Понятие управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа

Описание

Каждый человек ежедневно принимает решения различного характера, делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысла. В простых случаях результаты чаще всего соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не соответствовать целям решения. В процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений вовлечен широкий круг людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внутренние и внешние участники.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие управленческих решений…………………………………....................4
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 38.02 Кб (Скачать документ)

6. Оценочный фактор как основание для классификации позволяет различать допустимые, эффективные и оптимальные решения.

· Допустимое - если оно удовлетворяет поставленным целям и ограничениям: ресурсным, правовым, временным, этическим и т.д.

· Эффективное - характеризуется степенью достижения цели, соотнесенной с затратами на ее достижение.

7. Классификация решений  по индивидуальным качествам ЛПР:

· Волевые - демонстрируют способность ЛПР к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления, т.е. волю. Волевые решения неизбежны в управленческой практике в ситуациях, когда необходимо сделать быстрый выбор и взять на себя ответственность, при конфликтности интересов, в условиях повышенного риска и неопределенности.

· Эмоциональные решения свидетельствуют о том, что ЛПР при акте выбора отдает предпочтение волнующим его чувствам, симпатиям, переживаниям.

· Эмпирические решения основываются на опыте, наблюдении (в отличие от эксперимента, логического анализа и т.п.).

· Аналитические - не противопоставляются указанным типам решений. Акт выбора ЛПР может быть связан с волей, эмоциями, уважением к эмпирическому опыту и т.д., но акцент при этом делается на аналитике, доказательности. Аналитика в государственном управлении - это самостоятельное направление деятельности, функция, необходимая составляющая профессионализма государственных служащих.

8. С учетом времени действия решений различают:

· Решения, рассчитанные на определенный период (установочный приказ, план на год, полгода, квартал).

· Решения, срок действия которых заранее не устанавливается, и они действуют до тех пор, пока не отменяются или изменяются (например, инструкции).

· Решения, прекращающие свое действие по мере их исполнения, они обычно принимаются в случаях, когда предусмотреть заранее конкретный срок действия не представляется возможным.

9. По юридическим свойствам различают:

· Нормативные решения

- императивные, т.е. содержащие строго обязательные предписания;

- диспозитивные, т.е. определяющие лишь общие правила поведения.

· Ненормативные решения (для индивидуального адресата или случая)4.

2. Методы принятия управленческих  решений

Для разработки решений принципиальное значение имеет отношение проблем  к стандартным (рутинным), которым  соответствуют программируемые, типовые  решения и нестандартным, которым  соответствуют творческие решения.

Проблема - это разрыв между  желаемым состоянием (целью) и фактически наблюдаемым состоянием. Каждая проблема может быть охарактеризована целями, альтернативами, затратами на их реализацию, моделью, объединяющей цели, критериями выбора наилучшей альтернативы.

Отнесение проблемы к тому или иному классу зависит от того, какова степень неопределенности ее элементов.

· Если проблема ясна настолько, что известны ее цели, альтернативы, затраты и рациональное решение, то она является стандартной и  к ней применяются типовые правила принятия решений. На этапе «поиск решения проблемы» решение может формироваться по механизму динамического узнавания (задача отождествляется с ранее решенными, для которых уже имеется алгоритм решения или путем опознания конечной ситуации).

· Метод, принятия решений  основанный на математическом аппарате называется нормативным.

Методами, позволяющими решать слабострукторизованные (вероятностные) проблемы являются:

· Дескриптивный - имеет ярко выраженный объясняющий (как принимаются решения) а не предписывающий (каким должно быть решение) характер.

· Системный - принятие и реализация решения рассматривается как ценностная система. Здесь применяют метод системного анализа - анализ и оценка альтернатив по сложным проблемам.

· Ситуационный - заключается в том, что наиболее рациональные способы принятия решений и процессы по выработке должны базироваться на различных конкретных факторах5.

Методами, позволяющими решать неструкторизованные проблемы, являются:

· Эвристический - способы преодоления логических тупиков.

- поиск трудностей (что  является причиной затруднения);

- разграничение данных;

- постановка вопроса;

- специализация проблемы (рассмотрение критических случаев);

- отказ от ограничений,  навязываемых формулировкой задачи.

· Основным методом исследования управления производством является построение различного рода моделей и их анализ. Под моделью понимается мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает адекватную информацию об объекте. Моделирование - это отображение определенных характеристик объекта в целях его исследования.

Все виды моделей можно  разделить на материальные и абстрактные концептуальные.

По формам и методам  описания характеристик моделируемого  объекта абстрактные концептуальные модели можно разделить на логические, графическо-числовые, математические и машинные электронные, а материальные модели - на наглядные предметные, физические и технологические. Машинные электронные  модели, в свою очередь, делятся на две разновидности - на аналоговые модели и на дискретные цифровые.

· Построение большинства  моделей в управлении базируется на применении экономико-математических методов. Эти методы разделяются на алгоритмические и эвристические. Алгоритмические методы разделяются на экономико-статистические, использующие методы, применяемые в экономической и математической статистике, и на эконометрические методы (или в более широком смысле - моделирование экономических процессов). Эвристические методы разделяются на методы оптимальных решений или в более широком смысле на методы исследования операций и методы экономической кибернетики. Последние, в свою очередь, разделяются на методы теории экономических систем и моделей, теории экономической информации и теории управляющих систем в экономике6.

В наиболее общей форме  процесс принятия решений можно  отобразить в составе следующих  примерных этапов:

Выявление необходимости  принятия решений.

Необходимость принятия решения  может быть вызвана следующими причинами:

- указания вышестоящих  органов;

- неполадки в управляемой  системе;

- истечение срока действия  предыдущего решения;

- необходимость корректировки  ранее принятого решения;

- новое состояние управляемого  объекта;

- другие причины.

· Постановка проблем.

Постановка проблемы заключается  в выявлении причин. Принцип может  быть осуществлен с помощью причинно-следственного  анализа (причина - следствие - анализ):

- рассмотрение объекта  и его дефектов;

- описание дефекта;

- выявление различий;

- выявление изменений;

- выявление причин;

- подтверждение наиболее  вероятной причины.

Сбор, обработка, анализ информации.

Информация должна отвечать всем необходимым требованиям, обеспечивая  наилучшие возможности для принятия рационального решения. Все эти  сведения собирают для выяснения  сущности проблемы, уточнения цели, разработки и анализа вариантов  решения7.

Принятие решения.

Этап принятия решения  включает определение цели; установление, разделение критериев; выработку, сравнение  альтернатив; определение оценки риска; принятие рационального решения. Цель - это желаемое состояние объекта, проектируемый результат решения. Когда главная цель уточнена и  сформулирована, разрабатываются цели (подцели) для подразделений служб, работников, то есть создается «дерево  целей». Критерием считается показатель, на основание которого оцениваются различные варианты. Целесообразно использовать как количественные, так и качественные критерии. Затем их разделяют по принципу значимости. Затем вырабатывают различные альтернативы решения и сравнивают их с помощью разработанных критериев. У рациональных вариантов решения определяют вероятность проявления в зависимости от влияния случайных факторов и серьезность не проявления решения. Степень риска оценивается, разрабатываются подстраховывающие мероприятия, и принимается наиболее рациональное решение.

· Организация принятого решения.

Организация выполнения решений  специфическая деятельность, завершающая  управленческий цикл по каждой конкретной задаче.

Организация исполнения включает ряд связанных функций:

- разработка мероприятий  по выполнению решения, определение  исполнителей;

- доведение задач до  исполнителей;

- организация условий  труда исполнителей;

- обеспечение исполнителей  ресурсами для реализации решения;

- инструктаж исполнителей  о порядке выполнения решения;

- расстановка исполнителей  и согласование их действий;

- стимулирование исполнителей;

- организация контроля  в процессе исполнения решения;

- регулирование процесса  исполнения решения, корректировка  хода исполнения;

- корректировка решения;

- учет, анализ, оценка и  подтверждение итогов исполнения8.

 

 

Заключение

«Управленческие решения» - одна из актуальных тем в теории управления.

В завершении курсовой работы, можно подвести следующие итоги.

Управленческое решение - социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и оценки информации, принятого в установленном  порядке, имеющего директивное значение, общеобязательный характер, содержащего  постановку целей и обоснование  средств их осуществления, организующего  практическую деятельность субъектов  и объектов управления.

Рассмотрев виды управленческих решений, можно сказать, что они  классифицируются по нескольким основаниям:

- по своей сущности;

- по масштабности;

- по степени уникальности;

- по способу принятия;

- по методам выбора;

- оценочный фактор;

- по индивидуальным качествам  ЛПР;

- в зависимости от времени  действия решений;

- по юридическим свойствам.

В данной работе также были рассмотрены методы управленческих решений. Все методы можно разделить  на две группы:

1) Методы, позволяющие решать  слабострукторизованные (вероятностные)  проблемы (ситуационный, системный,  дескриптивный);

2) Методы, позволяющие решать  неструкторизованные проблемы (эвристический,  метод построения различного  рода моделей, экономико-математический  метод).

В порядке выводов по теме в целом хотелось отметить следующее. Теория принятия решений является одной  из классических тем в административной науке управления. Она широко представлена в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Очевидно, что она возникла вследствие экономических  и политических потребностей, но сегодня  ее уже нельзя отнести только к  экономической или политической науке. Теория принятия решений активно  использует методы математики, статистики, социологии, психологии, в то же время  тесно связана с управленческой практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Глазунова Н.И. Государственное  и муниципальное (административное) управление: учеб. - М.: Проспект, 2009.

2. Злобина Н.В. Управленческие решения: учебное пособие - Тамбов: изд-во Тамб. гос. ун-та, 2007.

3. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ, 2009.

4. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - СПб: Питер, 2008.

5. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - СПб: Питер, 2008.

6. Мокеев М.М., Подсумкова А.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: электронное пособие. - М.: НЦ «Нахабино», 2006.

7. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Оптимизация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в современных условиях. - Волгоград, 2005.

8. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. -М.: «Дело и сервис», 2005.

1 Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. - М.: Проспект, 2009. с 193.

2 Злобина Н.В. Управленческие решения: учебное пособие - Тамбов: изд-во Тамб. гос. ун-та, 2007. с. 95.

3 Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ, 2009. с.69.

4 Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - СПб: Питер, 2008. с. 125.

5 Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - СПб: Питер, 2008. с.49.

6 Мокеев М.М., Подсумкова А.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: электронное пособие. - М.: НЦ «Нахабино», 2006. с. 136.

7 Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Оптимизация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в современных условиях. - Волгоград, 2005. с. 245.

8 Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. -М.: «Дело и сервис», 2005. с. 190.


Информация о работе Понятие управленческого решения