Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:45, реферат
Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Деструктивное и конструктивное в конфликтной ситуации…………..4
2. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации……………...6
3. Как вести себя в конфликтной ситуации: способы решения конфликтов…………………………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..16
Список использованных источников………………………………………18
Министерство науки и образования Украины и АРКрым
Крымский
Экономический Институт ГВУЗ КНЭУ им.
В. Гетьмана
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине
«менеджмент»
на тему:
«Правила поведения и общения в
конфликтной
ситуации»
Выполнила
Студентка 3 курса
Группы МР-32, ДФО
Евсеева
Жанна Юрьевна
Преподаватель:
Аметова Э. И.
Симферополь, 2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
1. Деструктивное и конструктивное в конфликтной ситуации…………..4
2. Правила поведения
и общения в конфликтной
3. Как вести себя
в конфликтной ситуации: способы решения
конфликтов……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………18
Введение
Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни. Причины конфликтов коренятся в аномалиях общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.
Во
всех сферах человеческой деятельности
при решении самых
1. Деструктивное и конструктивное в конфликтной ситуации
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Т.е. конфликт не только представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. В этой связи возникает вопрос: а что предшествует конфликту, каковы стадии его развития? Можно ответить, что предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, - конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация - это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.
Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о его функции - положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию, а именно:
С другой стороны выделяются признаки деструктивного конфликта:
Таким
образом, говоря о полезности или
вредности конфликтов, следует отметить,
что полезен конфликт тем, что, так
или иначе, разрешает противоречие. Лучшим
же разрешением объективно существующего
противоречия является не его конфликтный
способ, а мирный, консенсусный вариант.
2. Правила поведения и общения в конфликтной ситуации
Эксперты тренинг-центра «Твой Взгляд» разработали так называемый «Кодекс поведения в конфликте», в котором выделено пятнадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:
1. Дайте
партнеру “выпустить пар”. Если
он раздражен и агрессивен, то нужно помочь
ему снизить внутреннее напряжение. Пока
это не случится, договориться с ним трудно
или невозможно.
Наилучший прием в эти минуты — представить,
что вокруг тебя есть оболочка (аура), через
которую не проходят стрелы агрессии.
Ты изолирован, как в защитном коконе.
Немного воображения, и этот прием срабатывает.
2. Потребуйте от него спокойно обосновать
претензии. Скажите, что будете учитывать
только факты и объективные доказательства.
Людям свойственно путать факты и эмоции.
Поэтому эмоции отметайте вопросами: “То,
что вы говорите, относится к фактам или
мнению, догадке?”.
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент (“В гневе вы еще красивее… Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации…”). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много. Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не
давайте ему отрицательных
5. Попросите
сформулировать желаемый
6. Предложите клиенту высказать свои соображения
по разрешению возникшей проблемы и свои
варианты решения. Не ищите виновных и
не объясняйте создавшееся положение,
ищите выход из него. Не останавливайтесь
на первом приемлемом варианте, а создавайте
спектр вариантов. Потом из него выберите
лучший.
7. В любом случае дайте партнеру “сохранить
свое лицо”. Не позволяйте себе распускаться
и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте
его достоинства. Он этого не простит,
даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте
его личности. Давайте оценку только его
действиям и поступкам. Можно сказать:
“Вы уже дважды не выполнили свое обещание”,
но нельзя говорить: “Вы — необязательный
человек”.
8. Отражайте
как эхо смысл его
9. Держитесь как на острие ножа в позиции “на равных”. Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — “взрослая”). Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обоим не “потерять свое лицо”.
10. Не
бойтесь извиниться, если чувствуете
свою вину.
Во-первых, это обезоруживает клиента,
во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь
способны к извинению только уверенные
и зрелые личности.
11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с “врагом”. Работа мысли останавливается.
12. Замолчите
первым. Если так уж получилось,
что вы потеряли контроль над
собой и не заметили, как вас
втянули в конфликт, попытайтесь
сделать единственное —
Ваше молчание позволяет выйти из ссоры
и прекратить ее. В любом конфликте участвуют
обычно две стороны, а если одна исчезла
— с кем ссориться?
13. Не характеризуйте состояние оппонента.
Всячески избегайте словесной констатации
отрицательного эмоционального состояния
партнера: «А чего ты нервничаешь, чего
злишься?… Чего ты бесишься?”. Подобные
“успокаивающие” слова только укрепляют
и усиливают развитие конфликта.
14. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом “под занавес”.
15. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью, что бы то ни было обидное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.
Виктор Шейнов предлагает 5 правил бесконфликтного общения:
Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно - так стремительно нарастает сила конфликтогенов!
Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего.
Способность
ощутить чувства другого
Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику.
Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.
Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Каждый
из нас нуждается в положительных
эмоциях, поэтому человек, одаривающий
благожелательными посылами, становится
желанным собеседником.
3. Как вести себя в конфликтной ситуации: способы решения конфликтов
Каждый конфликт носит неповторимый характер, и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него. Но все-таки знание рекомендаций психологов значительно упростит эту задачу.
Информация о работе Правила поведения и общения в конфликтной ситуации