Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:02, доклад
Менеджмент, или управление предприятием, - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации посредством воздействия на других людей.
Мотивация – одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.
Под мотивацией ряд авторов понимает внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения.
Практический менеджмент опирается на определённые теории мотивации, которые могут быть разделены на две группы. Содержательные теории пытаются выяснить причины того или иного поведения человека. Часто их называют «теории потребностей». Процессуальные теории ставят во главу угла вопрос о том, как возникает тот или иной тип поведения, что его направляет, поддерживает и прекращает.
Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде шести следующих одна за другой стадий. Для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель:
Очень не просто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека в конкретных условиях. Знание логики процесса мотивации не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. Здесь немаловажным фактором является не очевидность мотивов. Можно догадываться, какие мотивы преобладают, но в конкретном виде их вычленить достаточно трудно.
Рис.1.1 Схема мотивационного процесса
Существующая модель мотивации
труда во многом впитала в себя
элементы советской модели стимулирования
труда. Однако резкое изменение экономической
ситуации в нашей стране, возникновение
рыночных отношений повлияло на изменение
в системе человеческих ценностей.
Многие работники убеждены, что для
безбедной жизни важны
Интересны результаты опросов современных работников российских предприятий, проведенных в конце 2001года. Для формирования трудовой мотивации наибольшее значение имеет характер усвоенных индивидуумом трудовых норм и ценностей.
На условиях обеспечения насущных
потребностей работников и должна строиться
мотивационная политика руководителей
организаций в сегодняшней
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика трудовых ценностей на данных социологического опроса.
Таблица 1 Ценностные ориентации работников в процессе труда
№п/п |
Вариант ответа |
% опрошенных |
1 |
Интересная творческая работа |
34,9 |
2 |
Работа, дающая возможность повышать квалификацию |
14,6 |
3 |
Работа, приносящая пользу людям |
25,3 |
4 |
Работа с хорошими условиями труда |
17,4 |
5 |
Работа с возможностью сделать карьеру |
20,0 |
6 |
Высокооплачиваемая работа |
64,8 |
7 |
Работа на стабильном, имеющем перспективы предприятии |
36,8 |
8 |
Работа, обеспечивающая социальные льготы |
16,4 |
9 |
Работа, дающая возможность улучшить жилищные условия |
20,0 |
10 |
Работа, глее сложились хорошие отношения в коллективе |
25,0 |
11 |
Работа, где руководство хорошо относится к персоналу |
20,9 |
12 |
Работа на предприятии, которое близко от дома |
14,9 |
Таким образом очевидно, что способы достижения эффективной мотивации зависят в первую очередь от человеческих потребностей, норм и ценностей. Следовательно, используя этот рычаг, можно повлиять на деловую активность работников. Ответ на вопрос как это сделать, дают две группы концепций.
Содержательные делают упор на то, какие потребности побуждают людей проявлять активность в труде. Процессные раскрывают то, при каких условиях и каким образом это становится возможным.