Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:03, реферат
Существуют три основных подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную цепь функций, как последовательность связанных между собой действий, каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий.
Функции управления были выделены еще представителями административной школы управления, которым и отдается первенство в применении этого подхода (первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю). Они выделяли управленческие функции, но рассматривали их как независимые. Современный процессный подход рассматривает их как взаимосвязанные. Выделяют функции: планирование; организация; целеполагание; мотивация; контроль; принятие решений; коммуникация и др. (исследование; оценка; прогнозирование…). При этом ключевые функции планирования, организации, мотивации и контроля объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Существуют три основных подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную цепь функций, как последовательность связанных между собой действий, каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий.
Функции управления были выделены еще представителями административной школы управления, которым и отдается первенство в применении этого подхода (первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю). Они выделяли управленческие функции, но рассматривали их как независимые. Современный процессный подход рассматривает их как взаимосвязанные. Выделяют функции: планирование; организация; целеполагание; мотивация; контроль; принятие решений; коммуникация и др. (исследование; оценка; прогнозирование…). При этом ключевые функции планирования, организации, мотивации и контроля объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Системный подход. Применение системного подхода в управлении - это заслуга школы научного управления. Теория систем стала активно использоваться в менеджменте в конце 50-х годов прошлого века. В частности, это заслуга американского ученого Пола Гетти. Системный подход рассматривает организацию как единое целое, состоящее из взаимосвязанных подсистем (отделов, служб, сфер, уровней управления, социальных и технических составляющих).
Признаком системы являются целостность и сложность объекта управления, возможность его деления на составные части – подсистемы, элементы. Кроме того, каждая система должная входить составной частью в еще более крупную систему, как подсистема. Системный подход учитывает взаимосвязи между частями и целым, целым и окружающей средой.
Сложность
народного хозяйства
Управление выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сохранить свою структуру, развивать внутренние связи и на этой основе совершенствоваться.
Система
управления отвечает ряду требований:
Во-первых, наличие между элементами (подразделениями) причинно-следственных связей, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами. Эти подсистемы должны взаимно реагировать на изменения, возникающие в одной из них. Это возможно лишь при наличии обратной связи. При ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму.
Во-вторых, система управления является динамичной, т. е. обладает способностью менять качественное состояние.
В-третьих, управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, воздействуя на который можно изменить течение процесса.
Кроме
того, система управления носит целостный
характер. В ней должны быть созданы условия
для передачи, накопления и преобразования
управляющей информации.
Система управления строится на основе двух ведущих принципов: иерархичности и обратной связи.
Принцип иерархичности заключается в создании многоступенчатой системы управления, при которой первичные производственные звенья управляются органами, находящимися под контролем органов следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня и т. д.
Обратная
связь — это сигналы, выражающие
реакцию объекта на управляющее воздействие.
По каналам обратной связи информация
о работе управляемой подсистемы непрерывно
поступает в управляющую подсистему, которая
благодаря этому имеет возможность проверить
реакцию объекта управления на команды
и корректировать их. В случае несоответствия
между фактическим и заданным состоянием
системы принимаются меры для ликвидации
этого несоответствия. Обратная связь
осуществляется через отчетные данные
о производительности труда, запасах сырья,
незавершенном производстве, производственных
резервах.
Выделяют открытые и закрытые системы. Организация относится к открытым системам, т.к. она активно взаимодействует с внешней средой. Системный подход предполагает выполнение таких действий как, например:
-
определение иерархической
- описание влияния каждой из подсистем и обратного влияния системы на объект подсистемы;
- учет воздействия среды на организацию;
- определение возможных путей совершенствования деятельности изучаемых подсистем с учётом выявленных взаимосвязей и т.д.
Значительный вклад в развитие системного подхода внес Питер Друкер. Им была разработана известная концепция управления по целям. По его мысли, управление должно начинаться с выработки и обоснования целей, и только затем определять все необходимые функции менеджеров.
В русле системного подхода в 80-е годы была выдвинута новая концепция, получившая название «7-S» (разработчики – Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Питерс, Р. Уотермен). Согласно этой концепции деятельность менеджера становится наиболее эффективной, когда учитывается взаимодействие семи элементов:
1) стратегия; 2) структура; 3) система управления; 4) персонал предприятия; 5) стиль управления и организационная культура; 6)квалификация сотрудников; 6) организационные ценности.
Только
гармоничное сочетание всех
указанных элементов обеспечивает эффективнее
функционирование организации.
Ситуационный подход к управлению возник в 80-е годы. Быстрая смена экономических ситуаций, обострившиеся проблемы на валютном и финансовом рынках, нестабильность в производстве и обществе повысили важность такого менеджерского навыка как прогнозирование, предугадывание хода развития экономических и других событий, умение видеть перспективы для развития своих предприятий.
Ситуационный подход во-первых, требует умения адекватно действовать в соответствии со сложившейся на сегодняшней день конкретной ситуацией. Одни и те же функции управления, известные еще с классической школы управления, реализуются по- разному, не шаблонно, а на основе глубокого анализа взаимосвязанных факторов внутреннего и внешнего порядка. Во-вторых, он требует системного анализа стратегических данных с целью определения возможных направлений дальнейшего развития ситуации. Соответственно, действия в настоящем времени организуются с учетом сформированных прогнозов.
Примеры такого подхода к управлению мы видим в работах таких авторов как И. Ансофф (американец, разработчик идей в области стратегии управления), Б. Карлофф (автор известной книги «Деловая стратегия», применявший стратегический подход к управлению на опыте компании «Скандинавские воздушные линии»).
Мы можем сказать, что ситуационный подход, как и системный – это не столько набор предписываемых руководств, сколько способ мышления об организационных проблемах и их решениях.
Методологию ситуационного подхода можно представить как четырехшаговый процесс:
- Менеджер должен быть знаком с процессом управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методами планирования и контроля, качественными методами принятия решений.
-
Должен уметь правильно
-
Менеджер должен уметь
-
Менеджер должен уметь