Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа
Актуальность проблем эффективности в системе социальной работы имеет большое значение, так как от четкой разработки методов эффективности зависит не только повышение социальной активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятий.
Формирование системы
критериев и показателей
Необходимо подчеркнуть, что применение критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и социальных работников будет являться важнейшим этапом в достижении максимальной эффективности социальной работы как особого вида профессиональной деятельности.
1.3 Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности
Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.
Профессиональные качества
социального работника
Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость.
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь: анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других; анализировать и выявить проблемы и концепции; применять на практике свои знания и понимание проблем; применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера; распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других; содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми; общаться вербально, невербально и письменно; организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах; вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками; ставить себя в роль адвоката своего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии: вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени; выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами; действовать в алгоритме выработки решения; вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.
Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии: нести четкие и лаконичные записи; проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу; готовить доклады и докладывать; организовывать, планировать и контролировать работу; добывать информацию с помощью доступной технологии; исследовать и распознавать потребности в услугах; расширять сферы своих услуг; .использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем; оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.
Социальный работник
должен владеть немалым арсеналом проф
2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
2.1. Методы оценки персонала
В большинстве современных организаций критерии оценки эффективности деятельности персонала меняются в соответствии с изменением характера их труда. Если раньше от них требовался лишь высокий уровень знаний, то теперь все большее значение придается их человеческим качествам, таким, как коммуникабельность и умение работать в составе команды профессионалов.
Оценка персонала
Грамотно проведенная оценка позволяет обоснованно отобрать кандидатов при приеме на работу; определить соответствия работников требованиям рабочего места, должности; оценить эффективность труда работников для установления уровня оплаты и форм стимулирования труда; сформировать список сотрудников для формирования кадрового резерва и планирования профессионального продвижения, карьеры; выявить лидерские и профессиональные качества при подборе людей на ключевые позиции в организации; подойти к повышению квалификации персонала и индивидуально разработать систему внутриорганизационного обучения.
В результате оценки открывается широкое поле деятельности, как для руководителя организации, так и для начальника отдела кадров.
Оценка персонала состоит из трех этапов: разработка методики и выбор метода оценки персонала, организация и проведение оценки в организации (в подразделениях, отделениях и т.п.), использование результатов оценки в работе с персоналом.
Существует множество методов оценки персонала, наиболее распространенные приведены в таблице.
Название метода |
Краткое описание метода |
Результат |
Историковедческий (биографический) |
Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика |
Заключение о семье, образовании, карьере, чертах характера |
Интервьюирование (собеседование) |
Беседа с работником в режиме «вопрос- ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о работнике |
Вопросник с ответами |
Анкетирование (самооценка) |
Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа |
Анкета |
Социологический опрос |
Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого человека(руководители, коллеги, подчиненные) |
Анкета социологической оценки |
Наблюдение |
Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановках методами моментальных наблюдений и фотографий рабочего дня |
Отчет о наблюдении |
Тестирование |
Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей» |
Психологический портрет |
Экспертная оценка |
Определение совокупности и получение экспертных оценок идеального и реального работника |
Модель рабочего места |
Критический инцидент |
Создание критической ситуации и поведение человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в беде, отношение к алкоголю, женщинам и т.д.) |
Отчет об инциденте и поведении человека |
Существуют и методы оценки результативности труда:
1) Метод заданного
(вынужденного) выбора. Метод вынужденного
выбора создан потому, что ряд
других используемых методов
приводит к завышенному
2) Описательный метод оценки. При использовании описательного метода оценки лицу, производящему оценку, предлагается описать преимущества и недостатки поведения работника. В некоторых организациях этот метод комбинируют с другими, - например, с графической шкалой рейтинга. В подобных случаях описания суммируют информацию графической шкалы рейтинга, подробно разбирают некоторые пункты шкалы, оценивают добавочные пункты, которых нет в шкале.
3) Управление по целям (задачам). В большинстве случаев лица, производящие оценку, описывают прошлую результативность труда оцениваемого работника. И каждый человек, делающий подобные заключения, оказывается в сложной и подчас противоречивой ситуации. Существует мнение, что вместо этого руководящим лицам следует сотрудничать с подчиненными для выработки самих целей организации. Это дает подчиненным возможность использования самоконтроля результативности своего труда. Именно на таком подходе и базируется метод управления по задачам.
4) Метод оценки по решающей ситуации. При использовании этого метода специалисты по управлению персоналом готовят список описаний «правильного» и «неправильного» поведения работников в отдельных ситуациях. Эти ситуации являются «решающими ситуациями». Затем специалисты распределяют эти описания в рубрики в зависимости от характера работы.
Далее лицо, производящее
оценку, готовит журнал для записей
по каждому оцениваемому работнику.
В период оценки лицо, ее производящее,
записывает примеры поведения работника
(правильного или
Использование решающих ситуаций удачно применяется в беседе с целью оценки, поскольку при использовании этого метода избегаются ошибки по свежести впечатлений, и лицу, проводящему оценку, легче подмечать детали при вынесении решения о положительной или отрицательной оценке.
5) Шкала рейтингов
поведенческих установок.
6) Шкала наблюдения
за поведением. Как и вышеизложенные
методы, данный прием использует
решающие ситуации для
Все описанные выше методы оценки результативности труда рассчитаны на оценку одного человека. Рассмотрим теперь методы, используемые для сопоставительной оценки работника по сравнению с другими оцениваемыми работниками.
Метод классификации. При использовании метода классификации лица, проводящие оценку, должны распределить работников поочередно, от лучшего до худшего, по какому-нибудь общему критерию. Это может стать довольно сложной задачей, если группа работников, подвергающаяся оценке, превосходит 20 человек. Кроме того, гораздо проще определить лучшего и худшего работников, чем ранжировать работников со средними показателями. Выход может быть найден применением метода так называемой альтернативной классификации. Причем лица, проводящие оценку, сперва отбирают лучшего и худшего работников, затем отбирают следующих за лучшим и худшим и, таким образом, доходит до середины.
Сравнение по парам. Этот
подход делает метод классификации
проще и достовернее. Сначала
имена оцениваемых работников наносятся
на отдельные карточки в заранее
определенном порядке, чтобы каждый
оцениваемый сравнивался с
Информация о работе Повышение эффективности труда в системе социальной работы