Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа
Каждый человек ежедневно принимает решения различного характера, делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысла. В простых случаях результаты чаще всего соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не соответствовать целям решения. В процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений вовлечен широкий круг людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внутренние и внешние участники.
Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие управленческих решений…………………………………....................4
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
Понятие управленческих решений…………………………………..........
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Каждый человек ежедневно принимает решения различного характера, делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысла. В простых случаях результаты чаще всего соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не соответствовать целям решения. В процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений вовлечен широкий круг людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внутренние и внешние участники.
В государственных органах,
особенно областного, республиканского,
федерального уровней, принимается
ежегодно несколько тысяч управленческих
решений, как текущего оперативного,
так и перспективного, нормативного
и стратегического значения. Должностные
лица отводят исключительно много
времени разработке и реализации
управленческих решений. Им приходится
постоянно обосновывать различные
варианты, изыскивать оптимальные альтернативы
ресурсного обеспечения, согласовывать
различные решения между собой,
активно анализировать ход
Понятие и виды управленческих решений
Управленческое решение
- это средство, процесс и результат
выбора цели и способа ее достижения,
связующее звено между
Специфика административно-управленческих решений:
- Они обязательны, так как несут не только право наделение, но и принуждение.
- Они опираются на правовые акты, что дает возможность субъектам управления легитимным образом прибегать к различным инструментам воздействия на исполнителей.
- Они связаны с использованием бюджетных средств (средств налогоплательщиков) и соответственно чреваты невосполнимыми социальными издержками.
Поскольку подобное привилегированное
положение субъектов управления
может провоцировать
Они часто характеризуются
невозможностью четко и бесспорно
определить цель, скажем, в форме
прибыли или иного
На характер управленческих
решений влияет также специфика
государственных организаций, выражающаяся
в высокой значимости иерархических
отношений. В этих условиях решения
детерминированы не только правовыми
нормами, но и безусловной обязательностью
исполнения директивных предписаний
вышестоящих органов. Подобная целенаправленность
административной деятельности обусловливает
немалые ограничения в сфере
работы с управленческими решениями,
в их числе - уменьшение потенциального
числа разрабатываемых
Правоустановленные и
служебно-иерархические
Модификация (преобразование) управленческих решений напрямую связана с управленческой культурой организации.
Иерархичность структуры государственного органа дает основания для различия двух типов решений реальных и формальных. «Реальные» решения разрабатываются на низших ступенях организационной иерархии, ближе всего стоящих к объекту управления и более других знающих проблемную ситуацию. Они на высших уровнях организации трансформируются в «формальные», т.е. утверждаются без сколько-нибудь серьезного анализа их сути. Различия между «реальными» и «формальными» решениями тем заметнее и значительнее, чем больше уровней в иерархии и чем больше удаленность друг от друга массивов информации, сосредоточенных на соответствующих уровнях.
Следует отметить и другое
следствие иерархической
Правовая норма, будучи обязательным
элементом управленческого
Виды управленческих решений.
Для типологии и классификации управленческих решений выбираются различные основания (признаки, критерии).
1. По своей сущности -
целенаправленности, социальной значимости,
масштабу управляющего воздействия на
общество, его различных сфер, решения
можно охарактеризовать как политические
(политико-управленческие) и административные
(административно-
· Политические решения - общезначимы, касаются судеб, интересов многих людей; в процессе их подготовки участвуют не всегда единомышленники, но и оппоненты, имеющие несхожие цели, исповедующие различные ценности, обладающие разной силой влияния; они всегда коллективны; направлены на сближение ценностей, задач, целей и средств; основываются на обсуждении различных альтернатив.
Правом и обязанностью принимать, политико-управленческие решения наделены представительные органы в рамках своей компетенции, а также правительство и министерства как политико-административные органы исполнительной власти. Однако эти решения различаются по их юридической силе, субъектам принятия, срокам действия, степени обязательности исполнения и т.д.
Виды политико-управленческих решений:
- общеполитические правовые решения (Конституция и законы, принимаемые законодательным органом государственной власти и имеющие первичное и общеобязательное значение для всех иных решений и действий; программные документы Президента, Правительства, решения высших органов государственной власти);
- административно-политические решения (акты федеральных и региональных отраслевых и функциональных органов управления);
- решения представительных органов местного самоуправления. С их помощью регулируется жизнедеятельность местного сообщества, решаются вопросы экономического, социального и культурного развития муниципального образования, обеспечивается выполнение актов государственных органов власти.
Классификация политических решений по методу принятия решения:
- демократические, когда выбор осуществляется согласно мнению большинства, при этом в процесс подготовки решения вовлекаются различные социально-политические силы;
- консенсусные, когда выбор делается на основе достигнутого согласия;
- компромиссные, когда выбор осуществляется с учетом определенного сочетания интересов отдельных социальных слоев.
· Административно-управленческие решения - основаны на полномочиях, праве руководителя, авторитете власти субъекта управления, на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными. Они имеют свое функциональное значение, не противоречат политическим решениям, а, скорее, дополняют их.
Административно-управленческие
решения целесообразно
- внутриорганизационные решения - связаны только с организацией работы непосредственно в аппаратах органов государственного управления. Они могут быть направлены на улучшение планирования, контроля, профессиональной подготовки кадров и т.д.
- публичные решения - обеспечивают взаимодействие с внешней средой, определяют основные направления госуправленческой деятельности.
По основаниям принятия административно-управленческие решения также подразделяются на две группы:
- исполнительные решения - решения, принимаемые во исполнение установлений вышестоящих субъектов управления;
- решения, принимаемые по собственной инициативе субъекта управления на основе выявленных им проблем и самостоятельной постановки задач по их преодолению.
По масштабности управленческие решения подразделяются на стратегические (ориентирующие, установочные), тактические (частные, оперативные) и ситуационные2.
· Стратегическое решение соответствует значимым социальным потребностям и регламентирует деятельность социальных субъектов в течение длительного периода. Их подготовка и принятие - дело высшего руководства. Это, в частности, нормативные директивы, перспективные планы работы государственных органов и т.д.
· Тактические решения направлены на выполнение неотложных задач повседневного управления силами и средствами управляющей системы.
· Ситуационное решение - способ управления непрограммируемой, неструктурированной, непредсказуемой средой, когда требуется быстрое реагирование.
3. По степени уникальности управленческие решения можно разделить на: творческие, незапрограммированные, новаторские; стандартные, запрограммированные; простые, бинарные (да или нет), повседневно-рутинные.
· Решение незапрограммированное связано с ситуацией, когда у лица, принимающего решение (ЛПР) нет приемлемых альтернатив, когда приходится предпринимать действия в новой или неопределенной проблемной ситуации или в проблемной ситуации с неизвестными факторами воздействия и нет возможности положиться на готовое решение.
· Решение запрограммированное - то, что неоднократно принималось ЛПР в подобных проблемных ситуациях, когда можно сказать, что есть программа решения проблемы.
4. По способу принятия управленческие решения различаются как коллективные (коллегиальные) и индивидуальные.
Коллективные решения имеют несомненные достоинства, ибо увеличивают управленческий потенциал. Впрочем, они могут иметь и недостатки. Нужно предусмотреть следующее: группа затрачивает на принятие решения больше времени, чем одно лицо; отдельные члены коллектива в силу занятости иного рода, по другим причинам недостаточно активны; группа может принять решение, которое не сообразуется с целями организации, ибо люди зачастую руководствуются личными интересами или интересами представляемых ими партий, которые приходят в столкновение с комплексными целями организации, группа может недостаточно знать стратегические цели организации3.
5. По методам выбора различаются рациональные решения и интуитивные.
· Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса, на основе, как знаний, так и опыта ЛПР, выводится из анализа совокупности аксиом, результирующих его утверждений и предпочтений ЛПР.
· Интуитивное решение предполагает определенную профессиональную подготовку, умение охватить все стороны вопроса, быстро анализировать материал большой сложности, систематизировать его, выделить существенное. Здесь нужен широкий кругозор и интеллект ЛПР.