Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:51, доклад
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения.
Принятие решений, наряду с координацией и коммуникацией, является одним из важнейших внутриорганизационных процессов, а особенность его заключается в том, что он непосредственно направлен на достижение целей организации.
Введение
Понятие процесса принятия решения
Классификация проблем и решений
Технология принятия управленческого решения
Роль руководителя в процессе принятия решений
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение Понятие
процесса принятия решения Классификация
проблем и решений Технология
принятия управленческого решения
|
3 4 7 12 19 21 23 |
Данная работа носит название «Принятие управленческих решений в организации». Актуальность данной работы очевидна. Принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, технологии, страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов. Успех организации, в какой бы сфере она ни функционировала, во многом зависит от этого.
Принятие
решений, наряду с координацией и
коммуникацией, является одним из важнейших
внутриорганизационных
Круг вопросов, относящихся к термину «решение», достаточно велик, что делает невозможным их полное рассмотрение в рамках данной работы. Основное внимание уделено термину «управленческое решение». В настоящей работе решение рассматривается и как процесс, и как продукт процесса.
Объектом исследования выступает управленческая деятельность (точнее то, чем она является в реальности) – система управления (включая все ее подсистемы).
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения.
В работе дано определение процесса принятия решений, приведена классификация решений в зависимости от вида проблемы, рассмотрены подходы к принятию решений, описаны методы, этапы и процедуры изучаемого процесса.
Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одной из нескольких альтернатив, пронизывают всю человеческую жизнь. Большинство решений мы принимаем, не задумываясь, т.к. существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человек испытывает мучительные раздумья. В таких ситуациях человек сталкивается либо с новым объектом выбора, либо с обстановкой, в которой совершается выбор.2
Однако в управлении принятие решений – это более систематизированный процесс. Принятие решений в организации представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Сам процесс принятия решений включает множество разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, т.к. план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения целей организации. Принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Таким образом, принятие решений отражается на всех аспектах управления, и этот процесс является частью ежедневной работы управляющего (менеджера). В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, т.к. решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.
Принятие
решений в организации
Принятие
решений – это наука и
В этом плане, роль руководителя состоит в умении вырабатывать правильное суждение, правильно осмысливать реальные проблемы и постоянно нацеливать себя на управление, опережающее события. Следует отметить, что выявление проблем является не только одним из этапов процесса принятия решения, но и постоянно действующей функцией управления в любой организации.
В менеджменте понятие «проблема» используется для обозначения разрыва между желаемым состоянием (прежде всего целями) той или иной организации и ее фактическим состоянием. А само решение проблемы рассматривается как средство преодоления такого разрыва, выбор одного из многих объективно существующих курсов действий (альтернатив), позволяющих перейти от наблюдаемого состояния к желаемому.
Чем точнее определена проблема, тем правильнее может быть принято решение. Но необходимо еще учесть и влияние ситуативных факторов на процесс принятия решений.
Решения классифицируют, руководствуясь различными классификационными признаками.
Наиболее полную и четкую классификацию решений дает Е.П.Голубков:
- по содержанию решения разделяют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.д.;
- по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – оперативные, тактические, стратегические;
- по виду лица принимающего решение – индивидуальные и коллективные (организационные);
- по степени уникальности – рутинные, нетворческие и уникальные, творческие;
- по степени неопределенности (полноты информации) – решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности.5
Выдвигая все новые и новые критерии можно выделить массу видов решений. Но вид решения или технология его принятия напрямую зависит от рода проблемы и ситуации, в которой она возникла. Под ситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. То есть, с точки зрения технологии принятия решения необходимо классифицировать проблему, с которой сталкивается организация, и тогда круг выбора решений сузится.
При существующем в настоящее время разнообразии процедур и моделей принятия решений возможны различные классификации. Классификация проблем А. В. Шегдой:6
Для
классификации проблем и
К запрограммированным относятся такие решения, которые уже известны из прошлого опыта и сразу же применяются или рассчитываются по заданному алгоритму при возникновении стандартных проблем. Выработка же незапрограммированных решений требует новой информации, поиска ее нестандартных комбинаций, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п.
Отнесение проблемы к тому или иному классу ее решений зависит от того, какова степень влияния неопределенности на эти ее элементы. Если проблема настолько ясна, что известны не только ее цели, альтернативы, затраты, критерии, но и само наиболее рациональное решение, то она является стандартной и к ней могут применяться шаблонные правила принятия решений.
Если перечисленные элементы проблемы в основном ясны настолько, что они могут быть описаны не только качественно, но и количественно, но выбор решения из многих вариантов довольно сложен, то его принятие – это предмет исследования экономико-математического моделирования.
Самой обобщающей классификацией проблем является классификация, предложенная Г. Саймоном, согласно которой все проблемы подразделяются на три класса:
1) хорошо структуризованные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих, в конце концов, численные оценки;
2)
неструктуризованные или
3)
слабоструктуризованные или
Между классами хорошо структуризованных и неструктуризованных проблем находится класс слабо структуризованных проблем. Согласно принятым определениям, к типичным слабо структуризованным проблемам относятся проблемы, обладающие следующими особенностями:
Информация о работе Принятие управленческих решений в организации