Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:02, контрольная работа
Каждый человек ежедневно принимает решения различного характера, делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысла. В простых случаях результаты чаще всего соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не соответствовать целям решения. В процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений вовлечен широкий круг людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, внутренние и внешние участники.
Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие управленческих решений…………………………………....................4
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
6. Оценочный фактор как основание для классификации позволяет различать допустимые, эффективные и оптимальные решения.
· Допустимое - если оно удовлетворяет поставленным целям и ограничениям: ресурсным, правовым, временным, этическим и т.д.
· Эффективное - характеризуется степенью достижения цели, соотнесенной с затратами на ее достижение.
7. Классификация решений по индивидуальным качествам ЛПР:
· Волевые - демонстрируют способность ЛПР к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления, т.е. волю. Волевые решения неизбежны в управленческой практике в ситуациях, когда необходимо сделать быстрый выбор и взять на себя ответственность, при конфликтности интересов, в условиях повышенного риска и неопределенности.
· Эмоциональные решения свидетельствуют о том, что ЛПР при акте выбора отдает предпочтение волнующим его чувствам, симпатиям, переживаниям.
· Эмпирические решения основываются на опыте, наблюдении (в отличие от эксперимента, логического анализа и т.п.).
· Аналитические - не противопоставляются указанным типам решений. Акт выбора ЛПР может быть связан с волей, эмоциями, уважением к эмпирическому опыту и т.д., но акцент при этом делается на аналитике, доказательности. Аналитика в государственном управлении - это самостоятельное направление деятельности, функция, необходимая составляющая профессионализма государственных служащих.
8. С учетом времени действия решений различают:
· Решения, рассчитанные на определенный период (установочный приказ, план на год, полгода, квартал).
· Решения, срок действия которых заранее не устанавливается, и они действуют до тех пор, пока не отменяются или изменяются (например, инструкции).
· Решения, прекращающие свое действие по мере их исполнения, они обычно принимаются в случаях, когда предусмотреть заранее конкретный срок действия не представляется возможным.
9. По юридическим свойствам различают:
· Нормативные решения
- императивные, т.е. содержащие строго обязательные предписания;
- диспозитивные, т.е. определяющие лишь общие правила поведения.
· Ненормативные решения (для индивидуального адресата или случая)4.
2. Методы принятия
Для разработки решений принципиальное значение имеет отношение проблем к стандартным (рутинным), которым соответствуют программируемые, типовые решения и нестандартным, которым соответствуют творческие решения.
Проблема - это разрыв между желаемым состоянием (целью) и фактически наблюдаемым состоянием. Каждая проблема может быть охарактеризована целями, альтернативами, затратами на их реализацию, моделью, объединяющей цели, критериями выбора наилучшей альтернативы.
Отнесение проблемы к тому или иному классу зависит от того, какова степень неопределенности ее элементов.
· Если проблема ясна настолько, что известны ее цели, альтернативы, затраты и рациональное решение, то она является стандартной и к ней применяются типовые правила принятия решений. На этапе «поиск решения проблемы» решение может формироваться по механизму динамического узнавания (задача отождествляется с ранее решенными, для которых уже имеется алгоритм решения или путем опознания конечной ситуации).
· Метод, принятия решений основанный на математическом аппарате называется нормативным.
Методами, позволяющими решать слабострукторизованные (вероятностные) проблемы являются:
· Дескриптивный - имеет ярко выраженный объясняющий (как принимаются решения) а не предписывающий (каким должно быть решение) характер.
· Системный - принятие и реализация решения рассматривается как ценностная система. Здесь применяют метод системного анализа - анализ и оценка альтернатив по сложным проблемам.
· Ситуационный - заключается в том, что наиболее рациональные способы принятия решений и процессы по выработке должны базироваться на различных конкретных факторах5.
Методами, позволяющими решать неструкторизованные проблемы, являются:
· Эвристический - способы преодоления логических тупиков.
- поиск трудностей (что
является причиной затруднения)
- разграничение данных;
- постановка вопроса;
- специализация проблемы
(рассмотрение критических
- отказ от ограничений,
навязываемых формулировкой
· Основным методом исследования управления производством является построение различного рода моделей и их анализ. Под моделью понимается мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает объект исследования и способна замещать его так, что ее изучение дает адекватную информацию об объекте. Моделирование - это отображение определенных характеристик объекта в целях его исследования.
Все виды моделей можно разделить на материальные и абстрактные концептуальные.
По формам и методам
описания характеристик моделируемого
объекта абстрактные
· Построение большинства моделей в управлении базируется на применении экономико-математических методов. Эти методы разделяются на алгоритмические и эвристические. Алгоритмические методы разделяются на экономико-статистические, использующие методы, применяемые в экономической и математической статистике, и на эконометрические методы (или в более широком смысле - моделирование экономических процессов). Эвристические методы разделяются на методы оптимальных решений или в более широком смысле на методы исследования операций и методы экономической кибернетики. Последние, в свою очередь, разделяются на методы теории экономических систем и моделей, теории экономической информации и теории управляющих систем в экономике6.
В наиболее общей форме процесс принятия решений можно отобразить в составе следующих примерных этапов:
Выявление необходимости принятия решений.
Необходимость принятия решения может быть вызвана следующими причинами:
- указания вышестоящих органов;
- неполадки в управляемой системе;
- истечение срока действия предыдущего решения;
- необходимость корректировки ранее принятого решения;
- новое состояние управляемого объекта;
- другие причины.
· Постановка проблем.
Постановка проблемы заключается
в выявлении причин. Принцип может
быть осуществлен с помощью
- рассмотрение объекта и его дефектов;
- описание дефекта;
- выявление различий;
- выявление изменений;
- выявление причин;
- подтверждение наиболее вероятной причины.
Сбор, обработка, анализ информации.
Информация должна отвечать
всем необходимым требованиям, обеспечивая
наилучшие возможности для
Принятие решения.
Этап принятия решения
включает определение цели; установление,
разделение критериев; выработку, сравнение
альтернатив; определение оценки риска;
принятие рационального решения. Цель
- это желаемое состояние объекта,
проектируемый результат
· Организация принятого решения.
Организация выполнения решений специфическая деятельность, завершающая управленческий цикл по каждой конкретной задаче.
Организация исполнения включает ряд связанных функций:
- разработка мероприятий
по выполнению решения,
- доведение задач до исполнителей;
- организация условий труда исполнителей;
- обеспечение исполнителей
ресурсами для реализации
- инструктаж исполнителей о порядке выполнения решения;
- расстановка исполнителей и согласование их действий;
- стимулирование исполнителей;
- организация контроля в процессе исполнения решения;
- регулирование процесса
исполнения решения,
- корректировка решения;
- учет, анализ, оценка и подтверждение итогов исполнения8.
Заключение
«Управленческие решения» - одна из актуальных тем в теории управления.
В завершении курсовой работы, можно подвести следующие итоги.
Управленческое решение - социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и оценки информации, принятого в установленном порядке, имеющего директивное значение, общеобязательный характер, содержащего постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующего практическую деятельность субъектов и объектов управления.
Рассмотрев виды управленческих решений, можно сказать, что они классифицируются по нескольким основаниям:
- по своей сущности;
- по масштабности;
- по степени уникальности;
- по способу принятия;
- по методам выбора;
- оценочный фактор;
- по индивидуальным качествам ЛПР;
- в зависимости от времени действия решений;
- по юридическим свойствам.
В данной работе также были рассмотрены методы управленческих решений. Все методы можно разделить на две группы:
1) Методы, позволяющие решать слабострукторизованные (вероятностные) проблемы (ситуационный, системный, дескриптивный);
2) Методы, позволяющие решать
неструкторизованные проблемы (эвристический,
метод построения различного
рода моделей, экономико-
В порядке выводов по теме в целом хотелось отметить следующее. Теория принятия решений является одной из классических тем в административной науке управления. Она широко представлена в работах как отечественных, так и зарубежных авторов. Очевидно, что она возникла вследствие экономических и политических потребностей, но сегодня ее уже нельзя отнести только к экономической или политической науке. Теория принятия решений активно использует методы математики, статистики, социологии, психологии, в то же время тесно связана с управленческой практикой.
Список литературы
1. Глазунова Н.И.
2. Злобина Н.В. Управленческие решения: учебное пособие - Тамбов: изд-во Тамб. гос. ун-та, 2007.
3. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ, 2009.
4. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - СПб: Питер, 2008.
5. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - СПб: Питер, 2008.
6. Мокеев М.М., Подсумкова А.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: электронное пособие. - М.: НЦ «Нахабино», 2006.
7. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Оптимизация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в современных условиях. - Волгоград, 2005.
8. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. -М.: «Дело и сервис», 2005.
1 Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. - М.: Проспект, 2009. с 193.
2 Злобина Н.В. Управленческие решения: учебное пособие - Тамбов: изд-во Тамб. гос. ун-та, 2007. с. 95.
3 Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ, 2009. с.69.
4 Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - СПб: Питер, 2008. с. 125.
5 Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - СПб: Питер, 2008. с.49.
6 Мокеев М.М., Подсумкова А.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: электронное пособие. - М.: НЦ «Нахабино», 2006. с. 136.
7 Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Оптимизация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в современных условиях. - Волгоград, 2005. с. 245.
8 Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. -М.: «Дело и сервис», 2005. с. 190.