Понятие менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:57, контрольная работа

Описание

В работе автор рассматривает вопрос, что же такое менеджмент, так как это понятие часто встречается нам в повседневной жизни.

Содержание

Введение………………………………………………………..2
1. Понятие менеджмента………………………………...3
1.1 Общие понятия……………………………………...3
1.2 Задачи и цели менеджмента……………………….4
1.3 Методы и модели управления…………………...5
1.4 Виды менеджмента………………………………...5
2. Менеджмент в микро - и макроэкономике……….8
3. Современные проблемы управления……………....9
4. Основные категории теории управления……..….11
5. Научные подходы к менеджменту………………….12
6. Принципы менеджмента……………………………..14
7. Цели и задачи управления организацией………..16
8. Природа и состав функций управления….………18
9. Управленческие решения…………………………….22
10. Технология управления………………………………23
Заключение………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………..….25

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент-доработать.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Новые  подходы  к  управлению  предприятием,  способствующие  успеху в  конкуренции,  предусматривают  стимулирование  творческой  энергии  работников,  привлечение  их  к  принятию  решений  на  различных  уровнях  управления.  Главным  становится  человеческий  капитал.

 

Управление  предприятиями  (менеджмент  в  микроэкономике)  по  мере  развития  рыночной  экономики  все  в  большей  степени  зависит  от  экономической  политики  государства  (менеджмент  в  макроэкономике).

В  управлении  главным  фактором  становятся  стратегические  решения,  повышается  социальная  ответственность  управленцев  всех  уровней  перед  обществом  и  работниками  управляемых  предприятий.

 

Современный   менеджмент  становится  наукоемкой  сферой  деятельности,  и  все  в  большей  мере  требует  высокого     профессионализма  и     разносторонних  знаний .

 

 

 

 

 

3. Современные  проблемы  управления.

 

Современный менеджмент,  учитывая  достижения  всех  школ  и  направлений,  интегрирует их  в процессе  управления.

Современный менеджмент  характеризуют  следующие  положения : 

  • отказ  от  приоритета  классических  принципов  школ менеджмента  ,  согласно  которым  успех  предприятия  определяется  прежде  всего  рациональной  организацией  производства  продукции  ,  снижением  издержек,  развитием  специализации  , то  есть  воздействием  управления  на  внутренние  факторы   производства  .  Вместо  этого  первостепенной  становится  проблема  гибкости  и  адаптируемости  к  постоянным  изменениям  внешней  среды  .  Значение  факторов  внешней  среды  резко  повышается  в  связи  с  усложнением  всей  системы  общественных  отношений  (  в  том  числе  политических,  социальных,  экономических), составляющих  среду менеджмента  организации.
  • использование  в  управлении  теории  систем  ,  облегчающей  задачу  рассмотрения  организации  в  единстве  ее  составных  частей  ,  которые  неразрывно  связаны  с  внешним  миром  .  Главные  предпосылки  успеха  предприятия  находятся   во  внешней  среде  ,  причем  границы  с  ней  являются  открытыми  ,  то  есть  предприятие  зависит  в  своей  деятельности  от  энергии  ,  информации   и  других  ресурсов  ,  поступающих  извне  .  Чтобы  функционировать  ,  система  должна  приспосабливаться  к  изменениям  во  внешней  среде  .
  • применение  к  управлению  ситуационного  подхода,  согласно  которому  функционирование  предприятия  обуславливается  реакциями  на  различные  по  своей  природе  воздействия  извне  .  Центральный момент  здесь -- ситуация  ,  то  есть  конкретный  набор  обстоятельств  ,  которые  оказывают  существенное  влияние  на  работу  организации  в  данный  период  времени  .  Отсюда  вытекает  признание  важности  специфических  приемов  выделения наиболее  значимых  факторов,  воздействуя на  которые ,  можно эффективно  достигать цели .
  • новая  управленческая  парадигма  уделяет  огромное  внимание  таким  факторам  ,  как  лидерство   и  стиль  руководства  ,  квалификация  и  культура  работающих  ,  мотивация  поведения  ,  взаимоотношения  в  коллективе  и  реакция   людей  на  изменения  .

 

Ориентация  на  новые  условия  и  факторы  развития  нашла  отражение  в  принципах менеджмента  ,  формулировка  которых  показывает  возросшую  роль  человека  ,  его  профессионализма  ,  личностных  качеств  ,  а  также  всей  системы  взаимоотношений  людей  в  организациях .  Например  ,  в  составе  важнейших  принципов  ,  которыми  рекомендуется  пользоваться  менеджерам  в  последнем  десятилетии  текущего  века  ,  нередко  называются  следующие  :

  • благожелательное  отношение  менеджеров  ко  всем  работающим  в  организации ;
  • ответственность  менеджеров  всех  уровней  за  успешную  деятельность  организации  ;
  • коммуникации  ( горизонтальные  и вертикальные)  как внутри,  так и за  пределами организации ;
  • создание  атмосферы  открытости,  честности,  доверия  людям ;
  • содействие  реализации  их  талантов  и  стремление  к  постоянному  совершенствованию,  как  личной  работы,  так  и  работы  организации.

 

Практическое  воплощение  новых  принципов  управления  весьма  сложно  и  требует  радикального  пересмотра  всей  философии  бизнеса  ,  изменения  психологии  работающих  (  в  том  числе   менеджеров  )  ,  повышения  их  квалификации  и  роста  личного   потенциала  .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные  категории  теории  управления.

 

Теорию  управления  принято  рассматривать  как  комплексную  науку  или  научное  направление,  опирающееся  на  многие  теоретические  и  практические  знания. Это  объясняется  многогранностью  проблемы  управления  и  многоаспектностью  управленческой  деятельности,  основанной  на  сознательном  использовании  экономических,  естественно - технических   организационных,  социально - психологических  законов  и  закономерностей,  присущих  объекту  управления.  Теория  управления  очевидно  должна  быть  ориентирована  на  решение  практических  задач  .

 

Элементами  управления  как  всеобщего  вида  человеческой  деятельности  являются  цель  управления  и  способ  достижения  цели  ,  объект  и  субъект  управления  ,  взаимодействующие  в  определенной  окружающей  среде .

 

Предметом  рассмотрения  теории  управления  являются  управленческие  (организационно -  управленческие,  организационно - экономические)  отношения,  реализующиеся  как  информационные  связи  при  организации  производства  и  управлении   им. 

 

Процесс  управления  включает  сбор,  переработку   и  передачу  информации  (предмет  управленческого  труда),  используемой  для  выработки   решений  (продукт  управленческого  труда). 

Средства  труда  в  управленческой  деятельности  -  методы  и  средства  обработки  и  анализа  информации  и  принятия  на  этой  основе  конкретных  решений  .

Содержание  управленческого  труда  раскрывается  в  процессе  управления,  состоящем  из  цикличного  повторения  функций  управления  или  конкретных  видов  управленческих  работ,  выполняемых  во  всех  видах  производственной  деятельности:

  • научно - технической ;
  • технологической ;
  • учетной ;
  • финансовой ;
  • и  др..

 

 

 

 

 

    1. Научные  подходы  к менеджменту.

 

Эффективность менеджмента  определяется,  прежде  всего,  обоснованностью  подходов  и  методов.  В  настоящее  время  к менеджменту  применяются  только  некоторые  научные  подходы  ,  что  объясняется  “ узостью “  его  понятия  .  Если  руководствоваться  “ широким “  понятием  ,  то  автоматически  добавляются  функциональный  ,  комплексный  ,  динамический  и  интеграционный  подходы  . 

 

Анализ  теории  и  практики  управления  различными  объектами  позволяет   установить  необходимость  применения  к менеджменту  13  научных  подходов  (таблица  1) :

 

 

 

Таблица  1 .

 

НАЗВАНИЕ

КРАТКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

Административный

При  административном  подходе  регламентируются  функции,  права,  обязанности,  элементы  системы менеджмента  в  нормативных  актах.

Воспроизводственный

Воспроизводственный  подход  ориентирован  на  постоянное  возобновление  производства  товара  для  удовлетворения потребностей  рынка  с  меньшими  затратами.

Динамический

При  динамическом  подходе  объект  управления  рассматривается  в  диалектическом  развитии,  в  причинно - следственных  связях  и  соподчиненности.

Интеграционный 

При  интеграционном подходе  устанавливаются  взаимосвязи  между  отдельными  подсистемами  и  элементами  системы  менеджмента,  уровнями,  субъектами  управления.

Количественный

Сущность  количественного  подхода  заключается  в  использовании  количественных  оценок  при  помощи  математических,  статистических,  инженерных  расчетах  и  т.д.


 

Комплексный

При  комплексном  подходе  учитываются  технические,  экономические,  социальные   и  другие  аспекты  менеджмента.

Маркетинговый

Маркетинговый  подход  предусматривает  ориентацию  управляющей подсистемы  на  потребителя

Нормативный

При  нормативном  подходе  устанавливаются  нормативы  в  управлении

Поведенческий

Поведенческий  подход  заключается  в  том,  чтобы  помочь  работнику  осознать  собственные  возможности.

Процессный 

При  процессном подходе  управление  рассматривается  как  совокупность  взаимосвязанных  функций.

Системный

При  системном  подходе  любая  система  рассматривается  как  совокупность  взаимосвязанных  элементов.

Ситуационный 

Ситуационный    подход  предполагает,  что  применение  различных  методов  управления  определяется  конкретной  ситуацией.

Функциональный

Сущность  функционального  подхода  состоит  в  том,  что  потребность  рассматривается  как  совокупность   функций,  которые нужно  выполнять  для  ее  удовлетворения.


 

 

Данные  подходы  следует  отнести  к  главным  принципам  управления.  Впервые  термин  “  принципы  управления  “   ввел  инженер  - технолог  Ф.Тейлор  ,  который  в  1911  году  опубликовал  работу  под  названием 

“ Принципы  научного  менеджмента  “.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Принципы  менеджмента.

 

Принципы  управления  отражают  теоретический  идеал  управления,  к  достижению  которого  необходимо  стремиться.  Реализация  этих  принципов  является  критерием  эффективности  и  научности  управления  на  всех  его  уровнях  .

 

В  принципах  обобщены  познанные  законы  и  закономерности  и  оправдавший  себя  опыт  управления  (рис. 1) .  Принципы  не  привнесены  извне, они  вытекают  из  самой  сущности  общества,  из  уровня  развития  его  производительных  сил,  культуры  и  т.п. (например,  японская  и  американская  модели  менеджмента) : 


 


   


  


 

  


 

 

 

 

 

 


 

Рис . 1 . Факторы,  определяющие принципы  управления.

 

 

Для  формирования,  функционирования  и  развития  системы  менеджмента соблюдать принципы,  которые  являются  общими  для  всех  подсистем   системы  управления : 

  • сочетание  специализации  и  универсализации  в  управлении  (при  выполнении  управленческих  работ  должно  обеспечиваться  оптимальное  соотношение  между  специализацией  и  универсализацией);
  • устойчивость  к  внешней  среде  (при  изменении  отдельных  элементов  микро - и  макросреды   предприятия  система  управления  должна  продолжать  функционировать  и  выполнять  поставленные  цели);
  • экономичность  управления  (при  выборе  способов  и  средств  для  осуществления  управления  и  достижения  цели  необходимо  ограничивать  затраты:
    • трудовые  ;
    •   материальные;
    •   временные;
    •   финансовые;
    • моральные.
  • эффективность  управления ;
  • сочетание централизации и децентрализации в управлении  (в  каждой  конкретной  системе  управления  должен  быть  оптимальный  уровень  централизации  (децентрализации)  выполнения  соответствующих  функций).

 

Приведенные  принципы  управления  характерны  для  любой  подсистемы.  Вместе  с  тем  каждая  подсистема  системы  должна  формироваться  и  функционировать  на  основе  еще  и  специфических  принципов  .  Так  специфическими  принципами  управления   персоналом  являются  :

  • разделение  труда;
  • единоначалие;
  • подчиненность  личных  интересов  общим;
  • и  т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цели  и  задачи  управления  организацией.

 

Невозможно  представить  управление  без  целевой  деятельности  управляющих  субъектов.

 

Цель  управления  -  это  относящееся  к  будущему  желаемое  состояние  объекта  управления  --  организации  . 

Вообще  цель  -  мысленное  предвосхищение  результата  деятельности  .  Значит  ,  цель  -- это  идеальное  описание  результата  деятельности  .

 

Деятельность  - процесс  достижения  результата  или  цели  .  Не  сами  цели  как  таковые  приводят  к  результату  ,  а  процесс  достижения  их  с  помощью  материальных  средств  или  действий  . 

Средства  достижения – это  существующие  в  природе  и  обществе  предметы  или  действия  (  для  организации  -  ее  структура  и  процессы )  ,  включенные  в  систему  целенаправленной  деятельности  и  обеспечивающие  получение  определенного  результата  .  Цели  являются  существенным элементом системы  управления,  выполняя  :

  • организующую  роль ;
  • мотивирующую  роль;
  • контролирующую  роль.

 

Организующая  роль – организация  и  направление  средств  достижения  целей  на  результат.

Мотивирующая  роль  - мотивация  деятельности  по  активизации  людей  на  достижение  цели  . Но  сами  цели  ,  определяя  значимые  для  коллектива  результаты ,  имеют  мотивирующее  значение .

Контролирующая  роль – сравнение  фактического  и  заданного  (целевого) параметров  системы.

 

Иерархия  целей  означает,  что  индивидуальные  цели  определяют  цели  более  высокого  уровня   и,  наоборот,  цели  верхнего  уровня  складываются  (логически)  из  целей  нижнего  уровня  и  так  далее  до  главной  цели.

 

Классификация  целей:

  • по  уровню:
    • народнохозяйственные;
    • отраслевые;
    • территориальные;
    • предприятия;
    • и  т.д.
  • сроку  действия:
    • перспективные ;
    • текущие .
  • охвату  проблемы  и  масштабу  действия:
    • стратегические ;
    • тактические .

Информация о работе Понятие менеджмента