Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 17:50, реферат
На рубеже XIX и XX столетий в характере производства произошли крупнейшие сдвиги. Прежде всего резко возросли его масштабы и концентрация. Появились предприятия-гиганты, на которых были заняты тысячи, а порой и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли. Для их обслуживания требовались уже образованные и грамотные люди, сознательно и заинтересованно относящиеся к своему труду и его результатам.
1.Предпосылки
формирования научного
На рубеже XIX
и XX столетий в характере производства
произошли крупнейшие сдвиги. Прежде
всего резко возросли его масштабы
и концентрация. Появились предприятия-гиганты,
на которых были заняты тысячи, а
порой и десятки тысяч рабочих
и инженеров, применялись дорогостоящее
оборудование, сложнейшие технологические
процессы, основанные на последних
достижениях научно-
В этих условиях стало необходимо коренное изменение модели управления производством, внедрение иных организационных структур, схем подчиненности, строгое соблюдение технологий, точность выполнения заданий, обоснованное стимулирование и т. п.
Всего этого прежняя система управления, базировавшаяся в основном на эмпирических данных, обеспечить уже не могла. Отсутствовали знания о закономерностях организации производственных процессов, оптимальной последовательности операций и режимах работы оборудования, технических и иных стандартах, личных возможностях людей. Сами работники не были еще достаточно обученными и подготовленными.
В результате внедрение
любых новшеств не приносило желаемого
эффекта, а огромный технический
и экономический потенциал
Необходимые предпосылки для преобразований к тому времени уже имелись (опыт индустриального управления, накопленный в 19 веке, и достижения в экономике, социологии и психологии). Они и позволили создать концепцию научного менеджмента.
Практической основой ее формирования стали массовые эксперименты на промышленных предприятиях, имевшие цель предотвратить потери от нерационального использования дорогостоящего оборудования, сырья и материалов, затраты на которые росли из года в год.
В рамках экспериментов
выявлялись факторы, влияющие на уровень
производительности труда, опробовались
стимулирующие системы его
Представителем и основоположником классической школы научного управления является Ф.У. Тейлор
Научное управление было первым систематизированным подходом в истории управленческой мысли. Его самая важная черта связана с поиском наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. При этом преобладало механистическое понимание человека, его места в организации и сущности его деятельности.
Имя Тэйлора
стало синонимом термина «
2.Происхождение
и развитие профессионального
менеджмента. Понятие
научной школы
менеджмента.
научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
Главная
идея Тейлора состояла в том, что
управление должно стать системой,
основанной на определенных научных
принципах, должно осуществляться специально
разработанными методами и мероприятиями,
т.е. что необходимо проектировать,
нормировать, стандартизировать не
только технику производства, но и
труд, его организацию и управление,
следует совершенствовать систему
оплаты труда. Практическое применение
идей Тейлора доказало всю свою важность,
обеспечив значительный рост производительности
труда.
3. Школа научного управления и основные характеристики взглядов ее основоположников.
Как известно, пионером в области науки управления считается американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915). Свою карьеру он начал с простого рабочего, а затем дослужился до должности главного инженера сталелитейной компании.
Свои взгляды Тейлор изложил в книгах «Управление персоналом» (1903) и «Принципы научного управления» (1911). Эти взгляды касались трех основных проблем: нормирования труда, роли менеджеров, вознаграждения и стимулирования.
Прежде
всего он доказал возможность
разработки затрат времени на основе
тщательного изучения движений, усилий,
оптимальных методов
Тейлор ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда по типу инженерного. Его система заключалась в последовательном проведении разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский. В производственной системе каждый работник должен быть ответственен за свои функции. При этом следует стремиться достичь соответствия работников видам работ. Кроме того, требуется жесткая регламентация деятельности. Это ориентирует каждого работника на исполнение частичной функции, но не требует от него понимания общего замысла.2
Кроме
того, Тейлор пришел к выводу, что
главная причина невысокой
В конце концов, реализация идей Тейлора привела к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе разделения труда. Основные же принципы управления, введенные этим ученым, можно сформулировать следующим образом:
1.
Разработка оптимальных
2.
Абсолютное следование
3. Подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут дать наибольшую пользу.
4. Оплата по результатам труда: чем меньше результаты, тем хуже оплата, и наоборот.
5.
Использование функциональных
6.
Поддержание дружеских
Надо
отметить, что между учением классика
и тем, как внедрялись в практику
его идеи, существует значительное
различие. Тейлоризм – это извращенное
учение Ф. Тейлора, из которого было взято
только то, что считали для себя
полезным предприниматели конца 19 –
начала 20 века, когда рабочий нередко
рассматривался как придаток машины.
Между тем учение самого Тейлора
в основе имеет философию
Крупнейшими последователями Тейлора были его соотечественники Лилиан и Френк Гилберты, которые занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Кроме того, значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Он исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.4
Также нельзя не отметить в данном направлении управленческой мысли деятельность Генри Форда (1863 – 1947). Форд, основатель американского автомобилестроения, был одним из создателей «философии практики» 20 века. Он разработал теорию, получившую название «Фордизм». В соответствии с данной теорией основой организации поточно-массового производства является конвейерная сборка, которая наряду с другими техническими новшествами резко увеличивает рост производительности труда и снижает себестоимость продукции. В общем и целом, можно сказать, что фордизм опирался на положения тейлоризма.5
В
заключение данного параграфа хотелось
бы отметить, что заслуга Тейлора
и его последователей состояла в
том, что они добились признания
действий менеджера в качестве самостоятельной
сферы деятельности и создали, по
сути, первую научную школу менеджмента,
которая получила название рационалистической.
Для этой концепции было характерно
механистическое понимание
4. Школа административного управления.
Авторы школы научного менеджмента в основном занимались изучением процессов управления производством. Дальнейшее развитие их исследования нашли в 20 – 50-е годы в работах специалистов, занимавшихся совершенствованием управления организацией в целом, представителей классической школы управления.6
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Крупнейшим представителем классической школы управления является Анри Файоль (1841 – 1925). В течение 30 лет он был руководителем крупной металлургической компании.7
Рассматривая организацию как единый организм, Файоль определил, что для любого предприятия характерно наличие шести групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные. Административные операции Файоль разделил на следующие так называемые функции управления:
Планирование – функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разработка методов, наиболее эффективных в конкретных условиях.
Организация – формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы – персоналом, материалами и т.д.
Мотивация – активизация работающих и побуждение их к эффективному труду для выполнения целей с помощью экономического и морального стимулирования.
Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы.
Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы установлением рациональных связей между ними.8
Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Файоль сформулировал знаменитые 14 принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день:
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль все же признавал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию. Также он отмечал, что данная система принципов всегда остается открытой для дополнений.
Информация о работе Предпосылки формирования научного менеджмента