Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:31, реферат

Описание

Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
Функции финансового менеджмента.
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
Основные этапы развития финансового менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по финансовому менеджменту.docx

— 192.67 Кб (Скачать документ)

Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.

 

  1. Сущность, цель и задачи финансового  менеджмента.
  2. Функции финансового менеджмента.
  3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
  4. Основные этапы развития финансового менеджмента.

 

    1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.

 

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и  использования с целью получения  оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами  предприятия, направленное на оптимизацию  прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание  конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами  направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит  из двух подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления)

2) управляющая подсистема (субъект управления).

 

Финансовый  менеджмент реализует сложную систему  управления совокупно-стоимостной  величиной всех средств, участвующих  в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Объектом  управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:

1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

3) Кругооборот капитала;

4) Финансовые отношения.

 

Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.

 

Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

 

Основные  задачи финансового менеджмента:

1). Обеспечение формирования  достаточного объема финансовых  ресурсов в  соответствии с  потребностями предприятия и  его стратегией развития.

2). Обеспечение  эффективного использования финансовых  ресурсов в разрезе  основных  направлений деятельности предприятия.

3). Оптимизация денежного  оборота и расчетной политики  предприятия.

4). Максимизация  прибыли при допустимом уровне  финансового риска и 

     благоприятной политике налогообложения.

5). Обеспечение  постоянного финансового равновесия  предприятия в процессе  его  развития, т. е. обеспечение финансовой  устойчивости и  

     платежеспособности.

 

    1. Функции финансового менеджмента.

 

Существует 2 основных типа функций  финансового менеджмента:

1). Функции  объекта управления

    • воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;
    • производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;
    • контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).

 

2). Функции  субъекта управления

    • прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;
    • планирование финансовой деятельности;
    • регулирование;
    • координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;
    • анализ и оценка состояния предприятия;
    • функция стимулирования;
    • функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.

 

    1. Терминология и базовые понятия  финансового менеджмента. Базовые  концепции финансового менеджмента.

 

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных  основных концепциях:

1). Концепция денежного потока.

2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

3). Концепция компромисса между  риском и доходностью.

4). Концепция цены капитала.

5). Концепция эффективности рынка  капитала.

6). Концепция асимметричности информации

7). Концепция агентских отношений.

8). Концепции альтернативных затрат.

 

1). Концепция денежного потока предполагает

    • идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);
    • оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;
    • выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;
    • оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета

 

2). Концепция временной ценности  денежных ресурсов.

Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она  определяется тремя основными причинами:

А) Инфляцией

Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы

В) Оборачиваемостью

 

3). Концепция компромисса между  риском и доходностью.

Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость  между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

 

4). Концепция цены капитала –  обслуживание того или иного  источника финансирования обходится  для фирмы неодинаково, следовательно,  цена капитала показывает минимальный  уровень дохода, необходимый для  покрытия затрат по поддержанию  каждого источника и позволяющий  не оказаться в убытке.

Количественная  оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов  финансирования предприятия.

 

5). Концепция эффективности рынка  капитала – операции на финансовом  рынке (с ценными бумагами) и  их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

Термин  «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень  эффективности рынка характеризуется  уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Достижение  информационной эффективности рынка  базируется на выполнении следующих  условий:

    • рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;
    • информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;
    • отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;
    • сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;
    • все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;
    • сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

 

Существует  две основных характеристики эффективного рынка:

1). Инвестор  на этом рынке не имеет обоснованных  аргументов ожидать 

     больше, чем в среднем доход  на инвестиционный капитал при заданной

     степени риска.

2). Уровень  дохода на инвестируемый капитал  – это функция степени риска.

 

Эта концепция эффективности рынка  на практике может быть реализована  в трех формах эффективности:

    • слабой
    • умеренной
    • сильной

 

В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать

положительный и отрицательный эффект.

7). Концепция  агентских отношений введена  в финансовый менеджмент в  связи с усложнением организационно  – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых  формах присутствует разрыв между  функцией владения и функцией  управления, то есть владельцы  компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры.  Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

7). Концепция  альтернативных затрат: любое вложение  всегда имеет альтернативу.

 

  1. Основные этапы развития финансового менеджмента.

 

В настоящее  время западными специалистами  выделяются пять подходов в становлении  и развитии финансового менеджмента .

Первый  подход связан с деятельностью «школы эмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители  - профессиональные аналитики, которые, работая в области  анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных  показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических  коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.

Второй  подход обусловлен деятельностью школы  «статистического финансового анализа».(60е  года) Основная идея в том, что аналитические  коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны  лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно  сравнивать.

Третий  подход ассоциируется с деятельностью  школы «мультивариантных аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.

Пятый подход представляет собой самое новое  направление (развивается с60хгодов) – школа «участников фондового  рынка». Ценность отчетности состоит  в возможности ее использования  для прогнозирования уровня эффективности  инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления  состоит  в его излишней теоритеризованности , не случайно оно развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.

Информация о работе Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента