Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа
Актуальность исследования. Происходящие в мире глобальные процессы вторгаются в жизнедеятельность миллиардов жителей планеты, ломают их многовековые обычаи и традиции, выбивают у них почву из-под ног в переносном и иногда в прямом смысле. В результате у людей пропадает чувство идентичности, теряются смысл и цель жизни. На этой основе возникают громадные социальные и моральные сдвиги, идет борьба за утверждение тех или иных ценностей, происходят разного рода трения и столкновения между различными человеческими сообществами, группами и стратами.
Введение 3
1 Связь человека с животным 5
1.1 Концепция В.Ф.Поршнева «сверхживотное и человек» 5
1.2 Концепция З.Фрейда «животное, испытывающее раскаяние» 7
1.3 Концепция Э.Кассирера «человек – символическое животное» 11
2 Человеческая природа и ее признаки 14
3 Религиозные интерпретации антропогенеза 18
4 Человек между Богом и зверем 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Христианство высоко оценивает очистительную силу страдания как неизбежного следствия грехопадения, сопровождающего человека всю его историю. Страдание, под которым понимается физический и духовный дискомфорт, проистекает из того, что человек сознает свою собственную греховность, видит несовершенство окружающего мира и пытается изменить такое положение, борясь с самим собой и с силами зла в мире. Согласно христианской антропологии история будет длиться до тех пор, пока люди не изживут свою греховность. Это длительный процесс, поскольку проявления греховности весьма многообразны, а значит, многообразными являются и способы её искоренения. Человек беспределен как в грехе, так и в добродетели. И эта беспредельность должна быть изжита для того, чтобы понять, что такое человек14.
Антропогенез,
по христианскому учению о человеке,
происходит в духовной сфере. Душа человека
рассматривается как его
Христианская апологетика, в зависимости от преобладания той или иной стороны, различает три типа людей: плотский, душевный и духовный человек.
"Плотский"
человек ставит выше всего
в своей жизни влечения своего
тела и отдается им без
"Душевный"
человек хотя и не порабощен
страстями, но в нем
Цельным и подлинным человеком, воплощающим свое назначение и осуществляющим смысл своей жизни, является, по христианским понятиям, лишь "духовный" человек, в котором духовная сторона его природы (образ Божий) направляет всю его жизнь и руководит другими сторонами его природы15.
Христианская антропология признает, что в чистом виде каждый из этих типов не встречается в действительности. В нормальном человеке духовная сторона его является направляющей, но не исключает действий и других сторон, а только "одухотворяет" их. Эти стороны в нем гармонически объединены и направлены к высшей цели.
В обобщенном виде христианское представление об антропогенезе выглядит так:
В
буддизме представлена принципиально
иная концепция человека, чем в
христианстве. Основатель этой религии,
- Будда, - учил, что в мире нет вечных
сущностей, бессмертных богов, нетленных
душ, вообще, нет никакого постоянства,
а есть лишь беспрестанное чередование
возникновения и развития, разрушения
и гибели, за которыми стоят волнения
дхарм - первоэлементов бытия. Этот процесс
назван колесом Сансары. За каждым из
существ тянется тяжелая цепь
кармы как результат его деяний
в бесчисленных перерождениях, в
которых он уже побывал и богом,
и царем, и животным, и тварью ада.
Человек занимает в этом круговороте
наиболее благоприятное положение.
Он хотя и страдает, но имеет шанс
на прекращение страдания и
Христианство
также придает страданию
Буддийский идеал человека обладает притягательностью для многих представителей других культур из-за пропагандируемого в нем самоограничения. Однако на его основе невозможно объяснить смысл и содержание истории. Буддизм не поощряет активность человека, направленную во внешний мир17.
Важнейшим
принципом ислама считается монотеизм.
Бог в Коране предстает одновременно
и как всемогущий, всевышний, даже
грозный и в то же время как
милостивый, сострадающий и прощающий.
Он создал и постоянно контролирует
мир в целом и человека в
частности. В классическом исламе признается
три статуса существования
Осознание
двойственности своей природы —
фундаментальное событие в
Вместе с тем, нельзя закрывать глаза на историческую обусловленность и культурную относительность этих различий. Прежде всего следует иметь в виду, что они не являются данностями. Какими бы самоочевидными и естественными не казались противоположности человека и животного, мужчины и женщины, духа и тела, тем не менее они не являются извечными и в каждую эпоху понимаются и реализуются по-разному. Причиной тому является не только недостаток знания, но и различные способы производства человеческого, связанные как с технологиями, так и проектами, которые и составляют саму суть культуры. Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать — эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Разумеется существуют традиции, которых люди должны придерживаться, чтобы выжить в ходе инноваций, однако именно изменения окружающего мира заставляют искать новые возможности самоосуществления.
В
XX в. человек еще более усложнил
задачу раскрытия своей природы
философской антропологией и
другими антропологическими науками.
В этом столетии человек проявил
свою небывалую хищническую природу:
развязал две невиданные кровопролитные
мировые войны с неимоверными
жертвами; взорвал над мирными
городами атомные бомбы; создавал фашистские
и тоталитарные государства; осуществлял
холокост; сжигал себе подобных в газовых
камерах и гноил в
Любая концепция человека исходит из наличия в нем природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы. Может быть, только морфология Гете представляет собой проект монистического подхода, признающего в человеке равноправие телесного и духовного20.
Несмотря на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то надприродным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путем простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
Нынешние конкретные глобализационные процессы предопределяют необходимость рассмотрения взаимосвязей человека с окружающей средой, исходя из отношений в масштабе всего человечества как единой системы и земной природы как целостности. Далее возникает необходимость рассмотрения как единой системы всей земной и околоземной природной среды вместе с человечеством, а затем и всего мироздания вместе с Землей и всеми ее обитателями. Таким образом, с точки зрения философской антропологии можно выделить своеобразную «матрешечную» структуру мироздания: человек – человеческие сообщества – человечество в целом – биосфера земли вместе с человечеством – структура планеты Земля – околоземное окружение – солнечная система – космос – вселенная – мироздание в целом. Как видно, исходным внутренним элементом в данной структуре выступает человек.
С
синергетических позиций каждый
внутренний элемент этой структуры
выступает как открытая самоорганизующаяся
система в отношении