Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:56, курсовая работа
Цель нашего исследования – систематизация, накопление и закрепление знаний об основных законах и принципах социального управления
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные законы социального управления;
- исследовать основные принципы социального управления;
- изучить сущность и содержание принципов социального управления
4) частные принципы управления.
Рассмотрим отдельно каждый из выделенных типов принципов управления.
2.2 Общие методологические
принципы научного управления социальными
процессами
Общими методологическими
принципами научного управления мы называем
принципы, в соответствии с которыми
можно рассматривать все
К общим методологическим принципам мы отнесли:
- конкретно-исторический подход;
- системность;
- комплексность;
- сочетание общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов с государственными и групповыми;
- социальный детерминизм;
- взаимосвязь и взаимообусловленность управленческого воздействия и управляемых процессов;
- самодвижение, саморазвитие, саморегулирование управляющей и управляемых систем;
- ориентация на прогрессивную перспективу.
Принципы системности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении.
Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического периода развития общества.
Принцип социального детерминизма определяет первичность решения задач, связанных с социальным положением, социальной защищенностью и т.п. людей в управлении процессами.
Управленческая система, если в ней не действует принцип саморазвития и саморегулирования, обречена, т. к. в нем не работают источники и движущие силы.
Успешно функционирующей может быть лишь самосовершенствующаяся система, ориентированная на социальный прогресс.
2.3 Специфические методологические принципы социального управления
Если общие методологические принципы научного управления социальными процессами отражают больше междисциплинарный подход, то специфические методологические принципы связаны с социологическим аспектом выделения принципов. К ним можно отнести:
- объективность;
- адресность и конкретность;
- преемственность;
- единство социальных целей, задач и средств;
- научность.
Принципы научности, объективности и конкретности требуют учета в управлении объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных условиях.
Без принципа преемственности пришлось бы при любом отклонении, перестройке, коррекции работы системы каждый раз формировать новое системообразующее интегральное звено системы, восстанавливать взаимосвязь с ним всех других звеньев, а так же связи с внешней социальной средой и т.п.
Каждая цель в системах управления очерчена своим кругом задач, для решения которых требуются вполне определенные средства. Любое несоответствие и этой цепочке приведет к отклонению от запрограммированного результата, неэффективности и ненадежности работы системы.
2.4 Организационные принципы социального управления
Организационными мы назвали принципы потому, что они определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта. В литературе по управлению чаще всего именно организационные принципы считают основными:
- принцип демократического централизма, позволяющий сочетать плановое централизованное начало в управлении с широкой демократией, использованием инициативы масс, передовых коллективов;
- принцип основного звена, отыскание из множества задач основной задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления;
- территориально-отраслевой
принцип, согласно которому в управлении
необходимо сочетать административно-
- принцип единства хозяйственного и политического руководства;
- принцип плановости;
- принцип обеспечения единства материального и морального стимулирования труда;
- принцип экономичности и эффективности управления;
- принцип единоначалия и коллегиальности, сочетающий строгое подчинение трудовой группы распоряжениям руководителя, всю полноту ответственности руководителя за результаты работы доверенного ему участка, когда каждый работник отвечает за свой участок работы с широким привлечением членов трудового коллектива к обсуждению проблем организации.
Единоначалие предполагает также установление и поддержание строгой дисциплины в организации. Коллегиальность проявляется не только в принятии решений с участием широких масс трудящихся в управлении организацией, но и в четком их исполнении. Коллегиальность должна сопровождаться установлением личной ответственности каждого за порученное дело;
- принцип единства требований (по горизонтали и вертикали; к себе, коллегам, подчиненным и руководителям; к действию всех элементов системы);
- принцип оптимальности (оптимальное сочетание централизации и децентрализации; оптимальное сочетание различных стилей управления - демократического, либерального и авторитарного; оптимальное сочетание формальных и неформальных функций и т.п.);
- принцип реальной эффективности и доминирования социального эффекта.
Важнейшая задача любого управления – обеспечение, наиболее полное удовлетворение потребностей, субъекта при наименьших затратах ресурсов: людских, материальных, энергетических, духовных. И тогда источник противоречия и развития системы управления смещается в сторону оптимальности взаимодействия между субъектом и объектом, либо в сторону преобладающего социального аффекта – сохранения человеческих ресурсов, их более полного воспроизводства, совершенствования, защищенности, оздоровления труда, отношений по поводу управления.
Суть принципа – выбор наиболее эффективного и данных конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т.п.;
- принцип иерархичности и субординации. Иерархичность в системе управления определяет расположение элементов, частей в порядке от высшего к низшему. Субординация рассматривается как подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, использование правил служебной дисциплины. Соблюдение иерархичности и субординации означает в системе управления недопущение перескакивания через иерархические ступени и нарушение взаимодействия между вышестоящими и нижестоящими органами и функциями.
2.4 Частные принципы социального управления
Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Назовем некоторые из них:
- принципы хозяйственного расчета;
- принципы формирования потоков информации;
- принципы организации заработной платы;
- принципы создания производственных бригад (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т.д.);
- принципы формирования управленческих штатов и др.
Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального» управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. Это могут быть всевозможные морально-трудовые кодексы, кодексы чести, правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки типа.
Заключение
Необходимость социального
управления, прежде всего, обусловлена
разделением труда и
В процессе осуществления управленческой деятельности создаются особого рода управленческие отношения. Они имеют свою сложную внутреннюю структуру. Система управления, которая складывается в процессе реализации управленческой деятельности и функций управления, состоит из объекта и субъекта управления, системы прямых и обратных связей внутри системы, источников саморегуляции (интересов, потребностей, ценностей составляющих ее подструктур), разных органов управления. Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание, связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Конечным итогом функционирования и развитая системы управления являются принятие и реализация управленческого решения.
Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.
Для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.).
К законам управления относятся наиболее общие, существенные и необходимые связи, которые изучаются наукой управления. К ним относятся законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности социальных целей, возрастания субъективности и интеллектуальности управления, доминирования глобальной цели системы, доктринальности, развития самодеятельной активности каждой подструктуры.
На основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности как руководящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать систему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.
Являясь в определенной мере искусством, живым творчеством, эффективное рациональное управление невозможно без познания его основных законов и принципов, которые позволяют сократить социальное время для принятия и реализации управленческих решений.
Наука социального управления представляется как единая отрасль научного знания, которая изучает целостное освоение окружающего мира под углом зрения системного воздействия на все сферы общественной жизни во имя достижения цели общества – повышения качества жизни его членов. Она исследует общие закономерности, принципы социального воздействия независимо от того, к какой сфере они относятся, а также закономерности и принципы создания самой системы социального управления.
Наука социального управления опирается на фундаментальные положения разных отраслей обществоведения, ряд прикладных отраслей, но ее самостоятельным предметом является специфическая управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, ее построения, функционирования и развития.
Новой парадигмой управления является все более полное включение творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества в содержание субъекта управления, что позволяет формировать управленческую элиту профессионалов, которая способна выполнить главную миссию общества, - создать условия для его саморазвития и повышения качества жизни своих членов. Поэтому управление не только сводится к достижению целей, но и является средством поддержания целостности любой сложной системы и стимулирования ее саморазвития.
Список используемой литературы
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций.М., 1997.
2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М., 1973.
3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.,1981.
4. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
5. Глущенко Е.В., Захарова
Е.В., Тихомиров Ю.В. Теория
6. Государственное и
7. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.
8. Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.
9. Маркс К. Капитал. Т. 1 //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
10. Маслова Н.В. Ноосферное образование. М., 1999.
11. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. М., 1982.
12. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев,В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.- М.: Высш. шк., 2001.
13. Радченко А.И. Основы
государственного и
14. Системные проблемы России. Путь в XXI век /Рук. авт. коллектива Д.С. Львов. М., 1999.
15. Слепенков ИМ., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления.М., 1991.
16. Социальные технологии. Толковый словарь /отв. ред. В.Н. Иванов.М.- Белгород, 1995.
17. Социальный менеджмент /отв. ред. В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. М.,1998.
18. Франчук В.И. Общая теория управления. М., 1994.
19. Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.