Планирование карьеры менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 08:46, контрольная работа

Описание

Карьера представляет собой процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций. Другими словами, карьера - это развитие человека и освоение им социального пространства (если речь идет о межорганизационной карьере) или экспансия человека в организационном пространстве конкретного предприятия (если рассматривается внутриорганизационная карьера).

Содержание

Введение 3
1. Менеджер: его функции и качества 5
2. Сущность и определение карьеры 11
3. Мотивация труда – основа формирования успешной карьеры 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

контр Персональный менеджмент.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Планирование  карьеры менеджера 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

Введение

 

      Карьера представляет собой процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций. Другими словами, карьера - это развитие человека и освоение им социального пространства (если речь идет о межорганизационной карьере) или экспансия человека в организационном пространстве конкретного предприятия (если рассматривается внутриорганизационная карьера).

      Необходимость в управлении карьерой обусловлена  ее важной ролью в жизни человека, деятельности организации, а также в развитии общества в целом.

      Стремление  человека управлять своей карьерой объясняется тем огромным значением, которое имеет карьера для  его жизнедеятельности. Карьера  выступает в роли своеобразного  контекста трудовой жизни человека, структурируя его трудовой опыт (кстати, существенную часть общего жизненного опыта) последовательностью определенных ступеней, благодаря чему профессиональная жизнь видится не сплошной бессвязной массой действий и событий, а приобретает вид развития, упорядоченного этими ступенями.

      Карьера занимает важное место в структуре  потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и  жизнью в целом. Успешная карьера  обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких, как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.

      Желание человека оптимизировать карьерное развитие с помощью управления связано еще и с особенностями нынешней ситуации в развитии российского общества. Демократизация способствует созданию условий для свободного самоопределения, самореализации каждого человека, самостоятельного выбора им путей своего движения в социальной структуре, социальном пространстве общества. Но эта свобода порождает конкуренцию, которая ставит перед каждым человеком проблему его конкурентоспособности, достижения личных успехов на фоне опережения других.

      Организация также заинтересована в управлении карьерой (УК) своего персонала и, главным образом, менеджеров. Если для человека карьера - это развитие и продвижение в организационном пространстве, то с точки зрения организации - это, прежде всего, вопрос заполненности, целостности этого пространства, что особенно важно для профессионально-должностной его составляющей, то есть организационной структуры. В таком понимании карьеры грамотно построенное управление карьерным процессом имеет важное значение для функционирования и развития организации, являясь фактором повышения эффективности ее деятельности, условием ее устойчивости и жизнеспособности предприятия в изменяющейся среде, движущей силой, механизмом его развития.

      Управление  карьерой затрагивает такие важные проблемы, как удовлетворенность персонала работой в организации и связанную с этим производительность труда; преемственность профессионального опыта и культуры корпорации; обеспечение бесперебойного и рационального замещения ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений в содержании и разделении труда, в условиях кризисов; наконец, оно связано с вопросами внутреннего приращения профессионального потенциала и внешнего роста предприятия в среде.

 

1. Менеджер: его функции и качества

 

      С развитием рыночной экономики, в  частности в нашей стране, термины  «менеджмент» и «менеджер», быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин «управление» имеет более широкий смысл. Вообще, «управление» – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

      Основная  функция менеджмента – это  умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет  сам директор, а в крупных –  менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.

      Термин  «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

      - организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

      - руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

      - руководителю по отношению к подчиненным;

      - администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

      К менеджеру любого уровня предъявляются  высокие требования. Многие экономисты выделяют несколько ролей, в которых  выступает менеджер:

      Менеджер-дипломат.

      Среди навыков и умений менеджера – способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.

      Менеджер-инноватор.

      Производительность  труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

      Менеджер-управляющий.

      От  него в частности требуется:

      - наличие общих знаний в области управления предприятием;

      - компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

      - владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

      - принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

      Личность  менеджера можно разделить на 3 составляющих:

      - Биографические характеристики (возраст, социально-экономический статус, образование).

      - Способности (общие способности – интеллект, специфические способности – знание, компетентность, умение).

      - Черты личности (доминантность, уверенность в себе, креативность, стремление к достижению цели, ответственность, общительность, коммуникабельность).

      Кроме руководителя может быть еще и  лидер – человек, обладающий авторитетом, который выдвигается из среды  окружающих его людей.

      Стиль руководства – совокупность наиболее характерных способов, приемов, правил, применяемых руководителем в процессе выполнения управленческих функций, а также психологических особенностей взаимодействия руководителя со своими подчиненными.

      На  сегодняшний день полный перечень необходимых  и достаточных качеств менеджера очень обширен. К хорошо изученным специальным знаниям, деловым и нравственно-этическим качествам следует добавить специфические личностные качества, характеризующие организаторские способности.

      Организаторские способности определяются психофизиологическими свойствами личности и чертами характера. Всего насчитывается около двух тысяч терминов, которыми в научной, художественной литературе и в обычной речи описывают человека и его свойства, его поведение.

      В группировку качеств, относящихся к «организаторским способностям», включаются: адаптационная мобильность, стрессоустойчивость, контактность, доминантность, социально-адекватный тип общения. Эти качества, следуя методологии изучения личности в психологии, можно назвать частными организаторскими способностями.

      Все они имеют сложную структуру, перекрываются друг другом и некоторыми другими качествами личности, которые  также необходимы талантливому менеджеру. Помимо этих качеств можно выделить: гражданственность, требовательность к себе и другим, высокий уровень общей и управленческой культуры, твердый характер, самоконтроль и адекватная самооценка, мощный интеллект, сильная воля и др.

      В популярных публикациях, где много  интересного сказано о профессиональных и личных характеристиках людей, крайне скупо говорится об уме и особенностях мышления менеджеров, предпринимателей, в том числе финансистов и банкиров.

      Особенность интеллекта делового человека в том  и состоит, что ему приходится принимать решения и действовать  в условиях дефицита времени и информации. Реальные финансово-хозяйственные ситуации не укладываются в жесткие алгоритмы схемы: каждая конкретная ситуация всегда уникальна, непредсказуема и неопределенна.

      Человек, занятый организаторской работой, должен решать стоящие перед ним  задачи без опоры на непосредственное восприятие предмета совместной деятельности, не имея возможности напрямую манипулировать им. Объекты его умственной деятельности - это преимущественно взаимоотношения людей. Жесткие временные условия, действие фактов неопределенности, высокая ответственность – в таких сложных условиях приходится принимать правильные решения.

      Процесс принятия решений включает в себя следующие функциональные этапы: познавательные процедуры, анализ, обобщение и структуризация исходной информации, провоз, оценка альтернатив и выбор окончательного варианта с последующей затем выработкой поведения и анализом возможных последствий. В сущности, те же самые этапы или функции присутствуют в любом мыслительном процессе.

      Какие именно из перечисленных этапов процесса принятия решений наиболее соответствуют умственным процессам менеджеров? Обычно им приписывают такое свойство ума, как аналитичность. Распространена и более общая характеристика - практичность ума, противоположность теоретическому уму ученого.

      Вариантов решения всегда существенно меньше, чем разнообразия исходной информации, превышающего возможности осмысленного выбора. И в этом заключается одна из основных особенностей экономического мышления: большая сложность материала, подлежащего анализу, и простота, ясность, ограниченность результатов - планов, комбинаций и действий, к которым стремится человек, принимающий решения.

      Превращение сложного в простое с выделением наиболее существенного - это квинтэссенция интеллектуальной деятельности талантливого финансового менеджера. Сведение сложного к простому - это общая закономерность мышления всякого руководителя при управлении совместной деятельностью людей.

      Собственно, в способности интуитивно отсечь все лишнее и построить абстрактную  модель, а затем выделить несколько по возможности удовлетворительных вариантов и, сопоставляя их, найти хорошее или даже оптимальное решение - в этом и заключается природа практического мышления.

      Менеджеров  можно разделить по типам экономического мышления. Тип мышления существенно определяет стиль и методы руководства.

      К специфическим типам экономического мышления (экономического образа мышления. - П. Хейни) относятся:

      - инновационный тип мышления: по П. Дракеру, это ориентация на «созидательное разрушение» с центральной идеей - не приспосабливаться к неизбежным изменениям, а учиться их использовать. Если сущностью любого управленческого решения является неопределенность, то действия в условиях неопределенности предполагают систематизированную инновационную деятельность, основанную на кибернетическом методе проб и ошибок. При этом изменения воспринимаются как нормальное явление, а не помеха в работе, как благоприятные возможности для непрерывного роста и обновления. Особое значение в условиях, когда изменения становятся главным фактором экономической деятельности, приобретает такое качество личности, как адаптационная мобильность, т. е. способность жить и работать в атмосфере перемен, чувство нового, стремление учиться и учить других, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стрессоустойчивость при внезапных изменениях обстановки; умение отказаться от хорошего во имя лучшего. Инновационный тип мышления и адаптационная мобильность - это характерные черты менеджера-новатора в противоположность консерватору;

      - адаптивный тип мышления: ориентация на стабилизацию, оптимизацию, совершенствование существующего; рационализация стремление к определенности, исключение непредвиденных ситуаций; в идеале - это стремление к созданию алгоритмов управления, должностных инструкций, планов-законов, подчинение логике и знанию;

Информация о работе Планирование карьеры менеджера