Потребности современного человека. Развитие физических и физиологических потребностей челов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Происходящие в мире глобальные процессы вторгаются в жизнедеятельность миллиардов жителей планеты, ломают их многовековые обычаи и традиции, выбивают у них почву из-под ног в переносном и иногда в прямом смысле. В результате у людей пропадает чувство идентичности, теряются смысл и цель жизни. На этой основе возникают громадные социальные и моральные сдвиги, идет борьба за утверждение тех или иных ценностей, происходят разного рода трения и столкновения между различными человеческими сообществами, группами и стратами.

Содержание

Введение 3
1 Связь человека с животным 5
1.1 Концепция В.Ф.Поршнева «сверхживотное и человек» 5
1.2 Концепция З.Фрейда «животное, испытывающее раскаяние» 7
1.3 Концепция Э.Кассирера «человек – символическое животное» 11
2 Человеческая природа и ее признаки 14
3 Религиозные интерпретации антропогенеза 18
4 Человек между Богом и зверем 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 51.10 Кб (Скачать документ)

      Христианство  высоко оценивает очистительную  силу страдания как неизбежного  следствия грехопадения, сопровождающего  человека всю его историю. Страдание, под которым понимается физический и духовный дискомфорт, проистекает из того, что человек сознает свою собственную греховность, видит несовершенство окружающего мира и пытается изменить такое положение, борясь с самим собой и с силами зла в мире. Согласно христианской антропологии история будет длиться до тех пор, пока люди не изживут свою греховность. Это длительный процесс, поскольку проявления греховности весьма многообразны, а значит, многообразными являются и способы её искоренения. Человек беспределен как в грехе, так и в добродетели. И эта беспредельность должна быть изжита для того, чтобы понять, что такое человек14.

      Антропогенез, по христианскому учению о человеке, происходит в духовной сфере. Душа человека рассматривается как его внутренний центр, собирающий воедино все силы человека и направляющий его к  единой цели. Только наличие духовной жизни существенно отличает человека от животного. В своей телесной природе  человек близок к животному миру и если бы он не обладал духовностью, то его отличие от животного носило бы количественный характер.

      Христианская  апологетика, в зависимости от преобладания той или иной стороны, различает  три типа людей: плотский, душевный и духовный человек.

      "Плотский" человек ставит выше всего  в своей жизни влечения своего  тела и отдается им без всяческих  самоограничений. Такие влечения, овладевающие человеком и порабощающие  его душу, в духовной литературе  носят названия "страстей": например, страсть чревоугодия, при которой  человек, по древнему изречению, "ест и пьет не для того, чтобы насытится, но делает  своим богом чрево"; страсть  блудная, или разврат; страсть  сребролюбия - отдача своей жизни  погоне за приобретением имущества  ради него самого; страсть гневная.  Если страсти не встречают  борьбы и противодействия со  стороны разума и высших духовных  сил человека, они приводят к его порабощению. Христианство расценивает такое рабство как большее, чем рабство по внешнему положению.

      "Душевный" человек хотя и не порабощен  страстями, но в нем преобладающей  является та сторона души, которая  направлена на устройство его  положения во внешнем мире. Его  обычно называют "мещанином", "обывателем". Такой человек может соблюдать  правила общежития и обычной  житейской морали, может иметь  добрые расположения и чувства,  может быть "хорошим человеком"  в обывательском смысле, но он  не может дать осмысленного  направления своей жизни. Он  неустойчив по отношению к  испытаниям и может в любой  момент "дрогнуть", сойти с пути  истинного.

      Цельным и подлинным человеком, воплощающим  свое назначение и осуществляющим смысл  своей жизни, является, по христианским понятиям, лишь "духовный" человек, в котором духовная сторона его  природы (образ Божий) направляет всю  его жизнь и руководит другими  сторонами его природы15.

      Христианская  антропология признает, что в чистом виде каждый из этих типов не встречается  в действительности. В нормальном человеке духовная сторона его является направляющей, но не исключает действий и других сторон, а только "одухотворяет" их. Эти стороны в нем гармонически объединены и направлены к высшей цели.

      В обобщенном виде христианское представление  об антропогенезе выглядит так:

  1. Человек сотворен по образу и подобию Бога. Он является завершенным в анатомо-физиологическом отношении, однако несовершенен в духовном плане.
  2. Развитие человека представляет собой процесс изживания им своей греховности и приближение к образу и подобию Божьему.
  3. История человечества является по своему содержанию историей осознания людьми себя в качестве людей. Это процесс сопряжен со страданиями, которые очищают и возвышают человека.
  4. Антропогенез завершится установлением Царства Божьего на Земле16.

      В буддизме представлена принципиально  иная концепция человека, чем в  христианстве. Основатель этой религии, - Будда, - учил, что в мире нет вечных сущностей, бессмертных богов, нетленных  душ, вообще, нет никакого постоянства, а есть лишь беспрестанное чередование  возникновения и развития, разрушения и гибели, за которыми стоят волнения дхарм - первоэлементов бытия. Этот процесс  назван колесом Сансары. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в бесчисленных перерождениях, в  которых он уже побывал и богом, и царем, и животным, и тварью ада. Человек занимает в этом круговороте  наиболее благоприятное положение. Он хотя и страдает, но имеет шанс на прекращение страдания и достижение нирваны. Страдание и освобождение - это субъективные состояния и  одновременно некая космическая  реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние  несвязанности личности внешним  миром и одновременно прекращение  волнения дхарм.

      Христианство  также придает страданию очистительную  силу, но оно исходит из того, что  человек должен страдать ради искупления грехов, причем не пассивно, а активно, участвуя в делах мира. Буддизм  практикует пассивное страдание - уход от мира, аскетизацию жизни, минимизацию  потребностей. Идеальным человеком  является Будда (достигший Просветления). Он обладает пятью сверхзнаниями  и сверхумениями: необычной психической  силой воздействия, божественным слухом, восприятием чужих мыслей, умением  вызывать в памяти свои прошлые рождения и способностью знать перерождения других людей. Архат (на санскрите - достойный) стоит на ступень ниже Будды. Он обладает тройственным знанием, - о своих предыдущих рождениях, о перерождениях других лиц и о том, как прекратить умственное омрачение, - и способен достичь состояние нирваны.

      Буддийский  идеал человека обладает притягательностью  для многих представителей других культур  из-за пропагандируемого в нем  самоограничения. Однако на его основе невозможно объяснить смысл и  содержание истории. Буддизм не поощряет активность человека, направленную во внешний мир17.

      Важнейшим принципом ислама считается монотеизм. Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как  милостивый, сострадающий и прощающий. Он создал и постоянно контролирует мир в целом и человека в  частности. В классическом исламе признается три статуса существования человека: в качестве правоверного мусульманина, в качестве покровительствуемого (христиане  и иудеи, живущие среди мусульман) и в качестве многобожника, подлежащего  обращению. Совершенный человек, согласно исламу, это мусульманин, живущий  в соответствие с предписаниями  Корана и Сунны. В основе ислама лежит  идеология традиционализма, отрицающая необходимость и ценность развития. Человек и мир созданы уже  совершенными и не нуждаются в  улучшениях. Поэтому ислам отрицает историю человечества, понимаемую как  процесс реализации во времени некого содержания, заданного извне богом, или присутствующего в объекте  в качестве потенции. Одной из главных  добродетелей человека объявляется  верность традиции, почитание старших, сознательный отказ от всяких попыток  изменить существующий миропорядок  и усовершенствовать человеческую природу. 

 

4 Человек  между Богом и  зверем

      Осознание двойственности своей природы —  фундаментальное событие в жизни  человека. С одной стороны, как  и любое животное, он подчиняется  физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием  свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины. Двойная детерминация человека задает динамическое напряжение, питающее культуру, и «сублимируется»  в форме ее основных оппозиций: человек-животное, природаобщество, дух-тело, человек-бог, добро-зло и т.п. Значение этих «больших»  метафизических противоположностей состоит  в том, что они символизируют  вечную загадку человека и стимулируют  поиск своего назначения и места  в мире. Неверно думать, что как  таковые метафизические представления  о человеке либо фантазии и утопии, либо идеологические двойники реальных отношений между людьми, т. е. нечто  такое, что в любом случае ненужно  и бесполезно: романтические утопии скрывают жестокую реальность, а идеологии  ее оправдывают. Как видно из истории, источником культурного взрыва являются не только новые технологии, но и  идеи, и прежде всего представления  человека о самом себе, его цели и идеалы, которые хотя и не выполняются  полностью, однако существенно определяют социальные, экономические и культурные завоевания человека18.

      Вместе  с тем, нельзя закрывать глаза  на историческую обусловленность и  культурную относительность этих различий. Прежде всего следует иметь в  виду, что они не являются данностями. Какими бы самоочевидными и естественными  не казались противоположности человека и животного, мужчины и женщины, духа и тела, тем не менее они  не являются извечными и в каждую эпоху понимаются и реализуются  по-разному. Причиной тому является не только недостаток знания, но и различные способы производства человеческого, связанные как с технологиями, так и проектами, которые и составляют саму суть культуры. Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать — эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Разумеется существуют традиции, которых люди должны придерживаться, чтобы выжить в ходе инноваций, однако именно изменения окружающего мира заставляют искать новые возможности самоосуществления.

      В XX в. человек еще более усложнил задачу раскрытия своей природы  философской антропологией и  другими антропологическими науками. В этом столетии человек проявил  свою небывалую хищническую природу: развязал две невиданные кровопролитные мировые войны с неимоверными жертвами; взорвал над мирными  городами атомные бомбы; создавал фашистские и тоталитарные государства; осуществлял  холокост; сжигал себе подобных в газовых  камерах и гноил в концентрационных лагерях; подверг голодной смерти миллионы современников в развивающихся  странах; осуществлял в отдельных  государствах геноцид миллионов  сородичей. Кроме того, он осуществил над собой множество иезуитских социальных экспериментов, вознамерившись построить во многих странах так  называемые социалистические и коммунистические общества. Ныне пытается увековечить  либеральные отношения, призванные удовлетворить безграничные материальные потребности и обеспечить «безбрежные» права всех индивидуумов при отсутствии у них необходимой ответственности  перед обществом и окружающей средой19.

      Любая концепция человека исходит из наличия  в нем природного и разумного. С этим связано различие дисциплин, изучающих человека. Разумная сторона исследуется философией и другими гуманитарными дисциплинами, а животная — биологией, медициной и другими науками. Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии разума, только он является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически или функционально зависит от природы. Может быть, только морфология Гете представляет собой проект монистического подхода, признающего в человеке равноправие телесного и духовного20.

      Несмотря  на кажущееся принципиальное различие, биология и философия пользуются при оценке человека одним и тем  же масштабом, в качестве которого выступает разум. Если философия объявляет его высшим началом, а человека венцом творения, то биология не считает интеллект чем-то надприродным и рассматривает человека в ряду живых организмов. Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путем простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.

 

Заключение

      Нынешние  конкретные глобализационные процессы предопределяют необходимость рассмотрения взаимосвязей человека с окружающей средой, исходя из отношений в масштабе всего человечества как единой системы  и земной природы как целостности. Далее возникает необходимость  рассмотрения как единой системы  всей земной и околоземной природной  среды вместе с человечеством, а  затем и всего мироздания вместе с Землей и всеми ее обитателями. Таким образом, с точки зрения философской антропологии можно  выделить своеобразную «матрешечную»  структуру мироздания: человек –  человеческие сообщества – человечество в целом – биосфера земли вместе с человечеством – структура  планеты Земля – околоземное  окружение – солнечная система  – космос – вселенная – мироздание в целом. Как видно, исходным внутренним элементом в данной структуре  выступает человек.

      С синергетических позиций каждый внутренний элемент этой структуры  выступает как открытая самоорганизующаяся система в отношении последующего внешнего элемента и через него, опосредованно, – всех остальных  элементов мироздания. Соответственно все элементы, особенно смежные, состоят  между собой во взаимоотношениях термодинамического обмена и энтропии; каждый элемент самоорганизован  и находится во внутреннем равновесии, но в неравновесном состоянии  в отношении внешнего элемента; все  элементы развиваются нелинейно  – через флуктуацию и бифуркации – под воздействием различных  аттракторов. Вся система мироздания, в том числе и человек, находится  в процессе универсального эволюционизма.

Информация о работе Потребности современного человека. Развитие физических и физиологических потребностей челов