Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 03:08, контрольная работа
Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. В определенной мере они призваны служить рекламой предприятию. На основании выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятия, уточняются приоритеты, формулируются его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений и нормативов.
Принципы управления
Введение
Основные принципы менеджмента
Классификация принципов управления
Полномочия и ответственность
Введение
Понятия и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды
Основные принципы делегирования полномочий
Заключение
Сущность понятия «менеджер»
Введение
Основные качества, необходимые менеджеру
Требования, предъявляемые к менеджеру
Линия полномочий -- это путь, по которому проходят (через каждое звено в цепочке) все коммуникации от высшего управляющего к низшим и наоборот. Это обусловливается как потребностями в поддержании связи, так и принципом единоначалия, однако он не всегда является кратчайшим. В крупных концернах, и особенно в правительственных, он порой угрожающе длинен.
Делегирование реализуется
только в случае принятия полномочия,
и собственно ответственность не
может быть делегирована. Руководитель
не может размывать
Понятия и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Цели делегирования:
¦ Разгрузить вышестоящих
руководителей, освободить их от текучки
и создать наилучшие условия
для решения стратегических и
перспективных задач
¦ Активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Процесс делегирования полномочий.
I этап - Поручение
работникам индивидуальных
II этап - Предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.
III этап - Формулирование
обязательств подчиненных
Делегирование полномочий
имеет ряд положительных
а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов.
б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта.
в) Делегирование является
большим стимулом в работе подчиненных,
которые начинают чувствовать себя
хозяевами на участках работы, поощряет
инициативу, приучает к самостоятельности
и готовит людей к перемещению
на более высокие должности. Делегирование
полномочий - это тот случай, когда
убивают сразу несколько
Делегирование, несмотря
на свое фундаментальное значение,
является одной из наиболее непонятых
и неправильно применяемых
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность - это
обязательство работника
Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.
Важно осознать, что
делегирование реализуется
Объем ответственности -- вот одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями. Но даже оклад в 2 млн. долл. вряд ли привлечет квалифицированного управляющего, если он не увидит способа влияния на деятельность людей, от которых зависит успех.
Полномочие - это организационно
закрепленное ограниченное право использовать
ресурсы организации и
Полномочия не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию.
Полномочия определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий.
Различают 2 вида полномочий :
1)Линейные полномочия;
2)Штабные полномочия;
Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному. Линейные полномочия выражают существующую в организации систему властных отношений между руководством и подчиненными. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.
Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу. Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом. Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Необходимость реализации штабных функций и полномочий обусловила формирование специального штабного (административного) аппарата в организациях.
Выделяют следующие
основные разновидности
¦ консультативный аппарат;
¦ обслуживающий аппарат;
¦ личный аппарат.
Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которого входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).
Обслуживающий аппарат
наряду с консультативными функциями
выполняет обслуживающие
Личный аппарат - это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий/они могут обладать большой властью.
Важно осознать, что в крупных организациях административный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.
Сосредоточим внимание на определение того, какая деятельность относится к линейной, а какая к аппаратно-штабной. Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия.
Организация взаимоотношений
между линейными и штабными полномочиями.
Во время организации такого рода
взаимоотношений руководство
Линейная деятельность в настоящем смысле слова -- это та деятельность, которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров или услуг, производимых организацией. Аппарат помогает выполнению основных функций, как квалифицированная медицинская сестра помогает хирургу во время операции. Хирург, вероятно, смог бы спасти жизнь пациента в экстренном случае без помощи медсестры, но риск уменьшается и работа выполняется более ровно благодаря ее помощи. С другой стороны, медсестра не может успешно выполнить операцию - достичь цели организации -- без хирурга.
Естественно, что определение
того, какие конкретно виды деятельности
следует отнести к аппаратно-
Основные принципы делегирования полномочий
Рассматриваемые ниже
принципы делегирования полномочий
являются основополагающими для
правильного делегирования
Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов
Поскольку смысл полномочий
заключается в предоставлении управляющему
некоего инструмента для