планированию неизбежен, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования. 

2.2 Тактическое и  оперативное планирование

     Тактическое или текущее планирование представлено в основном краткосрочными планами, в которых предусматриваются действия, необходимые для достижения стратегических целей. По своей сути текущее планирование является производственным и обладает рядом особенностей:

  • объектами такого планирования могут быть заказ, группа продукции, показатели;
  • при осуществлении планирования учитывается связь уровней управления; оно может происходить сверху вниз (детализация), снизу вверх (спущенные сверху указания обогащаются внизу);
  • при составлении производственных планов происходит либо четкая привязка к календарю, либо допускается свободное планирование.
 

   Краткосрочные планы охватывают годовой период и в них конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам.

   Годовые планы разрабатываются на основе изучения той или иной ситуации (в зависимости от рода деятельности организации: конъюнктура, цены, характер конкуренции) и прогноза сбыта, исходящего из поступивших заказов, сведений о величине продаж за истекший период, результатов маркетинговых исследований. 

   Элементами  годового плана обычно являются:

  • производственная программа - она разрабатывается на срок от нескольких недель до года для предприятия в целом и его отдельных подразделений, с учетом имеющихся у них производственных мощностей и содержит, например, решения о том, как обеспечить производство необходимой продукции и услуг исходя из минимальных затрат;
  • план развития предприятия - он содержит решения о внедрении новой техники, изменении технологии, снятии с производства отдельных видов продукции и т.д.;
  • план маркетинга и сбыта - он является основой других планов предприятия и составляется на основе прогнозов сбыта, информации о требованиях заказчика по ассортименту и качеству продукции, заключенных договоров, цен, частоты заказов, каналов сбыта и т.п. Данный план детализируется по месяцам и неделям;
  • план по себестоимости и рентабельности - в нем отражаются: постоянные издержки, балансовая и чистая прибыль, расчетная рентабельность, себестоимость и др.;
  • финансовый план - включает такие показатели, как баланс доходов и расходов, издержки производства и обращения, использование собственных и заемных средств, срок выплаты и величина дивидендов;
  • план по материально-техническому снабжению;
  • план по труду и кадрам.

Информация о работе Планирование, как функция управления