Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа
Актуальность исследования. Происходящие в мире глобальные процессы вторгаются в жизнедеятельность миллиардов жителей планеты, ломают их многовековые обычаи и традиции, выбивают у них почву из-под ног в переносном и иногда в прямом смысле. В результате у людей пропадает чувство идентичности, теряются смысл и цель жизни. На этой основе возникают громадные социальные и моральные сдвиги, идет борьба за утверждение тех или иных ценностей, происходят разного рода трения и столкновения между различными человеческими сообществами, группами и стратами.
Введение 3
1 Связь человека с животным 5
1.1 Концепция В.Ф.Поршнева «сверхживотное и человек» 5
1.2 Концепция З.Фрейда «животное, испытывающее раскаяние» 7
1.3 Концепция Э.Кассирера «человек – символическое животное» 11
2 Человеческая природа и ее признаки 14
3 Религиозные интерпретации антропогенеза 18
4 Человек между Богом и зверем 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Содержание
Введение 3
1 Связь человека с животным 5
1.1 Концепция В.Ф.Поршнева «сверхживотное и человек» 5
1.2 Концепция З.Фрейда «животное, испытывающее раскаяние» 7
1.3 Концепция Э.Кассирера «человек – символическое животное» 11
2 Человеческая природа и ее признаки 14
3 Религиозные интерпретации антропогенеза 18
4 Человек между Богом и зверем 23
Заключение 26
Список
использованной литературы 28
Актуальность
исследования. Происходящие в мире
глобальные процессы вторгаются в жизнедеятельность
миллиардов жителей планеты, ломают
их многовековые обычаи и традиции,
выбивают у них почву из-под
ног в переносном и иногда в
прямом смысле. В результате у людей
пропадает чувство
Чувство
идентичности характеризует гармонию
или дисгармонию между
Признание
неразрывной биологической
Изучение природы и сущности человека, а также его потребностей является актуальным заданием современной науки, поскольку позволит определить детерминанты его поведения.
Целью написания работы выступает изучение подходов и концепций к характеристике природы и сущности человека, изучению потребностей индивидуума.
Исходя из поставленной цели, задачами написания работы выступают:
1.
Рассмотреть связь человека с
животным в концепция В.Ф.
2. Охарактеризовать человеческую природу и ее признаки.
3.
Исследовать религиозные
4.
Рассмотреть особенности
Объектом изучения выступает человек.
Предметом исследования являются природа, сущность и потребности человека.
Многими учеными, давно доказано, что даже расовые признаки не отрицают того обстоятельства, что все мы относимся к одному и тому же виду под названием человек (гомо сапиенс). Борис Фёдорович Поршнев (1905-1972) – автор весьма оригинальной гипотезы антропогенеза. В её основе лежат две идеи – паразитическо-каннибалическая и расово-видовая.
Перу
Б.А.Поршнева принадлежат такие книги,
как "Очерк политической экономии
феодализма" (1956), "Социальная психология
и история" (1966), "Франция, Английская
революция и европейская
Переход
нашего животного предка к человеку
вовсе не истолковывался Б.Ф.Поршневым
как движение наших предков ко
всё более и более культуро-
В соответствии с концепцией Поршнева, люди – единственный вид, внутри которого систематически практикуется крупномасштабное, рационально не объяснимое, взаимное умерщвление. Кроме того, люди – опять-таки единственный вид, способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление – его деабсурдизация. Организм же животного ведет себя в любой, даже в искусственно созданной, ситуации с физиологической точки зрения совершенно правильно, либо дает картину нервного срыва (неадекватные рефлексы), сконструировать же абсурд, или дипластию, его нервная система неспособна. Всё развитие человеческого сознания в ходе истории есть постепенное одоление первоначальной абсурдности, ее сдвижение на немногие краевые позиции.
Людей отличает от животных, таким образом, два признака – каннибализм и абсурдизм. При этом по обоим этим признакам выходит, что люди стоят на более низкой ступени своего развития, чем животные, поскольку животные не убивают себе подобных в таких чудовищных масштабах, как люди, и поскольку нервная система у животных с самого начала их появления на Земле оказалась не способной к неадекватным рефлексам (дипластии, абсурду), тогда как люди только тем и занимаются с незапамятных времён, что освобождаются от своей неспособности реагировать на мир адекватно2. Мы видим здесь уже неприкрытый анимализм, поскольку автор этих слов низводит человека до существ, стоящих на эволюционной ступеньке ниже каких-нибудь тараканов, которые не поедают других тараканов и реагируют на окружающий мир вполне адекватно.
Современная философия антропология не закрывает глаза на проявления агрессивности, на скрытые и тёмные импульсы, на «ночного» человека. Она не рассматривает их как что-то случайное и второстепенное. Невозможность уклониться от теоретического признания тёмной стороны человеческой природы стала особенно очевидной после появления психоанализа – теории, автором которой является известный психолог и философ З. Фрейд (1856 – 1939).
Учение З. Фрейда весьма сложно и имеет множество аспектов. В этом аспекте важно обратить внимание на то, что З. Фрейд обнаружил, сколь значительную роль играет в жизни человека бессознательное.
Согласно
Фрейду, бессознательные импульсы и
влечения лежат в основе всех проявлений
человеческого духа, в том числе
самых возвышенных и
Бессознательное
влечение, дающее человеку главный
заряд психической энергии, может
функционировать двумя
Учение З. Фрейда о бессознательном показывает, сколь сложен человек и сколь ошибочно рассматривать его только лишь как сознательное и исключительно разумное существо. Более того, человек склонен к самообману; он неосознанно обманывает сам себя. Фрейдизм стал одним из тех факторов, которые нанесли сокрушительный удар по полоско-рационалистическим представлениям о человеке4.
Вместе с тем в изображении З. Фрейда человек предстал как существо, руководимое исключительно низменными устремлениями. Это произошло потому, что его тория производит низведение (редукцию) всех высших проявлений человеческого духа до низших. У З.Фрейда вольно или невольно получается, что всякими возвышенными устремлениями следует подозревать нечто примитивное и неизменное. Собственно говоря, ничего возвышенного как такового и не существует: есть только психологическая иллюзия или непроизвольный самообман. Понятие сублимации у З.Фрейда оказывается пустым, ведь если высшее подлинно не существует, то не остаётся того, к чему возможна сублимация. Критики предложили толковать фрейдовскую концепцию не как отражающую реальность, а как предостережение об опасностях, заложенных в глубинах психики человека.
Для философского понимания человека концепция психоанализа не прошла бесследно. Стало ясно, что рассматривать человека следует более внимательно и глубоко, чем это представлялось ранее. Человек не только рациональное существо. Он скорее есть «точка пересечения двух миров» - мира «горнего», возвышенного и духовного, и мира «дольнего», природного. И в этом состоит его специфика как особого рода сущего5.
Природа человека многообразна. Не всё в ней может быть отнесено к собственно человеческому. Можно определить человека как политическое (общественное) животное. Именно так определил его ещё Аристотель
«Человек есть животное, испытывающее раскаяние» - так определил его З.Фрейд6. Человек есть «ещё незавершённое животное» - это определение принадлежит Ф.Ницше (1844-1900). Все эти и иные определения схватывают некоторые черты многообразной природы человека. Но если идти по такому пути, то придётся каждый раз ограничиваться констанцией чего-то важного, но не исчерпывающего. Кроме того, в этом случае ускользает сама специфика человеческого. Видимо, в многообразной природе человека следует очертить круг того, что является «человеческим в человеке», отграничив его от того, что таковым не является. Очевидно, что в этом случае нельзя обойти внимание нравственную сторону в человеке. Тогда определение выглядело бы так: человек есть существо, способное различать добро и зло. Нравственность есть то, что возвышает человека на природным миром. Так полагал, например, И.Кант. Вл. Соловьёв (1853-1900) выделял в человеке три качества, составляющие суть человеческого: стыд, сострадание, благоговение перед высшим. Согласно Вл. Соловьёву, человек испытывает чувство стыда перед низшими проявлениями своей природы. Он обладает способностью сострадать не только другому человеку, но и всякому живому существу. Наконец, он способен преклонятся перед тем, что считает святым или возвышенным (т.е. ценностями): перед памятью предков, совершениями прошлых поколений, перед истиной, добром и красотой, перед Богом.