Правительство РФ в системе государственных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:00, курсовая работа

Описание

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………….………………………………………………...3
Глава 1. Правительство РФ в системе органов государственной власти……………………6
1.1.Разделение властей и Правительство.………………………………………………….......6
1.2.Система федеральных органов исполнительной власти ………………………………………………………………………. .41.3.Правовая база исполнительной власти…………………………………………..…….…12
Глава 2. Общая характеристика конституционно-правового
статуса высшего органа исполнительной власти………………………………………….…19
2.1. Состав и порядок формирования Правительства России…………………………….…19
2.2. Полномочия Правительства РФ…………………………………………………...……...23
2.3. Сложение полномочий и отставка Правительства РФ………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………………..........30
Список использованных источников и литературы…………................................................33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 44.41 Кб (Скачать документ)

Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему Палатой Федерального Собрания — Государственной Думой. Вотум недоверия — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.

При выражении недоверия  Правительству Президент принимает  решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной  Думы.

Предложение о выражении  недоверия Правительству, согласно Регламенту Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.

Обратим внимание на тот  факт, что Государственная Дума не может быть распущена по указанным  основаниям, в течение года после  ее избрания. То есть, у Президента в  этот период нет альтернативы выбора, — отставка Правительства или  роспуск Государственной Думы.

И последнее основание  отставки – постановка Правительством перед парламентом вопроса о  доверии. Это может быть связано  с общим вопросом – одобрением его программы, либо с принятием  конкретного законопроекта. Если Дума в ответ на инициативу Председателя выразит недоверие Правительству, то реакция Президента может быть двоякой: в течение семи дней принять  решение об отставки Правительства  или о роспуске Государственной  Думы и назначении новых выборов. Трудно себе представить, чтобы Председатель Правительства РФ предпринял такую  акцию без согласия Президента РФ, но тогда ясно и то, что она  исходит из договоренности о принятии Президентом в случае вынесения  Думой недоверия именно второго  решения: роспуска Думы и назначение новых выборов.

 

Заключение

В настоящее время в  Российской Федерации существует и  функционирует довольно-таки сложная  система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего  она является подсистемой государственной  власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового  механизма государственной организации  общества и ведения его дел. Эта  подсистема имеет определенное структурное  строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов  исполнительной власти.

Правительство РФ, фактически являясь высшим органом исполнительной власти в государстве, призвано обеспечивать слаженное функционирование всех структурных  единиц системы исполнительной власти.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических  преобразований и наше движение вперед.

Важнейшая роль Правительства  Российской Федерации, как высшего  исполнительного органа государственной  власти Российской Федерации, заключается  в организации исполнения Конституции  Российской Федерации, федеральных  законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров  РФ, осуществлении систематического контроля за из их исполнением федеральными органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, принятии мер  по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Иными словами  Правительство Российской Федерации  в частности и исполнительная власть в целом обеспечивают соблюдение режима законности в государстве.

На Правительство Российской Федерации возложено также тяжелое  бремя решения насущных проблем  государства: планирование бюджета, вопросы, связанные со сбором налогов, выплата  заработной платы, пособий и пенсий и многие другие жизненно важные для  страны вопросы. От того, насколько  эффективны действия правительства  по решению этих проблем, зависит  благополучие населения.

В современном облике Правительства  более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства  за проведение социально–экономических  преобразований в стране, осуществление  единой государственной политики в  отраслях и сферах народного хозяйства.

Кроме того, Конституция  закрепила ряд функций непосредственного  государственного управления одновременно за Президентом и Правительством. На практике это привело к появлению  множества правовых коллизий и управленческих тупиков, требующих законодательного разрешения, а это дело будущего.

Подводя итоги сказанного, можно теперь по настоящему оценить  роль и место Правительства РФ, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной  власти в Российской Федерации. Естественно  с принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно  вырос, по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции  РФ находят свое место и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только  в части высшим органом исполнительной власти. По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ, поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство чисто «президентским». В связи с чем положение Конституции РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, ставится под сомнение.

В настоящее Президентом  РФ является Владимир Владимирович Путин, Председателем Правительства РФ – Михаил Ефимович Фрадков, Заместителем Председателя Правительства РФ –  Александр Дмитриевич Жуков. В 2008 году должны состояться выборы нового Президента РФ. Каким будет объем полномочий у Правительства РФ, у Председателя Правительства РФ с приходом нового Президента неизвестно, однако уже  сейчас поднимаются вопросы о  некоторых изменениях в статусе  и полномочиях Правительства  РФ.

 

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская  газета. 1993. 25 дек. С. 3-6.

3. Федеральный конституционный  закон “О Конституционном Суде  Российской Федерации” от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.

4. Федеральный конституционный  закон «О Правительстве Российской  Федерации» от 17 декабря 1997 г.  № 2-ФКЗ # № 3-ФКЗ // Собрание  законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.

5. Бюджетный кодекс РФ  от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание  законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

6. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. №  146-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

7. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г.  № 117-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

8. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной  тайне» в ред. ФЗ от 6 октября  1997 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства  РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.

9. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах  государственной службы Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» // Собрание  законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

11. Постановление Правительства  РФ от 27 июня 1996 г. № 755 «О некоторых  мерах по организации взаимодействия  федеральных органов исполнительной  власти с органами местного  самоуправления» // Собрание законодательства  РФ. 1996. № 27. Ст. 3282.

12. Положение об Аппарате  Правительства РФ. Утв. постановлением  Правительства РФ от 18 июня 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3177.

13. Постановление Правительства  РФ от 20 июля 1998 г. № 798 «О предельной  численности и фонде оплаты  труда работников государственных  органов Правительства Российской  Федерации, государственных органов  при Правительстве Российской  Федерации, государственных органов  при федеральных органах исполнительной  власти» // Собрание законодательства  РФ. 2000. № 41. Ст. 4098.

14. Постановление Правительства  РФ от 5 октября 2000 г. № 760 «О  регламенте Правительства Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ. 2000. № 32. Ст. 3872.

15. Регламент Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации // Собрание законодательства  Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 801.

16. Конституция РСФСР 1978 г. (с изменениями и дополнениями, внесёнными Законом от 27 октября  1989 г.; в редакции Закона РФ  от 21 апреля 1992 г.) // Ведомости Верховного  Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303; Ведомости  Верховного Совета РФ. 1992. № 20. Ст. 1084.

17. Закон РСФСР «О Совете  Министров – Правительстве Российской  Федерации» // Ведомости Верховного  Совета РФ. 1992. № 20. Ст. 1084.

18.  Барабашев А.Г. Парламент и правительство в Российской Федерации // Конституционный строй России. Вып. II. М., 1995.

19. Безуглов А. А., Солдатов  С. А. Конституционное право  России в трёх томах. М.: Профессиональное  образование, 2001. Т. 1 – 797 с. Т. 2 –  831 с. Т. 3 – 751 с.

20. Бобылев А. И. Исполнительная  власть в России: теория и практика  ее осуществления. М.: Право и  государство, 2003. 283 с.

21. Бутаков А. В. Российская  система разделения властей: Традиции  и новации // Правоведение. 1997. №  1. С. 9-17.

22. Габричидзе Б. Н., Чернявский  А. Г. Конституционное право  России. М.: Издательский дом Дашков  и К, 2004. 1121 с.

23. Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Конституционное  право России в вопросах и  ответах. М.: Эксмо-Пресс, 2005. 511 с.

24. Дмитриев Ю. А., Измайлова  Ф. Ш. Проблема контроля и  ответственности в деятельности  органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88-96.

25. Исполнительная власть  в Российской Федерации. Проблемы  развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998.

26. Козлова Е. И., Кутафин  О. Е. Конституционное право  России. М.: Проспект, 2010. 608 стр.

27. Конституционное право  России. Учеб. для вузов / Отв. ред.  А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. М.: Юрист, 2004. 536 с.

28. Кукушкин М.И.,  Кокотов А.Н. Конституционное право России. Учебник . М.: Инфра-М, Норма, 2010. 544 с.

29. Костенков М. В. Правовые  акты органов исполнительной  власти, их разработка и принятие. М.: Щит-М, 2000.

30. Котелевская И. В.  Закон и ведомственный акт  // Журнал российского права. 2000. №  10. С. 33-38.

31. Краснов М. А., Кряжков  В. А. Толковый словарь конституционных  терминов и понятий. М.: Юридический  центр Пресс, 2004. 416 с.

32. Мархгейм М. В., Смоленский  М. Б., Яценко И. С. Конституционное  право Российской Федерации. М.: Юридический центр Пресс, 2003. 439 с.

33. Надеев Р.К. Структура  федеральных органов исполнительной  власти. Нужна система // Журнал  российского права. 1999. № 3,4.

34. Окуньков Л.А. Правительство  и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. 1998. №  9.

35. Пронин В.С. Правовое  регулирование органов исполнительной  власти // Журнал российского права. 1998. N 2.

36. Прудников А. С., Авсеенко  В. И. Конституционное право  России. М.: ЮНИТИ, 2005. 687 с.

37. Тиунова Л. Б. Разделение  властей в Российской Федерации:  Конституционная модель // Правоведение. 1996. № 4. С. 40-47.

38. Чиркин В. Е. Конституционное  право России. М.: Юрист, 2004. 463 с.

39. Яценко И. С. Конституционное  право Российской Федерации. М.: Бератор-Пресс, 2003. 496 с.

 


Информация о работе Правительство РФ в системе государственных органов