Потребности современного человека. Развитие физических и физиологических потребностей челов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Происходящие в мире глобальные процессы вторгаются в жизнедеятельность миллиардов жителей планеты, ломают их многовековые обычаи и традиции, выбивают у них почву из-под ног в переносном и иногда в прямом смысле. В результате у людей пропадает чувство идентичности, теряются смысл и цель жизни. На этой основе возникают громадные социальные и моральные сдвиги, идет борьба за утверждение тех или иных ценностей, происходят разного рода трения и столкновения между различными человеческими сообществами, группами и стратами.

Содержание

Введение 3
1 Связь человека с животным 5
1.1 Концепция В.Ф.Поршнева «сверхживотное и человек» 5
1.2 Концепция З.Фрейда «животное, испытывающее раскаяние» 7
1.3 Концепция Э.Кассирера «человек – символическое животное» 11
2 Человеческая природа и ее признаки 14
3 Религиозные интерпретации антропогенеза 18
4 Человек между Богом и зверем 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 51.10 Кб (Скачать документ)

      Содержание 

Введение 3

1 Связь человека с животным 5

1.1 Концепция В.Ф.Поршнева «сверхживотное и человек» 5

1.2 Концепция З.Фрейда «животное, испытывающее раскаяние» 7

1.3 Концепция Э.Кассирера «человек – символическое животное» 11

2 Человеческая природа и ее признаки 14

3 Религиозные интерпретации антропогенеза 18

4 Человек между Богом и зверем 23

Заключение 26

Список использованной литературы 28 

 

Введение

      Актуальность  исследования. Происходящие в мире глобальные процессы вторгаются в жизнедеятельность  миллиардов жителей планеты, ломают их многовековые обычаи и традиции, выбивают у них почву из-под  ног в переносном и иногда в  прямом смысле. В результате у людей  пропадает чувство идентичности, теряются смысл и цель жизни. На этой основе возникают громадные социальные и моральные сдвиги, идет борьба за утверждение тех или иных ценностей, происходят разного рода трения и  столкновения между различными человеческими  сообществами, группами и стратами.

      Чувство идентичности характеризует гармонию или дисгармонию между самосознанием  человека, его восприятием самого себя и окружающего мира, с одной  стороны, и собственно состоянием окружающего  его мира – с другой. Глобализация, вторгаясь и кардинально изменяя  обстановку в окружающей человека среде, порождает дисгармонию между  тем, во что превращается эта среда, и той оценкой, какую дает этим превращениям и своему месту в  них человек. Поскольку данная оценка бывает, как правило, отрицательной, то гигантские массы людей постоянно  пребывают в состоянии душевного  дискомфорта, имеет место отклонение в чувстве идентичности человека. А это, в свою очередь, порождает  социальную напряженность в мировом  масштабе, скрытый и открытый протест  против поспешных и непродуманных  преобразований, выступает источником межцивилизационного противостояния.

      Признание неразрывной биологической связи  человека с окружающей природой предполагает необходимость изучения его физической природы в системе всеобщих синергетических  связей мироздания, а не просто исследования механизмов функционирования человеческого  организма и его интеллектуально-духовного  мира как закрытой системы. Признание  неразрывной связи социальной и  духовной сущности человека с жизнедеятельностью общества предполагает изучение указанной его сущности путем раскрытия его места и роли в системе всеобщих синергетических общественных связей в социуме. По мере своего совершенствования социальная и духовная природа человека достигнет такого уровня, когда мерилом человечности каждого человека на Земле будет выступать его неравнодушное отношение и участие в судьбе всего человечества и каждого другого человека на Земле. Пока такое положение не достигнуто, в разных людях в различной степени в остаточном виде продолжают сохраняться элементы нечеловеческой и недочеловеческой, животной натуры человека, преобладающей над его человеческой природой.

      Изучение  природы и сущности человека, а  также его потребностей является актуальным заданием современной науки, поскольку позволит определить детерминанты его поведения.

      Целью написания работы выступает изучение подходов и концепций к характеристике природы и сущности человека, изучению потребностей индивидуума.

      Исходя  из поставленной цели, задачами написания  работы  выступают:

      1. Рассмотреть связь человека с  животным в концепция В.Ф.Поршнева, З.Фрейда, Э.Кассирера. 

      2. Охарактеризовать человеческую  природу и ее признаки.

      3. Исследовать религиозные интерпретации  антропогенеза. 

      4. Рассмотреть особенности двойственной  природы человека.

      Объектом  изучения выступает человек.

      Предметом исследования являются природа, сущность и потребности человека.

       

 

1 Связь человека  с животным

1.1 Концепция В.Ф.Поршнева  «сверхживотное и  человек»

      Многими учеными, давно доказано, что даже  расовые признаки не отрицают того обстоятельства, что все мы относимся к одному и тому же виду под названием человек (гомо сапиенс). Борис Фёдорович Поршнев (1905-1972) – автор весьма оригинальной гипотезы антропогенеза. В её основе лежат две идеи – паразитическо-каннибалическая и расово-видовая.

      Перу  Б.А.Поршнева принадлежат такие книги, как "Очерк политической экономии феодализма" (1956), "Социальная психология и история" (1966), "Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в." (1970) и другие. На фоне весьма благополучной научной  карьеры их автора довольно странной выглядит его теория антропогенеза, никак не вяжущаяся с марксистской, хотя сам он пытался маскировать  её под Ф.Энгельса. Она зрела в  его сознании подспудно. Её результатом  стала книга «О начале человеческой истории», которая вышла в свет уже после его смерти (в 1974) и  стала его основным трудом. Но действительный смысл этой книги становится все  яснее и яснее благодаря книгам его ученика – Б.А.Диденко: «Цивилизация каннибалов», «Хищная любовь», «Хищное  творчество» и «Хищная власть».

      Переход нашего животного предка к человеку вовсе не истолковывался Б.Ф.Поршневым  как движение наших предков ко всё более и более культуро-созидательной, преобразующей, творческой деятельности, которая и отдалила его в конечном счете от царства животных. В первобытных  людях он видел главным образом  не людей, а особых животных. Вот  почему нет ничего удивительного  в том, что привычную эволюционную схему перехода обезьяны в человека Б.Ф.Поршнев расценивал как самообман. Он писал: «Принято же излагать дело так: "формирующиеся люди" четвертичной эпохи – это как бы смесь  свойств обезьяны и человека в  тех или иных пропорциях, некие дроби между двумя целыми числами. Ничего третьего. Становление человека – это нарастание человеческого в обезьяньем. От зачатков, зародышей до полного доминирования общественно-человеческого над животно-зоологическим. Эта схема – самообман»1.

      В соответствии с концепцией Поршнева, люди – единственный вид, внутри которого систематически практикуется крупномасштабное, рационально не объяснимое, взаимное умерщвление. Кроме того, люди – опять-таки единственный вид, способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление – его деабсурдизация. Организм же животного ведет себя в любой, даже в искусственно созданной, ситуации с физиологической точки зрения совершенно правильно, либо дает картину нервного срыва (неадекватные рефлексы), сконструировать же абсурд, или дипластию, его нервная система неспособна. Всё развитие человеческого сознания в ходе истории есть постепенное одоление первоначальной абсурдности, ее сдвижение на немногие краевые позиции.

      Людей отличает от животных, таким образом, два признака – каннибализм и  абсурдизм. При этом по обоим этим признакам выходит, что люди стоят на более низкой ступени своего развития, чем животные, поскольку животные не убивают себе подобных в таких чудовищных масштабах, как люди, и поскольку нервная система у животных с самого начала их появления на Земле оказалась не способной к неадекватным рефлексам (дипластии, абсурду), тогда как люди только тем и занимаются с незапамятных времён, что освобождаются от своей неспособности реагировать на мир адекватно2. Мы видим здесь уже неприкрытый анимализм, поскольку автор этих слов низводит человека до существ, стоящих на эволюционной ступеньке ниже каких-нибудь тараканов, которые не поедают других тараканов и реагируют на окружающий мир вполне адекватно.

1.2 Концепция З.Фрейда  «животное, испытывающее  раскаяние»

      Современная философия антропология не закрывает  глаза на проявления агрессивности, на скрытые и тёмные импульсы, на «ночного» человека. Она не рассматривает  их как что-то случайное и второстепенное. Невозможность уклониться от теоретического признания тёмной стороны человеческой природы стала особенно очевидной  после появления психоанализа –  теории, автором которой является известный психолог и философ  З. Фрейд (1856 – 1939).

      Учение  З. Фрейда весьма сложно и имеет множество  аспектов. В этом аспекте важно  обратить внимание на то, что З. Фрейд  обнаружил, сколь значительную роль играет в жизни человека бессознательное.

      Согласно  Фрейду, бессознательные импульсы и  влечения лежат в основе всех проявлений человеческого духа, в том числе  самых возвышенных и благородных. Человек, по сути, постоянно переживает конфликт между сознанием и бессознательными влечениями. Особое место среди последних  занимает сексуальное влечение, которое  З. Фрейд обозначил особым термином «либидо». Именно либидо обуславливает  собой творческую активность человека во всех сферах деятельности: искусстве, научном познании, в конечном итоге  – во всех проявлениях жизни. Действие либидо не осознаётся непосредственным путём, но может быть выявлено специальными психологическими методами через анализ снов и других неконтролируемых проявлений психики (отсюда и название теории –  «психоанализ»)3.

      Бессознательное влечение, дающее человеку главный  заряд психической энергии, может  функционировать двумя различными способами. Во-первых, оно может сублимироваться. Иначе говоря, человек смутно чувствует  импульсы влечения, но это толкает  его к развитию активности, в какой  либо из сфер культуры и творчества; человек неопознано возвышает (сублимирует) влечение. Благодаря этому он может достичь успехов в избранной сфере деятельности, в том числе значительных, - в зависимости от силы влечения и правильности процесса сублимации. Сублимация – это нормальный способ функционирования бессознательных влечений. Другой способ называется «вытеснением». Вытеснение по своей направленности противоположно сублимации. Человек неосознанно загоняет свои влечения в самые дальние уголки психики, накладывает на них жесткий запрет. Но от этого они не исчезают. Они становятся источником отрицательной энергии, рождают агрессивность. Вытеснение приводит к различным психическим расстройствам и нервозам. З. Фрейд разработал специальные методы восстановления нормальной психической жизни посредством выявления нормальной психической жизни посредством выявления скрытых влечений. Будучи выявленными и поставленными на свет сознания, они утрачивают свою разрушительную силу. В последующее время усовершенствованный психоанализ стал во многих странах чрезвычайно популярным средством чрезвычайно популярным средством психологической терапии.

      Учение  З. Фрейда о бессознательном показывает, сколь сложен человек и сколь  ошибочно рассматривать его только лишь как сознательное и исключительно  разумное существо. Более того, человек  склонен к самообману; он неосознанно  обманывает сам себя. Фрейдизм стал одним из тех факторов, которые  нанесли сокрушительный удар по полоско-рационалистическим представлениям о человеке4.

      Вместе  с тем в изображении З. Фрейда человек предстал как существо, руководимое  исключительно низменными устремлениями. Это произошло потому, что его  тория производит низведение (редукцию) всех высших проявлений человеческого  духа до низших. У З.Фрейда вольно или  невольно получается, что всякими  возвышенными устремлениями следует  подозревать нечто примитивное  и неизменное. Собственно говоря, ничего возвышенного как такового и не существует: есть только психологическая иллюзия или непроизвольный самообман. Понятие сублимации у З.Фрейда оказывается пустым, ведь если высшее подлинно не существует, то не остаётся того, к чему возможна сублимация. Критики предложили толковать фрейдовскую концепцию не как отражающую реальность, а как предостережение об опасностях, заложенных в глубинах психики человека.

      Для философского понимания человека концепция  психоанализа не прошла бесследно. Стало  ясно, что рассматривать человека следует более внимательно и  глубоко, чем это представлялось ранее. Человек не только рациональное существо. Он скорее есть «точка пересечения  двух миров» - мира «горнего», возвышенного и духовного, и мира «дольнего», природного. И в этом состоит его специфика  как особого рода сущего5.

      Природа человека многообразна. Не всё в  ней может быть отнесено к собственно человеческому. Можно определить человека как политическое (общественное) животное. Именно так определил его ещё  Аристотель

      «Человек  есть животное, испытывающее раскаяние» - так определил его З.Фрейд6. Человек есть «ещё незавершённое животное» - это определение принадлежит Ф.Ницше (1844-1900). Все эти и иные определения схватывают некоторые черты многообразной природы человека. Но если идти по такому пути, то придётся каждый раз ограничиваться констанцией чего-то важного, но не исчерпывающего. Кроме того, в этом случае ускользает сама специфика человеческого. Видимо, в многообразной природе человека следует очертить круг того, что является «человеческим в человеке», отграничив его от того, что таковым не является. Очевидно, что в этом случае нельзя обойти внимание нравственную сторону в человеке. Тогда определение выглядело бы так: человек есть существо, способное различать добро и зло. Нравственность есть то, что возвышает человека на природным миром. Так полагал, например, И.Кант. Вл. Соловьёв (1853-1900) выделял в человеке три качества, составляющие суть человеческого: стыд, сострадание, благоговение перед высшим. Согласно Вл. Соловьёву, человек испытывает чувство стыда перед низшими проявлениями своей природы. Он обладает способностью сострадать не только другому человеку, но и всякому живому существу. Наконец, он способен преклонятся перед тем, что считает святым или возвышенным (т.е. ценностями): перед памятью предков, совершениями прошлых поколений, перед истиной, добром и красотой, перед Богом.

Информация о работе Потребности современного человека. Развитие физических и физиологических потребностей челов