Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:23, курсовая работа
Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк».
В толковом словаре по управлению дается следующее определение: «Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности»
1. Понятие и сущность стиля управления 3
2. Факторы формирования стиля. 5
3. Классификация стилей руководства 8
2. Практическое задание 17
Список литературы 19
Индивидуальные качества руководителей
Физические характеристики | Особенности характера | Социальные характеристики |
Активность
Энергетика |
Живость
Оригинальность,креативность Личная честность, этичное поведение |
Способность привлекать
к сотрудничеству других людей
Умение работать в коллективе Популярность, высокая репутация Общительность, навыки межличностного общения Участие в общественной жизни Тактичность, дипломатичность |
Социальные предпосылки | Характеристики, связанные с участием в процессе труда | |
Мобильность | Стремление к достижению
цели, к превосходству
Готовность к принятию ответственности Ответственность при достижении цели Ориентация на задачи |
|
Умственные способности | ||
Рассудительность,
решительность
Знания Беглость и непринужденность речи |
Ученые отказывались от исследований черт личности как бесперспективных и обратились к наблюдениям за поступками руководителей, а не за их личными чертами. Поведенческий подход дал классификацию стилей управления в континууме от автократичного до либерального стиля.
а) Модель Дугласа Мак-Грегора
Описание бихевиористского
Теория "X"
1. Средний человек имеет врожденное отвращение к труду и будет стремиться его избежать, если есть такая возможность.
2. Поэтому
большинство людей необходимо
принуждать к труду,
3. Работник склонен к тому, чтобы им руководили, он избегает ответственности, у него мало честолюбия, он желает быть защищенным во всем.
Теория "Y"
1. У
человека нет врожденной
2. Если
человек идентифицирует себя
с целями, то он воспитывает
в себе самодисциплину и
3. Обязанность по отношению к поставке целей состоит в функции вознаграждения.
4. При
соответствующих
5. Среди
трудящихся широко
6. Духовный потенциал едва активизируется в индустриальной жизни1.
Теория "X" и теория "Y" позволяют
представить два
Сама по себе модель
б) Традиционный подход
Под традиционным подходом
Основными
критериями для разделения стилей руководства
являлись: степень активности руководителей
и сотрудников и степень
Авторитарный, демократический и попустительский стили можно охарактеризовать с двух позиций:
формальная сторона,
содержательная сторона.
Выделение формальной и
Характеристика стилей с точки зрения этих сторон представлена в табл.2.
Таблица 2.
Характеристика стилей управления
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Авторитарный (директивный) стиль | |
Деловые,
краткие распоряжения
Запреты без снисхождения и угрозы Чёткий язык, неприветливый тон Похвала и порицание субъективны Эмоции в расчёт не принимаются Показ приёмов - не система Позиция руководителя – вне группы |
Дела в группе
планируются руководителем Определяются лишь непосредственные цели, дальние не известны Голос руководителя - решающий |
Демократический (коллегиальный) стиль | |
Инструкции
в форме предложений
Сухая речь, товарищеский тон Похвала и порицание – с советами Распоряжения и запреты – с дискуссиями Позиция руководителя – внутри группы |
Мероприятия планируются
не заранее, а в группе
За реализацию предложений отвечают все Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
Либеральный (попустительский) стиль | |
Тон
конвенциальный
Отсутствие похвалы и порицаний Никакого сотрудничества Позиция руководителя - внутри группы |
Дела идут сами
собой
Руководитель не даёт указаний Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходя от лидеров подгрупп |
в) Современные интерпретации стилей руководства
В современной литературе
Авторитарный стиль
Согласно уточненным в последние десятилетия представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных, рутинных задач. Этот стиль вполне оправдано применяется в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации.
Эффективное использование
- высокой ответственности;
- строго самоконтроля;
- широкого предвидения;
- развитой способности принятия решений;
- хороших организаторских
При этом предполагается, что средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.
Для эффективности
- признавали начальника
- правильно воспринимали и
Авторитарный стиль имеет свои
сильные стороны: делает
Современные исследователи,
Модификации авторитарного
Патриархальный стиль
Харизматический стиль