Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 16:15, реферат
В данном реферате рассматриваются следующие основные вопросы: теоретические основы управления инновациями; инновационная деятельность как объект управления; планирование инновационной деятельности. Раскрытие этих вопросов, по моему мнению, позволит сделать выводы о значимости инноваций для экономики страны и выявить наиболее эффективные формы организационной деятельности.
Введение
1. Планирование инновационной деятельности
1.1 Стратегии инновационного управления
1.2 Оперативное планирование инновационного управления
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Кубанский государственный
( ФГБОУ ВПО КубГУ)
Реферат
по инновационному менеджменту:
«Планирование в инновационной деятельности»
Работу выполнила студентка 3 курса ЗФО группы 3
Додока А.В
Факультет художественно-графический
Специальность 050602 « Изобразительное искусство»
Краснодар 2012
Содержание
Введение
1. Планирование инновационной деятельности
1.1 Стратегии инновационного управления
1.2 Оперативное планирование инновационного управления
Заключение
Список литературы
Введение
Тема
данной работы: «Планирование в инновационной
деятельности». Актуальность данной темы
обусловлена тем, что развитие рыночных
отношений значительно повлияло
на темпы и характер научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
В данном
реферате рассматриваются следующие
основные вопросы: теоретические основы
управления инновациями; инновационная
деятельность как объект управления;
планирование инновационной деятельности.
Раскрытие этих вопросов, по моему
мнению, позволит сделать выводы о
значимости инноваций для экономики
страны и выявить наиболее эффективные
формы организационной
Общие методы научного анализа: сравнение, аналогия, анализ, синтез.
Специальные методы экономико-статистического анализа.
Использование этих методов, по моему мнению, позволит в заключении сделать выводы о том какова роль инноваций в экономике страны и что представляет собой инновация как объект инновационного менеджмента.
1. Планирование инновационной деятельности
1.1 Стратегии инновационного управления
Центральной задачей стратегического этапа процесса управления является выбор и реализация инновационной стратегии, наиболее адекватной состоянию внешней и внутренней среды, фирменным вoзмoжнocтям и типу обновления. Например, при стабильной внешней среде, умеренной конкуренции, наличии у предприятия принципиально новых НИОКР, технологий и продукции инновационная стратегия должна носить лидирующий, наступательный характер. Надо помнить, что создание новых знаний и умений и новых технологий само по себе не приводит к реализации долгосрочных целей максимизации дохода и плодотворного роста. Цели, стратегии перспективного развития должны ситуационно "заземляться" с учетом текущего состояния. Стратегический этап реализации инновационной стратегии основан на точном анализе и прогнозе ситуации, альтернативном выборе на основе данных анализа наиболее соответствующего вида стратегии с последующим управлением реализацией этой стратегии. Как было показано выше, при благоприятной ситуации внешней и внутренней среды (стабильная среда и радикальные новшества) единственной альтернативой является стратегия лидера. И наоборот, при нестабильной внешней среде и имитационной технологической деятельности благоприятные обстоятельства в виде слабой конкуренции и низких издержек не должны толкать предприятие к наступательной стратегии, ибо ситуация диктует возможность только одной стратегии – следования за лидером. В то же время при стабильном рынке и высоком спросе то же самое предприятие может формировать стратегию лидера по низким издержкам
На
стратегическом этапе инновационный
менеджер должен руководствоваться
матричным анализом выбора стратегии,
который демонстрируется в
Таблица 2 – Матрица выбора инновационной стратегии
Внутренняя среда обновления |
Внешняя среда | |||
Стабильная |
Нестабильная |
Стабильная макроэкономическая среда, изменчивая рыночная среда, активная конкуренция |
Высокая неопределенность, риск и изменчивость среды | |
Модернизация |
Умеренно наступательная |
Сфокусированная стратегия дифференциации |
Следование за лидером |
Защитная от внешних угроз |
Частичное обновление технологий, модернизация оборудования, обновление продукции |
Наступательная стратегия |
Стратегия широкой дифференциации |
Сфокусированная стратегия дифференциации |
Следование за лидером |
Системное обновление производства на основе кластеров новшеств |
Наступательная, лидирующая |
Укрепление позиций, лидирующая |
Ситуационная, лидирующая |
Умеренно наступательная стратегия дифференциации |
Внедрение радикальных технологических
решений и реконструкция |
Атакующая, лидирующая |
Умеренно наступательная, лидирующая |
Укрепление позиций, лидирующая |
Новаторская, ситуационная |
В стратегию
управления входит постановка долгосрочных
целей и выработка порядка
действий. Стратегический план инновационной
деятельности опирается не только на
данные ситуационного анализа
Метод
аналогий в прогнозировании достоверен
при достаточном количестве информации
и невысокой степени
В экономических
моделях могут использоваться методы
корреляционного и
Известный американский специалист по проблемам стратегического управления И. Ансофф утверждает, что в условиях динамично развивающегося рынка и интенсивного потока нововведений технологические изменения все меньше будут связаны с прошлым опытом.
Прогнозирование
сегодня – это
Особое
место занимает прогноз потребительского
спроса. В связи с неопределенностью
будущего спроса его неточность возрастает.
Это связано с тем, что изменение
социально-экономического окружения
влечет за собой изменение потребностей
клиента или возникновение
Чем больше неопределенность, чем выше риск, тем большее число фирм переходят к наступательной технологической политике. Так считает ряд современных специалистов по технико-экономическому прогнозированию Выбор цели и стратегии новаторской фирмы является важнейшим этапом управления и создания соответствующих организационных структур. Фирма может быть ориентирована на разные типы инноваций и инновационной деятельности. Если цель фирмы – повышение качества текущей продукции и эффективное производство, то стратегия носит традиционный характер. Предприятие не имеет долгосрочных прогнозов, научных заделов, инновационного потенциала. Неизбежно через несколько лет оно вынуждено будет принять меры для полной модернизации или диверсификации; в противном случае фирму ждет слияние или банкротство.
В другом
случае фирма имеет монопольное
положение на рынке. Ее цель – минимизация
издержек производства, экономия ресурсов.
Используя все свои преимущества
и адаптационные способности, предприятие
сможет удержаться на рынке. Оно применяет
стратегию поддержания
Если фирма испытывает трудности в исследованиях и разработках, но отличается высоким уровнем техники и технологии, высоким качеством продукции, то ее стратегия носит оборонительный характер и имеет цель не отстать от лидеров и остаться на рынке. Такая стратегия может позволить фирме существовать на рынке долгие годы, но оставаться в тени и вести малоуспешную деятельность.
В зависимости от внешних и внутренних условий развития фирма-новатор стремится к расширению доли рынка, к выпуску новой продукции, увеличению нормы прибыли и объема продаж. В этих случаях стратегия заключается в активном поведении, но степень активности может быть различной: активно наступательной, атакующей и умеренно наступательной. Фирма стремится быть лидером на рынке, но то, насколько ей это удается, зависит от возможностей ее адаптации, ее инновационного потенциала, его реализации, интенсивности инновационной деятельности, возможностей конкурентов и жесткости конкурентной борьбы.
Новаторы иногда бывают подлинными пионерами и создателями новых товаров, рынков, отраслей производства и потребностей. Иногда лидирующее положение в отрасли и на рынке может занять имитатор, а не подлинный новатор. В значительной степени имитация более выгодна; при гибком наступательном и маневренном поведении имитатор может даже обойти первоначального лидера.
Имитационной стратегией часто пользуются японские фирмы, выпускающие товары высочайшего качества и дизайна, но по чужим технологиям, на основе творческой модернизации, усовершенствования и великолепного знания рынка. Так поступила компания "Хиттори" с "бестселлером" - часами "Сейко", в основе которых лежала швейцарская идея. Так захватила мировой рынок радиоприемников фирма "Сони", воспользовавшись идеей американской фирмы "Белл лабораториз".
Стратегический
инновационный менеджмент связывает
в единую цепь постановку целей и
задач организации с
Ситуационный анализ внешней среды предприятия в отличие от стратегического анализа политического, правового, экономического и технологического окружения – не заостряет внимание на макроэкономических, обобщающих и валовых показателях, а выбирает конкретную стратегию и управляет ее реализацией. Для ситуационного анализа на стратегическом этапе деятельности необходима информация о текущем состоянии, конкурентоспособности продукции, технологии и о состоянии спроса, предложения и поведении конкурентов.
Для
выработки и успешной реализации
стратегического этапа
Следующей стадией операционной стратегии является стратегический диагноз и на его основе подбор необходимой операционной стратегии. Для реализации избранной стратегии менеджер выбирает методы реализации, соблюдая следующие правила:
этапы реализации должны иметь шаговый характер,
процедура должна состоять из серии простых задач,
каждая задача должна иметь ясную цель,
задачи должны быть представлены в функциональной форме (например, что надо сделать для того, чтобы увеличить загрузку производственных мощностей или для сокращения времени достижения критического объема продаж).
Задачи по реализации стратегии должны быть четко сформулированы и содержать детальное описание каждого стратегического шага. Контроль реализации стратегического этапа также имеет свою специфику. Требования к контролю включают его характер, частоту, наличие обратной связи, возможность применения автоматизированных систем и эконометрических моделей.
1.2 Оперативное
планирование инновационного
Оперативный
инновационный менеджмент является
важной составной частью управления
инновационной деятельностью. Оперативный
менеджмент опирается на системы
оперативного управления НИОКР, производством,
персоналом, техническим обслуживанием,
материально-техническим
Целью операционной системы управления инновационной деятельностью является обеспечение экономически эффективной реализации целей организации. Система оперативного управления включает следующие элементы:
Процесс
как объект управления характеризуется
параметрами состояния и
Прямые,
обратные, перекрестные и прочие связи
нужны для измерения
На основе информации об обратной связи менеджер должен произвести сравнение полученных показателей с нормативными, проанализировать имеющиеся отклонения, т.е. провести анализ хода процессов.
Информация о работе Планирование в инновационной деятельности