Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:12, доклад
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Глава 2. Органы
миграционного учета
и их полномочия.
Полномочия в области
миграционного учета
иных органов
Статья 11. Органы, уполномоченные в области миграционного учета
Миграционный учет осуществляется
органами миграционного учета в
соответствии с компетенцией, установленной
законодательством Российской Федерации.
Иные федеральные органы исполнительной
власти могут осуществлять отдельные
полномочия в области миграционного учета
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Статья 12.
Полномочия органов
миграционного учета
1. Федеральный
орган исполнительной власти
в сфере миграции осуществляет
следующие полномочия:
1) миграционный учет, контроль за соблюдением
иностранными гражданами, должностными
лицами, юридическими лицами, иными органами
и организациями правил миграционного
учета;
2) координация деятельности в области
миграционного учета иных федеральных
органов исполнительной власти;
3) обеспечение функционирования
государственной информационной системы
миграционного учета, своевременного
внесения в нее необходимых сведений в
полном объеме, предоставление информации
органам и подведомственным государственным
органам и органам местного самоуправления
организациям в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011
N 169-ФЗ)
4) представление в установленном
порядке предложений по совершенствованию
форм государственного статистического
наблюдения в сфере миграции.
2. Территориальный орган федерального
органа исполнительной власти в сфере
миграции осуществляет следующие полномочия:
1) регистрация иностранных граждан
по месту жительства и учет иностранных
граждан по месту пребывания;
2) проставление отметки о регистрации
иностранного гражданина по месту жительства
в учетных документах органа миграционного
учета, в виде на жительство или в разрешении
на временное проживание иностранного
гражданина;
3) обращение в установленном порядке в
суд с заявлением об отмене регистрации
иностранного гражданина по месту жительства;
4) направление в органы государственной
статистики в соответствии с утвержденными
формами государственного статистического
наблюдения информации о регистрации
иностранных граждан по месту жительства,
а также информации о постановке иностранных
граждан на учет по месту пребывания;
5) направление в территориальные
налоговые органы информации о регистрации
иностранного гражданина по месту жительства,
а также о постановке на учет (снятии с
учета) иностранного работника по месту
пребывания;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010
N 229-ФЗ)
6) внесение в государственную информационную
систему миграционного учета сведений
о регистрации иностранных граждан по
месту жительства, а также о постановке
иностранных граждан на учет по месту
пребывания;
7) контроль за соблюдением гражданами
Российской Федерации, иностранными гражданами,
должностными лицами и юридическими
лицами правил миграционного учета.
Статья 13.
Органы, уполномоченные
на осуществление учета
иностранных граждан
по месту пребывания
1. Учет иностранных граждан по
месту пребывания помимо
1) федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке
и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере международных отношений Российской
Федерации, в отношении иностранных граждан:
а) глав дипломатических представительств
и глав консульских учреждений иностранных
государств в Российской Федерации, сотрудников
дипломатических представительств и работников
консульских учреждений иностранных государств
в Российской Федерации, а также следующих
с указанными должностными лицами членов
их семей и гостей указанных должностных
лиц, если члены семей или гости проживают
в резиденциях указанных должностных
лиц либо на территориях таких представительств
или учреждений;
б) въехавших в Российскую Федерацию с
рабочим визитом и имеющих дипломатические
или служебные паспорта должностных лиц
министерств иностранных дел
иностранных государств и следующих с
указанными должностными лицами членов
их семей;
в) въехавших в Российскую Федерацию
с рабочим визитом и пользующихся в соответствии
с международным договором Российской
Федерации дипломатическими привилегиями
и иммунитетами должностных лиц международных
организаций, должностных лиц представительств
указанных организаций в Российской Федерации,
должностных лиц международных организаций,
которые имеют штаб-квартиры в Российской
Федерации, а также членов семей и гостей
указанных лиц, если члены семей
или гости проживают в резиденциях указанных
лиц либо на территориях таких представительств;
2) иные органы, перечень и полномочия
которых в области миграционного учета
устанавливаются Президентом Российской
Федерации или Правительством Российской
Федерации.
2. Информация об учете иностранных граждан
по месту пребывания должна незамедлительно
и на безвозмездной основе направляться
органами, указанными в части 1 настоящей
статьи, в органы миграционного учета.
Глава
3. Регистрация иностранных
граждан по месту
жительства
Статья 14. Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства
1. Постоянно или временно
проживающий в Российской
2. При наличии у постоянно или временно
проживающего в Российской Федерации
иностранного гражданина двух и более
жилых помещений, находящихся
на территории Российской Федерации, он
обязан заявить одно из них как свое место
жительства и зарегистрироваться по адресу
указанного помещения в порядке и на условиях,
которые установлены в соответствии с
настоящим Федеральным законом. В этом
случае регистрация указанного иностранного
гражданина по месту жительства производится
с фиксацией сведений о его других жилых
помещениях, находящихся на территории
Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона
Статья 15. Основание для регистрации иностранных граждан по месту жительства
1. Основанием для регистрации
иностранного гражданина по
2. Регистрация иностранного гражданина
по месту жительства включает в себя фиксацию
адреса конкретного жилого помещения
в виде на жительство или в разрешении
на временное проживание указанного иностранного
гражданина, а также в учетных документах
органа миграционного учета и в государственной
информационной системе миграционного
учета.
Статья
16. Статья 16. Порядок
регистрации иностранных
граждан по месту
жительства
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 199-ФЗ)
1. Заявление иностранного
гражданина о регистрации по
месту жительства должно быть
подано в орган миграционного
учета в месте нахождения жилого
помещения, которое данный иностранный
гражданин избрал в качестве своего места
жительства, в течение семи рабочих дней
с даты получения им разрешения на временное
проживание или вида на жительство либо
с даты его прибытия в место нахождения
указанного жилого помещения.
2. Форма заявления, указанного
в части 1 настоящей статьи, перечень содержащихся
в нем сведений и требования к его оформлению
устанавливаются уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
Статья 17. Документы, необходимые для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства
1. При подаче иностранным
(в ред. Федерального закона
1) постоянно или временно проживающим
в Российской Федерации иностранным гражданином:
а) документ, удостоверяющий его личность
и признаваемый Российской Федерацией
в этом качестве;
б) вид на жительство или разрешение на
временное проживание;
в) документы, подтверждающие право пользования
жилым помещением;
2) постоянно или временно проживающим
в Российской Федерации лицом без гражданства:
а) вид на жительство или разрешение
на временное проживание;
б) документы, подтверждающие
право пользования жилым помещением.
2. Иностранный гражданин или лицо без
гражданства вправе не предъявлять документ,
подтверждающий право пользования жилым
помещением (прошедшие государственную
регистрацию договор или иной документ,
выражающие содержание сделки с недвижимым
имуществом, свидетельство о государственной
регистрации права либо иной документ),
если сведения, содержащиеся в
указанном документе, находятся в распоряжении
государственных органов либо органов
местного самоуправления. В указанном
случае орган миграционного учета самостоятельно
запрашивает указанные документы (сведения
о содержании указанных документов, выписку
из соответствующего реестра, иную информацию
в соответствии с законодательством Российской
Федерации) в соответствующих государственных
органах, органах местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011
N 169-ФЗ)
Статья 18. Сроки регистрации иностранных граждан по месту жительства
1. Орган миграционного учета,
осуществляющий регистрацию
1.1. В случае, предусмотренном частью 2
статьи 17 настоящего Федерального закона,
при получении из государственных органов
либо органов местного самоуправления
сведений о документе, подтверждающем
право пользования жилым помещением (договоре
социального найма, договоре найма жилого
помещения государственного или муниципального
жилищного фонда, прошедших государственную
регистрацию договоре или ином документе,
выражающих содержание сделки с недвижимым
имуществом, свидетельстве о государственной
регистрации права либо ином документе),
орган миграционного учета не позднее
следующего рабочего дня проставляет
соответствующую отметку в виде на жительство
или в разрешении на временное проживание
данного иностранного гражданина и вносит
сведения о месте жительства данного иностранного
гражданина в учетные документы
и в государственную информационную систему
миграционного учета.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011
N 383-ФЗ)
2. Орган миграционного учета,
осуществивший регистрацию иностранного
гражданина по месту жительства, в месячный
срок с даты указанной регистрации в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации, выполняет иные необходимые
действия, связанные с регистрацией.
Статья 19. Основания для снятия иностранных граждан с регистрации по месту жительства
1. Снятие иностранного
1) регистрации иностранного гражданина
по иному месту жительства;
2) прекращения у иностранного гражданина
права пользования жилым помещением по
основаниям, предусмотренным законодательством
Российской Федерации;
3) прекращения у иностранного гражданина
права на постоянное или временное проживание
в Российской Федерации;
4) вступления в законную силу
решения суда о признании регистрации
иностранного гражданина по месту жительства
недействительной;
5) смерти иностранного гражданина
в Российской Федерации либо вступления
в законную силу решения суда о признании
иностранного гражданина, находившегося
в Российской Федерации, безвестно отсутствующим
или об объявлении его умершим.
2. Снятие иностранного гражданина с регистрации
по месту жительства включает в себя внесение
соответствующих сведений в вид на жительство
или в разрешение на временное проживание
данного иностранного гражданина, а также
в учетные документы органа миграционного
учета и в государственную информационную
систему миграционного учета.
Глава
4. Учет иностранных
граждан по месту
пребывания
Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания
1. Иностранный гражданин в
2. Постановке на учет по месту пребывания
подлежат:
(в ред. Федерального закона
1) постоянно проживающий в Российской
Федерации иностранный гражданин - по
истечении семи рабочих дней со дня прибытия
в место пребывания, за исключением
случаев, когда указанный иностранный
гражданин:
а) не имеет места жительства;
б) находится в гостинице или в иной организации,
оказывающей гостиничные услуги, в санатории,
доме отдыха, пансионате, кемпинге, на
туристской базе, в детском оздоровительном
лагере, больнице либо в ином учреждении
здравоохранения или социального обслуживания;
в) осуществляет трудовую деятельность
в условиях работы вахтовым методом;
г) находится в специальном учреждении
для социальной реабилитации лиц без определенного
места жительства;
д) находится в учреждении, исполняющем
уголовное или административное наказание;
2) временно проживающий или временно пребывающий
в Российской Федерации иностранный гражданин
- по истечении семи рабочих дней со дня
прибытия в место пребывания, за исключением
случаев, когда указанный иностранный
гражданин:
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011
N 42-ФЗ)
а) находится в гостинице или в иной организации,
оказывающей гостиничные услуги, в санатории,
доме отдыха, пансионате, кемпинге, на
туристской базе, в детском оздоровительном
лагере, больнице либо в ином учреждении
здравоохранения или социального обслуживания;
б) находится в специальном учреждении
для социальной реабилитации лиц без определенного
места жительства;
в) находится в учреждении, исполняющем
уголовное или административное наказание.
3. Уведомление о прибытии иностранного
гражданина в место пребывания должно
быть представлено в орган миграционного
учета принимающей стороной или в случаях,
предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего
Федерального закона, непосредственно
данным иностранным гражданином:
1) не позднее семи рабочих дней
со дня его прибытия в место пребывания
- в случае, если данный иностранный гражданин
постоянно проживает в Российской Федерации;
2) не позднее семи рабочих дней со дня
его прибытия в место пребывания - в случае,
если данный иностранный гражданин временно
проживает или временно пребывает в Российской
Федерации;
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011
N 42-ФЗ)
3) в течение одного рабочего дня,
следующего за днем его прибытия в место
пребывания, - в случаях, предусмотренных
подпунктами "а" - "д" пункта
1 и подпунктами "а" - "в" пункта
2 части 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009
N 199-ФЗ)
3.1. В случаях, предусмотренных
подпунктами "а" - "д" пункта
1 и подпунктами "а" - "в" пункта
2 части 2 настоящей статьи, принимающая
сторона или в случаях, предусмотренных
частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего
Федерального закона, иностранный гражданин
обязаны уведомить орган миграционного
учета о прибытии в место пребывания иностранного
гражданина, прибывшего в место пребывания
в нерабочий день (в том числе в один из
дней в течение нескольких нерабочих дней),
в течение одних суток, являющихся
рабочим днем и следующих непосредственно
за нерабочим днем (за несколькими нерабочими
днями).
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008
N 133-ФЗ, от 19.07.2009
N 199-ФЗ)
4. Иностранные граждане - моряки,
являющиеся членами экипажей невоенных
судов иностранных государств, в случае
схода на берег и временного пребывания
в течение более двадцати четырех часов
на территории порта Российской Федерации,
открытого для захода невоенных судов
иностранных государств, или портового
города Российской Федерации ставятся
на учет по месту пребывания органом миграционного
учета на основании паспорта моряка (удостоверения
личности моряка) при наличии в указанном
документе отметки органа пограничного
контроля о въезде указанных иностранных
граждан в Российскую Федерацию.
4.1. Высококвалифицированные специалисты
и иностранные граждане, являющиеся членами
семьи высококвалифицированного специалиста,
освобождаются от обязанности выполнения
действий, необходимых для их постановки
на миграционный учет по месту пребывания
на срок, не превышающий 90 дней со дня их
въезда на территорию Российской Федерации.
При этом указанные иностранные граждане,
в установленном порядке зарегистрированные
по месту жительства (поставленные на
учет по месту пребывания) в Российской
Федерации, в случае их передвижения
по территории Российской Федерации и
при прибытии в новое место пребывания
на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются
от обязанности выполнения действий, необходимых
для их постановки на учет по новому месту
пребывания. После истечения такого девяностодневного
или тридцатидневного срока указанные
иностранные граждане обязаны выполнить
действия, необходимые для их постановки
на учет по новому месту пребывания, в
срок, не превышающий семи рабочих дней.
(в ред. Федеральных законов от 23.12.2010
N 385-ФЗ, от 20.03.2011
N 42-ФЗ)
5. Учет по месту пребывания постоянно
или временно проживающих в Российской
Федерации иностранных граждан, которые
временно покинули место проживания
в связи с возникновением в данном месте
чрезвычайной ситуации, проведением на
территории, на которой они проживают,
контртеррористической операции либо
введением на указанной территории чрезвычайного
или военного положения и которые находятся
в месте временного размещения, осуществляется
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
6. Не подлежат учету по месту пребывания:
1) главы иностранных государств, главы
правительств иностранных государств,
члены парламентских и правительственных
делегаций иностранных государств,
руководители международных организаций,
въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению
федерального органа государственной
власти или органа государственной власти
субъекта Российской Федерации, а также
следующие с указанными лицами члены их
семей;
2) иностранные граждане - моряки, являющиеся
членами экипажей военных кораблей, прибывших
в Российскую Федерацию с официальным
или неофициальным визитом либо с деловым
заходом, либо члены экипажей военных
летательных аппаратов иностранных государств
(за исключением случаев вынужденной
или иной остановки указанных иностранных
граждан на территории Российской Федерации
на срок более трех дней вне основного
состава своих экипажей);
3) иностранные граждане - моряки, являющиеся
членами экипажей невоенных судов иностранных
государств, в случае схода на берег и
временного пребывания в течение не более
двадцати четырех часов на территории
порта Российской Федерации, открытого
для захода невоенных судов иностранных
государств, или портового города Российской
Федерации либо в случае выезда
указанных иностранных граждан
на экскурсии в населенные пункты на срок
не более двадцати четырех часов;
4) иностранные граждане - члены экипажей
воздушных судов гражданской авиации,
бригад поездов и экипажей или бригад
иных транспортных средств, участвующих
в международном движении, при нахождении
указанных иностранных граждан на территории
Российской Федерации в аэропортах или
на станциях, предусмотренных расписаниями
(графиками) движения данных транспортных
средств;
5) иные иностранные граждане,
прибывшие в Российскую Федерацию на срок
не более семи дней, за исключением случаев
нахождения указанных иностранных граждан
в гостинице или в иной организации, оказывающей
гостиничные услуги, в санатории, доме
отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской
базе, в детском оздоровительном лагере,
больнице либо в ином учреждении здравоохранения
или социального обслуживания.
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011
N 42-ФЗ)
7. Иностранные граждане, указанные
в части 6 настоящей статьи, вправе в установленном
порядке уведомить о своем месте пребывания
орган миграционного учета по месту пребывания
данных иностранных граждан.
8. Особенности миграционного
учета иностранных граждан в связи с организацией
и проведением XXII Олимпийских зимних игр
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
в городе Сочи определяются Федеральным законом "Об организации
и о проведении XXII Олимпийских зимних
игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года
в городе Сочи, развитии города Сочи как
горноклиматического курорта и внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации".
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007
N 310-ФЗ)
Информация о работе Правовое положение миграционного учета иностранных граждан