Показатели качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:47, реферат

Описание

При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В то же время ключевым понятием, относящимся к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.
Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоёмкости - определяющие в этом ряду.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

  Патентно-правовой уровень промышленного изделия  оценивается при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной  защиты (или патентоспособности) и  показателя патентной чистоты.

  Официальным документом, свидетельствующим о  патентной защите и патентной чистоте изделия, является патентный формуляр, выполняемый в соответствии с ГОСТ 2.110-68.

  Показатель  патентной защиты характеризует  количество и весомость новых  отечественных изобретений, реализованных  в данном изделии (в том числе  и созданных при его разработке), то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений.

  Показатель  патентной чистоты характеризует возможность беспрепятственной реализации товара на внутреннем и внешнем рынках.

  Товар обладает патентной чистотой в отношении  данной страны, если он не содержит технических  решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного  права на изобретения, показные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированных в этой стране.

  При определении показателя патентной  чистоты товара необходимо учитывать, что товары, выпускаемые для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного права, выданные в Российской Федерации (СССР), а изделия, которые могут стать объектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в предполагаемых странах экспорта.

  Для вновь разрабатываемых товаров это требование можно выполнить, обеспечив им патентную чистоту в отношении стран, занимающих ведущее положение в мире в данной области.

  Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.

  Для обоснования необходимости учета  экологических показателей при  оценке качества продукции проводится анализ процессов ее эксплуатации или потребления для выявления возможности химических, механических, световых, звуковых, биологических, радиационных и других воздействий на окружающую природную среду. При выявлении вредных воздействий указанных факторов на природу группу экологических показателей необходимо включать в номенклатуру показателей, применяемых для оценки уровня качества продукции.

  К экологическим показателям  относятся:

    • содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы и т.п.) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов;
    • вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции
    • радиоактивность функционирования атомных электростанций и других объектов, связанных с исследованием, "приручением" и использованием атомной энергии
    • уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств различного назначения и других машин и агрегатов.
 

  При выборе экологических показателей  должны быть отражены требования, выполнение которых обеспечивает поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой, а также предупреждение прямого и косвенного вредного влияния результатов эксплуатации или потребления продукции на природу.

  Учет  экологических показателей должен обеспечить:

    • ограничение поступлений в природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;
    • сохранение и рациональное использование биологических ресурсов;
    • возможность воспроизводства диких животных и поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания;
    • сохранение генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов.

  Все показатели экологичности по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах, инструкциях и т.п.).

  В настоящее время ряд международных  организаций (ООН, МАГАТЭ, ИСО, МЭК и др.) осуществляет постоянный мониторинг за функционированием отдельных объектов, изменением экологических параметров окружающей природной среды, здоровьем животного мира. Промышленно развитые страны в последние годы резко ужесточают требования к экологичности объектов. Однако существенных конечных результатов в мировом масштабе эта работа пока не дает. Показатели экологии земного шара продолжают ухудшаться.

  В Российской Федерации на основе Закона" Об охране окружающей природной среды ", принятом 19.12.1991 г., формируется система правового и нормативного обеспечения проблем экологии.

  Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных излучений и т. п.

  Показатели  безопасности должны отражать требования, обусловливающие меры и средства защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности.

  Для характеристики рассеивания фактических  значений определенного показателя качества у разных единиц продукции одного вида применяют показатели однородности, которые используются для оценки стабильности показателей качества в условиях массового и серийного производства продукции.

  Чем лучше налажено производство, чем  однороднее используемое сырье, материалы, комплектующие изделия, чем стабильнее условия производства, в том числе климатические, тем меньше разброс возможных значений показателей качества, характеризующих продукцию.

  К показателям однородности, например, относятся: среднеквадратичное отклонение значений показателей качества, размах - разность между максимальным и минимальным результатами.

 

  

Заключение

  Выполнив  курсовую работу, я действительно  убедился, что качество продукции  оказывает большое влияние на конкурентоспособность товара и  эффективность производства. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции.

  При разработке стратегии повышения  качества товара следует учитывать изменчивость показателей качества в динамике. Одним из элементов стратегии повышения качества товаров являются системы управления качеством, которые должны строиться на основе международных стандартов. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.

  Новейший  подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижением издержек производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы:

  1. Фомин В.Н.  “Качество продукции и маркетинг”. 1991
  2. Информационные Интернет сайты - www.standard.ru, www.marketingmix.ru, www.beermarket.ru
  3. Амиров Ю.Д. Квалиметрия и сертификация продукции. М: Издательство стандартов, 1996.
  4. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
  5. “Основы управления качеством продукции” Т. М. Полховская, Ю. А. Карпов, В.  
     

Информация о работе Показатели качества продукции