Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:56, курсовая работа
Цель нашего исследования – систематизация, накопление и закрепление знаний об основных законах и принципах социального управления
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные законы социального управления;
- исследовать основные принципы социального управления;
- изучить сущность и содержание принципов социального управления
Принципы управления соц работой их содержание
Введение
принципы социального
управления — это руководящие
идеи, исходные положения, отражающие
законы развития отношений управления.
Взаимосвязь принципов, законов
и закономерностей можно
Сегодня существует множество авторских подходов к пониманию сущности социального управления, его внутренней структуры, что плодотворно в исследовательском плане, но явно недостаточно, ибо они должны быть представлены в единой логике (от целеполагания до оценки эффективности принятых решений).
Раскрывая социальный феномен управления, важно отличить его не сколько от управления естественно-природного (биологического) и технического, сколько определить его объем, масштабы, содержание. Если в первом случае понятно, что социальное управление вытекает из необходимости общения людей в процессе социальной деятельности, определяет отношения между людьми по поводу каких-либо общественных процессов (обмена продуктами, производства, культуры, искусства, природы, техники, быта и т.п.), то рассмотрение содержания социального управления в научной литературе не всегда однозначно.
Цель нашего исследования – систематизация, накопление и закрепление знаний об основных законах и принципах социального управления
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные законы социального управления;
- исследовать основные принципы социального управления;
- изучить сущность и содержание принципов социального управления
В данной курсовой работе мы рассмотрим основные компоненты социального управления, его функции, а также исследуем общие методологические и специфические методологические принципы социального управления, организационные и частные принципы социального управления.
Основные компоненты социального управления
1.1 Функции социального управления
Функция (в переводе с латинского означает «деятельность») управления - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект и субъект управления.
Управление и установление
объема работ по каждой функции являются
основой для формирования структуры
управляющей системы и
В литературе и практике
существуют различные подходы к
классификации функций
1. Этапы (стадии) процесса управления;
2. Сфера (вид) деятельности;
3. Вид объекта управления.
По виду объекта управления функции могут быть подразделены по уровню производства (участок, цех, корпус, предприятие и т.д.) и элементам процесса производства (труд, орудия, предметы и продукты труда).
Функции по уровню производства, в свою очередь, могут классифицироваться: по видам процессов (основные, вспомогательные, обслуживающие), по типу и масштабу производства, по виду специализации(предметная, подетальная, технологическая); фазам производственного процесса(заготовительная, обработочная, сборочная и т.д.).
1.2 Законы социального управления
К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.
К законам управления относятся:
Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.
Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем, чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.
Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому, управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.
Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма – системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.
К числу основополагающих законов социального управления относятся также:
Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.
Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 %населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.
Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная – объективно-субъективная.
В целом в теории управления
понятие закономерность обычно рассматривается
как первоначальная стадия формулирования
закона в начале его теоретического
исследования. Следует подчеркнуть,
что именно эта часть общей
теории управления представляется наименее
исследованной. Необходимо более обстоятельное
изучение законов общественного
развития и управления сложными системами,
социального и биологического мира,
социального и технического, информационного,
стихийных и сознательных процессов.
Интегральное исследование этих закономерностей
– во многом дело будущего, но уже
сегодня можно сказать, что обеспечение
сбалансированного развития социального
и биологического, достижение гармонического
развития социальной и природной
среды, предотвращение экологической
катастрофы – одна из важнейших
закономерностей социального
Принципы социального управления, их содержание
2.1 Понятие принципов социального управления
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития законы и закономерности социального управления принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – им следуют.
Принципы управления – это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.
Принципы составляют основополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам. Они так же объективны, как и законы, которые в них отражаются.
Принципы управления отличаются высокой стабильностью во времени. Однако это не исключает гибкости их применения в различных конкретных условиях.
К основным принципам социального управления относят принципы:
- единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;
- единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
- сочетания отраслевого и территориального управления;
- приоритетности в достижении стратегических целей;
- научности социального управления;
- прогнозирования социального управления;
- мотивации(стимулирования) труда;
- ответственности за результаты социального управления;
- рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
- экономичности и эффективности управления;
- системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);
- иерархичности(рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
- необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
- обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);
- сочетания единоначалия и коллегиальности;
- ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
- программно-целевого обеспечения;
- делегирования полномочий;
- гуманизма и нравственности в управлении;
- гласности в принятии решения.
Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
Таким образом, принципы социального управления должны:
- основываться на законах развития общества, на законах управления;
- соответствовать целям
социального управления и
- учитывать временные
и территориальные аспекты
- в необходимых случаях
иметь правовое оформление, получать
закрепление в различных
Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
Принципы управления –
наиболее сознательная форма использования
объективных законов общества в
практике управления. Поскольку управление
складывается из двух основных факторов
– стихийного и сознательного
управления – научный уровень
управления достигается за счет сокращения
действий стихийного фактора. Сократить
действие стихийного фактора можно
путем постоянного
Социологический подход к принципам управления предполагает выделение среди них четырех основных типов принципов:
1) общие методологические
принципы управления
2) специфические
3) организационные принципы социального управления;