Подходы к управлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:03, реферат

Описание

Существуют три основных подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную цепь функций, как последовательность связанных между собой действий, каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий.
Функции управления были выделены еще представителями административной школы управления, которым и отдается первенство в применении этого подхода (первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю). Они выделяли управленческие функции, но рассматривали их как независимые. Современный процессный подход рассматривает их как взаимосвязанные. Выделяют функции: планирование; организация; целеполагание; мотивация; контроль; принятие решений; коммуникация и др. (исследование; оценка; прогнозирование…). При этом ключевые функции планирования, организации, мотивации и контроля объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Работа состоит из  1 файл

подходы к управлению.doc

— 36.50 Кб (Скачать документ)

     Существуют  три основных подхода к управлению: процессный, системный, ситуационный.

     Процессный  подход рассматривает управление как непрерывную цепь функций, как последовательность связанных между собой действий, каждое из которых, в свою очередь, также состоит из нескольких взаимосвязанных действий.

     Функции управления были выделены еще представителями административной школы управления, которым и отдается первенство в применении этого подхода (первоначальную разработку этой концепции приписывают А. Файолю). Они выделяли управленческие функции, но рассматривали их как независимые. Современный процессный подход рассматривает их как взаимосвязанные. Выделяют функции: планирование; организация; целеполагание; мотивация; контроль; принятие решений; коммуникация и др. (исследование; оценка; прогнозирование…). При этом ключевые функции планирования, организации, мотивации и контроля объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

     Системный подход. Применение системного подхода в управлении - это заслуга школы научного управления. Теория систем стала активно использоваться в менеджменте в конце 50-х годов прошлого века. В частности, это заслуга американского ученого Пола Гетти. Системный подход рассматривает организацию как единое целое, состоящее из взаимосвязанных подсистем (отделов, служб, сфер, уровней управления, социальных и технических составляющих).

     Признаком системы являются целостность и сложность объекта управления, возможность его деления на составные части – подсистемы, элементы. Кроме того, каждая система должная входить составной частью в еще более крупную систему, как подсистема. Системный подход учитывает взаимосвязи между частями и целым, целым и окружающей средой.

     Сложность народного хозяйства предполагает необходимость системного подхода к формированию и решению задач управления. Системный подход требует, во-первых, рассматривать каждый объект управления как систему, состоящую из множества подсистем; во-вторых, четко определять цели системы и ее подсистем; в-третьих, эффективно обеспечивать эти цели. Важной чертой системного подхода является то, что здесь не задачи приспосабливаются к сложившейся организации, а организация строится исходя из характера задач и методов их реализации.

     Управление  выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сохранить свою структуру, развивать внутренние связи и на этой основе совершенствоваться.

     Система управления отвечает ряду требований:  

     Во-первых, наличие между элементами (подразделениями) причинно-следственных связей, которые  должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами. Эти подсистемы должны взаимно реагировать на изменения, возникающие в одной из них. Это возможно лишь при наличии обратной связи. При ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму.

     Во-вторых, система управления является динамичной, т. е. обладает способностью менять качественное состояние.

     В-третьих, управление осуществляется лишь при  наличии в системе параметра, воздействуя на который можно  изменить течение процесса.

     Кроме того, система управления носит целостный характер. В ней должны быть созданы условия для передачи, накопления и преобразования управляющей информации. 

     Система управления строится на основе двух ведущих  принципов: иерархичности и обратной связи.

     Принцип иерархичности заключается в создании многоступенчатой системы управления, при которой первичные производственные звенья управляются органами, находящимися под контролем органов следующего уровня. Те в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня и т. д.

     Обратная  связь — это сигналы, выражающие реакцию объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой подсистемы непрерывно поступает в управляющую подсистему, которая благодаря этому имеет возможность проверить реакцию объекта управления на команды и корректировать их. В случае несоответствия между фактическим и заданным состоянием системы принимаются меры для ликвидации этого несоответствия. Обратная связь осуществляется через отчетные данные о производительности труда, запасах сырья, незавершенном производстве, производственных резервах. 

     Выделяют  открытые и закрытые системы. Организация относится к открытым системам, т.к. она активно взаимодействует с внешней средой. Системный подход предполагает выполнение таких действий как, например:

     - определение иерархической структуры  целой системы и ее отражение  в целях подсистем;

     - описание влияния каждой из подсистем и обратного влияния системы на объект подсистемы;

     - учет воздействия среды на организацию;

     - определение возможных путей совершенствования деятельности изучаемых подсистем с учётом выявленных взаимосвязей и т.д.

     Значительный  вклад в развитие системного подхода  внес Питер Друкер. Им была разработана известная концепция управления по целям.  По его мысли, управление должно начинаться с выработки и обоснования целей, и только затем определять все необходимые функции менеджеров.

     В русле системного подхода в 80-е годы была выдвинута новая концепция, получившая название «7-S» (разработчики – Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Питерс, Р. Уотермен). Согласно этой концепции деятельность менеджера становится наиболее эффективной, когда учитывается взаимодействие семи элементов:

     1) стратегия; 2) структура; 3) система управления; 4) персонал предприятия; 5) стиль управления и организационная культура; 6)квалификация сотрудников; 6) организационные ценности.

     Только  гармоничное сочетание всех указанных элементов обеспечивает эффективнее функционирование организации.  

     Ситуационный  подход к управлению возник в 80-е годы. Быстрая смена экономических ситуаций, обострившиеся проблемы на валютном и финансовом рынках, нестабильность в производстве и обществе повысили важность такого менеджерского навыка как прогнозирование, предугадывание хода развития экономических и других событий, умение видеть перспективы для развития своих предприятий.

     Ситуационный  подход во-первых, требует умения адекватно действовать в соответствии со сложившейся на сегодняшней день конкретной ситуацией. Одни и те же функции управления, известные еще с классической школы управления, реализуются по- разному, не шаблонно, а на основе глубокого анализа взаимосвязанных факторов внутреннего и внешнего порядка.  Во-вторых, он требует системного анализа стратегических данных с целью определения возможных направлений дальнейшего развития ситуации. Соответственно, действия в настоящем времени организуются с учетом сформированных прогнозов.

     Примеры такого подхода к управлению мы видим  в работах таких авторов как И. Ансофф (американец, разработчик идей в области стратегии управления), Б. Карлофф (автор известной книги «Деловая стратегия», применявший стратегический подход к управлению на опыте компании «Скандинавские воздушные линии»).

     Мы  можем сказать, что ситуационный подход, как и системный – это  не столько набор предписываемых руководств, сколько способ мышления об организационных проблемах и их решениях.

     Методологию ситуационного подхода можно  представить как четырехшаговый процесс:

     - Менеджер должен быть знаком с процессом управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методами планирования и контроля, качественными методами принятия решений.

     - Должен уметь правильно интерпретировать  ситуацию, определять, какие факторы  являются наиболее значимыми  в данном конкретном случае и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменения одной или нескольких переменных.

     - Менеджер должен уметь предвидеть  вероятные последствия от применения какой-либо методики в конкретной ситуации.

     - Менеджер должен уметь отбирать  конкретные приемы и методы. Наиболее эффективные для конкретных ситуаций.

Информация о работе Подходы к управлению