Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:31, реферат

Описание

Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.
Функции финансового менеджмента.
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.
Основные этапы развития финансового менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по финансовому менеджменту.docx

— 192.67 Кб (Скачать документ)

Основной  целью управления оборотным капиталом  является достижение компромисса между  ликвидностью, доходностью и оборачиваемостью.

 

 

  1. Управление денежными средствами и их эквивалентами

 

Управление  денежными средствами включает:

    1. расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл),
    2. анализ денежного потока,
    3. прогнозирование денежного потока,
    4. определение оптимального уровня денежных средств на расчетном счете и в кассе.

В процессе управления денежными средствами учитываются три следующих фактора:

    1. рутинность (денежные средства используются для выполнения текущих операции и, поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, то предприятию необходимо на расчетном счете держать свободный остаток денежных средств);
    2. предосторожность (поскольку предприятие подвержено влиянию неопределенности в своей деятельности, то ему необходимы денежные средства для совершения непредвиденных платежей);
    3. спекулятивность (денежные средства необходимы предприятию по спекулятивным соображениям, поскольку существует практически ненулевая вероятность того, что может представится возможность выгодного инвестирования).

 

Финансовый цикл = операционный цикл - время обращения кредиторской задолженности

Операционный цикл = время обращения запасов + время обращения дебиторской эадолженности

Для расчета оптимального расчета остатка  денежных средств на расчетном счету  используются модели, позволяющие оценить  общий объем денежных средств  и их эквивалентов, долю, которую  следует держать на расчетном  счете, долю, которую нужно держать  в виде быстрореализуемых ценных бумаг, а также оценить моменты  трансформации денежных средств  и быстрореализуемых активов.

    1. Модель Бемоля (Баумола).

  В ней предполагается, что предприятие  начинает работать, имея максимальный  и целесообразный для него  уровень денежных средств, а  затем постепенно расходует их  в течении некоторого периода. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает уровня безопасности, то предприятие продает свои краткосрочные ценные бумаги и пополняет запас денежных средств до первоначальной суммы.

 


   ост. ден.


  ср. на р/с

 

 


 

 





t   

 

 

              Q = Ö (2*V*C) / r

 

   где   Q - сумма пополнения,

V - прогнозируемая потребность денежных средств в периоде ( месяц, квартал, год),

C - расходы на трансформацию денежных средств в ценные бумаги,

r - приемлемый доход для предприятия по краткосрочным финансовым вложениям.

 

                 ЗДСср. = Q / 2 ,

где    ЗДСср. – средний запас денежных средств

 

                  k = V/Q ,

где     k – количество сделок по конвертации

 

Общие расходы по реализации данной модели управления денежными средствами составляют величину

                 OP = ck + r*(Q/2),

где         ck – прямые расходы

               r*(Q/2) – упущенная выгода от хранения среднего запаса на расчетном счете

 

Эта модель приемлема только для предприятий, денежные доходы которых стабильны  и прогнозируемы. 

 

    1. Модель Миллера – Орра

Логика  модели следующая: остаток денежных средств на расчетном счете меняется хаотически до тех пор, пока не достигает  некоего верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать ценные бумаги для того, чтобы  вернуть запас денежных средств  к некоторому нормальному состоянию, называемому точкой возврата.

Если запас  денежных средств достигает нижнего  предела, то в этом случае предприятие  продает свои ценные бумаги и получает денежные средства, доведя их запас  до нормального предела.    

 

 

   ост. ден.


  ср. на р/с

 

      верхний предел


 

 

 

 

точка возврата

 

 

нижний предел

 

t

 

 

Реализация  этой модели на практике включает следующие  этапы:

  1. устанавливается минимальная величина денежных средств (Он), которую целесообразно иметь на расчетном счете, исходя из средней потребности денег для оплаты банковских счетов и других требований;
  2. по статистическим данным определяется вариация поступления денежных средств на расчетные счета;
  3. определяются расходы по хранению средств на расчетном счете (эта величина может быть принята на уровне ставки ежедневного дохода по краткосрочным ценным бумагам, обращающимся на рынке);
  4. рассчитываются расходы по взаимной трансформации денежных средств и ценных бумаг;
  5. рассчитывается размах вариации на расчетном счете по следующей формуле:                   3

                              S = 3* Ö ( 3*Px*V) / (4*Pt)

S – размах вариации,

Px - расходы по хранению,

V - ежедневная вариация,

Pt - расходы по трансформации

 

  1. рассчитывается  верхняя граница денежных средств  Ов, исходя из того,       что при достижении этой границы или ее превышении, часть денежных средств необходимо будет конвертировать в ценные бумаги

                                Ов = Он  + S

  1. определение точки возврата, т.е. величины остатка денежных средств на расчетном счете, к которой необходимо вернуться в случае, если фактический остаток выходит на границы или за границы верхнего и нижнего предела.

                                  Тв = Он +S/3 

 

Эти модели позволяют формировать оптимальный  остаток денежных средств на расчетном  счете ( это ключевой показатель для расчета денежного потока).

 

 

  1. Управление дебиторской задолженностью

 

Дебиторская задолженность, как известно, является весьма многообразной и содержит задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил или  не оплаченные в срок. (Дебиторская  задолженность по векселям, по расчетам с бюджетом, по расчетам с персоналом).

В общей  сумме дебиторской задолженности 80-90% приходятся на расчеты с покупателями. Поэтому политика управления дебиторской  задолженностью связана в первую очередь с оптимизацией размера  задолженности и инкассации задолженности  за реализованную продукцию.

Поэтому политику управления дебиторской задолженностью называют кредитной политикой по отношению к покупателям продукции.

Политика  управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей  политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов  реализации продукции и связанной  с оптимизацией размера дебиторской  задолженности и обеспечением своевременной  ее инкассации.

Политика  управления дебиторской задолженностью включает:

    1. Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде в целях оценки уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств. Здесь анализируются сроки погашения дебиторской задолженности, периоды ее инкассации, размер отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, состав ДЗ по ее возрастным группам, выявляется безнадежная и сомнительная ДЗ.
    2. Формируются определенные принципы и подходы кредитной политики по отношению к покупателям продукции . Решаются два основных вопроса: 1. в каких формах осуществляется реализация продукции, 2. какой тип кредитной политики следует избрать.

Различают три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:

    1. Консервативный. Направлен на минимизацию кредитного риска,

 которая является приоритетной, поэтому существенно сокращает круг покупателей в кредит. В первую очередь за счет групп покупателей с повышенным риском; за счет минимизации сроков предоставления кредита и его размера, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости, за счет более жесткой процедуры инкассации дебиторской задолженности.

    1. Умеренный тип ориентируется на средний уровень кредитного

 риска  и соответственно более мягкие  условия предоставления коммерческого  кредита.

    1. Агрессивный (мягкий) тип предусматривает максимизацию

 дополнительной  прибыли за счет расширения  объема реализации продукции  в кредит, не считаясь с высоким  уровнем кредитного риска.

    1. Формирование системы кредитных условий включает:

а) срок предоставления кредита,

б) лимит предоставляемого кредита,

в) стоимость предоставления кредита, т.е. система ценовых скидок при осуществлении расчетов за приобретенную  продукцию,

г) системе штрафных санкций  за просрочку исполнения обязательств.

Например: При 5% скидке, 7 -дневном сроке оплаты и чистом периоде 30 дней. Предприятие  теряет скидку с 8 по 30 день, если не произведет оплату в течении 7 дней; по истечению 30 дней выступает система штрафных санкций.

    1. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе этих стандартов лежит кредитоспособность предприятия.
    2. Построение эффективных систем контроля за движением своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Одной из эффективных форм является система АВС, где в категорию А выделяют наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности; в категорию В – кредиты средних размеров; в категорию С – все остальные виды, не оказывающие серьезного влияния на результаты деятельности предприятия.

 

 

 

  1. Управление запасами

 

 

Политика  управления запасами представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся  в оптимизации общего размера  и структуры запасов ТМЦ, минимизации  затрат по их обслуживанию и обеспечению  эффективного контроля за их движением.

Разработка  политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых  этапов работ, основными из которых  являются:

    1. Анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами ТМЦ в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.
    2. Определение целей формирования запасов. Цели могут быть:
    • обеспечение текущей производственной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
    • обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);
    • накопление сезонных запасов, обеспечивающих хозяйственный процесс в предстоящем периоде
    1. Оптимизация размера основных групп текущих запасов. С этой целью используется ряд моделей. Среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономически обоснованного размера заказа» . Она может быть использована как для оптимизации размера производственных запасов, так и запасов готовой продукции. Расчетный механизм этой модели основан на оптимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы:

а) сумма затрат по размещению заказов  ( включающих расходы по транспортированию и приемке товаров)

 

               ОПП

ОЗрз = ----------- х Срз   , где

             РПП

ОЗрз - сумма операционных затрат по размещению заказов;

Срз   -  средняя стоимость размещения одного заказа;

ОПП – объем производственного потребления  товаров в рассматриваемом периоде;

РПП – средний размер одной партии поставки товаров.

Из приведенной формулы видно, что при неизменном объеме производственного  потребления и средней стоимости  размещения одного заказа общая сумма  операционных затрат по размещению заказов  минимизируется с ростом среднего размера  одной партии поставки товаров.

б) сумма затрат по хранению товаров  на складе.

   РПП

ОЗхт = ----------- х Сх   , где

                2

ОЗхт - сумма операционных затрат по хранению товаров на складе;

Сх   -  стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

Из приведенной формулы видно, что при неизменной стоимости  хранения единицы товара в рассматриваемом  периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов  на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товаров.

Информация о работе Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента