Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:18, курсовая работа
Целью моей работы является изучение покупательского поведения, способы и методы влияния на потребителя с точки зрения маркетинга.
Отсюда задачами будут:
Рассмотреть особенности покупательского поведения.
Дать основную характеристику покупателя.
Рассмотреть модели покупательского поведения и факторы, влияющие на него.
Вкратце представить методы управления поведением покупателя.
Введение 3
1. Оценка и формирование потребителем альтернатив покупочных решений 4
1.1. Что такое покупательское поведение? 4
1.2. Классификация покупательского поведения в маркетинге. 5
1.3. Модели покупательского поведения……………………………………………….............................7
1.4. Факторы, влияющие на покупательское поведение. 8
2. Принятие решений потребителями. 13
2.1. Процесс принятия решения о покупке. 13
2.2. Поведение покупателей по отношению к новинкам. 14
Заключение 16
3. Практические задания: 17
Список использованной литературы. 19
Рис.3 Факторы, влияющие на покупательское поведение.
Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и т.д. Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.
А. Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке (рис.4):
Человек
стремится в первую очередь удовлетворить
самые важные потребности. Как только
ему удается удовлетворить
2. Принятие
решений потребителями.
2.1. Процесс принятия решения о покупке.
Повседневная
практика свидетельствует о том,
что знание только модели изучения
поведения потребителя
Процесс принятия решения о покупке - это процесс выбора альтернативных решений. Факт совершения необходимой покупки является лишь видимым результатом порой длительной борьбы желаний и сомнений, происходящих в сознании потребителя поиска информации и оценки вариантов, прежде чем он решится на приобретение товара.
Рис.5. Процесс принятия решения о покупке
Представленная на рис. 4. схема представляет полную модель принятия решения о покупке. Однако это не означает, что потребитель всегда проходит эти этапы при совершении покупки. В жизни бывает так, что некоторые из них пропускаются, либо меняется их последовательность.
Существует пять этапов, которые покупатель преодолевает на пути к принятию решения о покупке и ее совершению.
1. Осознание проблемы. Процесс покупки начинается с осознания покупателем проблемы или нужды.
2.
Поиск информации. В поисках информации
потребитель может обратиться к следующим
источникам:
- личные источники (семья, друзья, соседи,
знакомые);
- коммерческие источники (реклама, продавцы,
упаковка, выставки и т.д.);
- общедоступные источники (средства массовой
информации);
- источники собственного опыта (изучение,
использование товара).
Потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников. А самыми эффективными являются личные источники, то есть коммерческие источники обычно информируют, а личные - "узаконивают" информацию и (или) дают ей оценку.
4. Решение о покупке. Оценка вариантов приводит к ранжированию товаров в комплекте выбора. У потребителя формируется намерение совершить покупку наиболее предпочтительного товара.
5. Реакция на покупку. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя совершенной покупкой формирует его реакцию. Все зависит от соотношения между ожиданиями потребителя и эксплуатационными свойствами товара. Если товар соответствует ожиданиям, то потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель не удовлетворен.
2.2. Поведение покупателей по отношению к новинкам.
Специфично поведение покупателей по отношению к новинке. Под новинкой понимается товар, который часть потенциальных клиентов воспринимает как нечто новое, а под ее восприятием понимается решение индивида стать регулярным пользователем товара.
Этапы
процесса восприятия
подразделяют на:
1) осведомленность – потребитель
узнает о новинке, но не имеет о ней достаточной
информации;
2) интерес – потребитель ориентирован
на поиски информации о новинке;
3) оценка – потребитель решает, имеет
ли смысл опробовать новинку;
4) проба – потребитель опробует новинку
в небольших масштабах с тем, чтобы составить
более полное представление о ее ценности;
5) восприятие – решение потребителя
в полной мере и регулярно пользоваться
новинкой.
Люди
заметно отличаются друг от друга
своей готовностью к
Рис.6 Категории потребителей по времени восприятия ими новинок.
Процесс
такой восприимчивости
На
темпы восприятия новинки особенно
влияют пять ее характеристик:
1) сравнительное преимущество, т.е.
степень ее кажущегося превосходства
над существующими товарами;
2) совместимость, т.е. степень соответствия
принятым потребительским ценностям и
опыту потребителей;
3) сложность, т.е. степень относительной
трудности понимания ее сути и использования;
4) делимость процесса
знакомства с ней, т.е. возможность опробования
ее в ограниченных масштабах;
5) коммуникационная
наглядность, т.е. степень наглядности
или возможности описания другим человеком
результатов ее использования.
Заключение
Специфика
рынка потребительских товаров
состоит в том, что эти рынки
делятся на многочисленные сегменты,
имеющие определенные категории
покупателей со своими требованиями,
вкусами, запросами, традициями, культурными
особенностями, границами платежеспособного
спроса. Именно потребитель, решая, что
и где покупать, определяет, какие
товары производить и какой бизнес
будет успешным. Свобода выбора товаров
покупателем в настоящее время
особенно усилилась благодаря его
мобильности и лучшей информированности
при помощи рекламы, средств массовой
информации, сети Интернет. Исследователи
рынка изучают влияние
Управлять
поведением покупателя, значит знать
о движущих им мотивах, стимулах, уметь
привлечь и удержать его внимание,
создать благоприятную
3. Практические задания:
1. В каком случае активация общей потребности носит отрицательный характер для фирмы?
2. В какой
ситуации потребителю
3. Не имея
планов совершить покупку,
4. Задачей маркетолога является обеспечение условий попадания продукта:
5. Информационный
поиск характеризуется