Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:13, контрольная работа
Итак, цель контрольной работы – изучить управленческие характеристики современного руководителя.
В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Что это за характеристики, и каким должен быть портрет современного менеджера проанализируем в ходе работы.
Введение……………………………………………………………………….
3
1 Портрет современного руководителя…………………………………….
5
1.1 Качества руководителя…………………………………………………..
5
1.2 Деловая репутация руководителя………………………………………..
7
1.3 Важнейшие функции менеджера………………………………………...
8
2. Характеристика современного руководителя ………………………….
11
2.1 Управленческие качества современного руководителя………………
11
2.2 Развитие управленческих качеств личности руководителя…………..
14
2.3 Качества успешного российского руководителя……………………..
17
Заключение…………………………………………………………………..
20
Список использованной литературы……………………………………….
21
Современный руководитель должен принимать управленческие решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей, технологий. Также важно умение руководителя правильно и рационально распределять ресурсы, необходимые для выполнения запланированных работ и достижения поставленных целей.1
Коммуникабельность, умение идти на контакт, вести деловые переговоры – это тоже важная характеристика хорошего руководителя. Поговорка «кадры решают все» отнюдь не иносказательна – именно от умения и способности находить контакт с людьми и зависит успех любого руководителя.
Руководитель должен обладать управленческой компетентностью. Это качество говорит само за себя. Невозможно управлять людьми, не зная и не понимая сути и особенностей их работы; предприятием, производством, не зная и не понимая специфику деятельности. Именно поэтому, чаще всего путь в руководство во многих случаях начинается с самых низких уровней карьерной лестницы.
Управленческая
компетенция – это набор
Квалифицированное управление осуществляется на основе знаний, полученных при обучении и практического опыта. Основой управления являются знания, полезный опыт других компаний, собственный опыт руководителя, опробованные инструменты и навыки пользования ими. Практические знания в менеджменте имеют большую ценность, чем теоретические; полезный опыт скрупулезно изучается и передается дальше, а удачно разработанный инструмент для решения задач приносит гораздо больше пользы, чем научные теории.
В отечественной практике используются две основные группы компетенций, необходимых руководителю:
- специальные компетенции – те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности. Например, финансовый директор должен уметь анализировать балансовый отчет, а руководитель группы программистов должен владеть важнейшими языками программирования.
- базовые компетенции – группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.1
Также очень важно для руководителя чётко представлять определенность планов. Необходимо грамотно, четко и последовательно планировать свою работу и обязательно вовремя осуществлять свои планы. Как корабль без здравомыслящего и опытного капитана рано или поздно сядет на мель, так и руководитель, который в работе руководствуется сиюминутными решениями или догадками, обречен на неудачи.
Проанализировав все выше перечисленное, делаем выводы – некоторые качества совсем не появляются сами собой, не даются с детства и над их приобретением и развитием нужно постоянно работать, но и обладание ими — тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Поэтому любая руководящая должность предусматривает постоянное развитие, как в профессиональном, так и в личностном плане.
2.2 Развитие управленческих качеств личности руководителя
Для руководителей
очень полезно усвоить
Условия работы в процессе развития предприятия могут и должны изменяться, и поэтому, очевидно, руководителю необходимо иметь способность менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий. В этом-то заключается, в частности, способность руководителя при любых условиях успешно управлять производством.
Чтобы квалифицированно управлять производством, руководителю необходимо иметь соответствующие занимаемой должности знания в области техники, экономики, организации производства и управления. Знания должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы на производстве.
Практика показывает, что не все даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить производством. Руководителю необходимо иметь организаторские способности. Ведь управление производством заключается, прежде всего, в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений.
Интересны высказывания по этому поводу А. Файоля.
А. Файоль считает, что чем выше ранг руководителя, тем большее значение для него имеют административные способности. 1
С такой точкой зрения сегодня согласны большинство специалистов в области менеджмента. Любой самый талантливый и работоспособный руководитель не сможет добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами. Руководителю надо иметь способности предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию производства.
Оперативное руководство производством заключается в умении руководителя быстро найти и принять конкретное решение различных задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению нормального ритма и хода производства.
Важным для
руководителей является знание и
понимание ими людей, умение правильно
оценивать способности и
Руководитель, если он хочет, чтобы его предприятие имело потенциал развития, должен задавать для нее цели, и брать на себя ответственность за их осуществление.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Таким образом, руководитель становится ответственным за работу своих подчиненных.
Бесспорно, для обеспечения выполнения подразделением поставленных перед ним задач, руководитель этого подразделения должен иметь возможность влияния на его работу. Такая возможность предоставляется путем передачи полномочий руководителю подразделения.
Предоставляя полномочия, руководитель предприятия предоставляет человеку, занимающему должность право руководства и контроля вверенного ему подразделения “в обмен” на принятие ответственности за результаты такого руководства. В некоторых случаях руководитель также получает право и на изменение технологии деятельности его участка, также неся при этом ответственность за достижение установленных результатов. В любом случае, пределы распространения полномочий должны быть строго определены; какая-либо должность не должна получать слишком много или слишком мало полномочий.
Таким образом, если преследуется цель построения четкой и эффективной организации работы предприятия, полномочия должны предоставляться только в объеме, не большем и не меньшем которого они необходимы для ведения участка к выполнению им его функций и достижения установленных в рамках всей организации целей.
Всем руководителям приходится влиять на окружающих, но умение влиять особенно важно, когда успех зависит от способности человека произвести хорошее первое впечатление, развить взаимопонимание, добиться доверия и быть отзывчивым к нуждам окружающих.
Koгдa pyкoвoдитeли жaлyютcя, что им не xвaтaeт влиятeльнocти, они имеют в виду, что иx идеи, нужды, взгляды, чyвcтвa и зaмeчaния нeдocтaтoчнo пpинимaютcя во внимaниe теми, кто пpинимaeт peшeния.
Mнoгим кaжeтcя, что oкpyжaющиe должны бы были oбpaщaть на них бoльшe внимания. Oднaкo не вce мoryт быть oдинaкoвo влиятельными, поскольку вce точки зpeния дocтaтoчнo зpeлы и пoлeзны для ocтaльныx. Paзyмнo, кoгдa вклад кaждoгo oцeнивaeтcя по его объективным достоинствам. На самом же деле чаще всего эта оценка бывает совершенно иррациональной, и ключевую роль в вопросах влиятельности играет личный фактор. На многих людей производит впечатление властность, то, как человек себя держит, а также таинственное, хотя и реальное качество, известное как харизма.
Навыки и методы воздействия на окружающих могут быть cильнoдeйcтвyющими и убедительными. Иx можно использовать как для кoнcтpyктивныx цeлeй, так и для разных махинаций. Чем бoлee открыты люди по пoвoдy cвoиx цeлeй, тем труднее неэтично иcпoльзoвaть эти мeтoды.
Люди, эффeктивнo влияющие на окружающих, приобретают навыки ycпeшнoй презентации. Они тaкжe вocпpинимaют взгляды, мнения и дpyгyю информацию от тex, на кoгo стремятся влиять. Пocкoлькy влияние пpeдcтaвляeт coбoй двycтopoнний пpoцecc, вaжнo yмeниe пpиcлyшивaтьcя к дpyгим. Taкoe yмeниe мoжeт быть cпeциaльнo paзвитo.
Pyкoвoдитeли, paзвившиe в ceбe yмeниe влиять на дpyгиx, пpиoбpeли нaбop мoгyщecтвeнныx cpeдcтв, кoтopыe мoжнo иcпoльзoвaть в чeлoвeчecкиx oтнoшeнияx. Эти навыки пoвышaют эффeктивнocть и cпocoбcтвyют пpи-знaнию coбcтвeннoй цeннocти.
2.3 Качества успешного российского руководителя
Российский руководитель должен быть результативным стратегом, необязательно порядочным и интеллектуальным, но желательно креативным. Такого сложно найти и еще сложнее мотивировать, следует из обзора международной сети агентств по подбору персонала InterSearch.
Аналитики InterSearch задались вопросом: «Что делает руководителя успешным в посткризисный период?» В опросе приняли участие 1452 респондента из 15 стран мира (выборку делал эксклюзивный представитель InterSearch в России «Агентство Контакт»). Из них больше всего бразильцев (17%), россиян (12%) и американцев (9%).
В целом современный российский руководитель воспринимается как умеющий играть в команде стратег, результативный, общительный и гибкий. Порядочность, решительность и креативность отошли на второй план. И реже всего среди необходимых для босса качеств упоминались смелость, интеллектуальность, способность анализировать, готовность к риску и умение быть собой (Рисунок 1).1
Рисунок 1 – Каким должен быть успешный российский руководитель
Впрочем, есть и национальные особенности босса. Так, в Малайзии и Австралии от топ-менеджера не требуется ни командного духа, ни решительности, ни креатива. Зато высоко ценятся результативность, наличие стратегии и порядочность. В Америке топы должны быть еще и гибкими и при этом аутентичными (уметь оставаться собой). Готовность к риску в Новом Свете сведена к нулю, зато в Аргентине она просто необходима. В Норвегии в цене коммуникабельность, в Бельгии — командная игра, в Чехии — смелость, а в Венгрии — креатив. В Чили, помимо прочего, первое лицо должно быть контактным.
Отдельная история с Россией. В нашей стране босс должен быть креативным стратегом. Необязательно смелым, порядочным и искренним. Главное — результативным.
В стабильных странах все держится на системе, у нас — на людях.
Сильного управленца в России найти непросто, еще сложнее его мотивировать. «У нас не все и не всегда упирается в деньги», — подводит черту под загадочной русской душой топ-менеджера г-н Захаров.
Заключение
Личность руководителя, его опыт, деловые особенности играют ведущую роль в управлении организацией.
Современный руководитель, будучи бесспорным лидером, в то же время должен обладать умением, когда того требуют обстоятельства, использовать административные методы управления. Иначе говоря, для того, чтобы управлять людьми, он должен: овладеть искусством управлять собой как лидером и как администратором.
Благодаря личностным качествам, профессиональным знаниям, способностям, умению работать с людьми руководитель достигает успеха в управленческой деятельности. И авторитет занимаемой им должности становится равным авторитету его личности.
Деятельность современного руководителя является многоплановой. Она соединяет деятельность по определению основных целей организации и её подразделений, а также путей их достижения, стратегии развития: влияние на подчинённых, выполнение определённых функций как по отношению к подчинённым и организации в целом, так и по отношению к выше стоящим органам.
Список использованной литературы
1. Веснин В. Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, 2009. – 504 с.
2. Карпов А.В. Психология менеджмента: учебное пособие.- М.: Гардарика, 2010.- 584 с.
3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления.-М.:Норма,2009.-512 с.
4. Ломакин А.Л. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2008.-
312 с.
5. Пирогова Е.В. Управленческие решения. - Ульяновск:УлГТУ,2010.-
176 с.
6. Статт Д. Психология и менеджмент / Пер.с англ. – М.: Эксмо, 2008. -384 с.
7. Ноготков М.Ю. Институт лидерства в России еще в процессе становления / Управление персоналом. – 2010. – №6. – С. 6 – 9.
8. Саяпина А.В. Важнее людей могут быть только люди…/ Управление персоналом. – 2010. – №2. – С. 74 – 75.
9. Воробьева И.А. Каким должен
быть босс России. URL: http://www.rbcdaily.ru/
10. Кувина Г.К.
Управленческие компетенции