Принятие управленческих решений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:51, доклад

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения.
Принятие решений, наряду с координацией и коммуникацией, является одним из важнейших внутриорганизационных процессов, а особенность его заключается в том, что он непосредственно направлен на достижение целей организации.

Содержание

Введение

Понятие процесса принятия решения

Классификация проблем и решений
Технология принятия управленческого решения
Роль руководителя в процессе принятия решений
Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  2 файла

Методы управленческого воздействия.doc

— 154.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

конт.р.управ.реш..doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 
Введение            

Понятие процесса принятия решения       

Классификация проблем и решений 

Технология  принятия управленческого решения 

Роль  руководителя в процессе принятия решений 

Заключение 

Список  использованной литературы

 
3 

4 

7 

12 

19 

21 

23 
 
 
 
 
 
 

    Введение

 

    Данная работа носит название «Принятие управленческих решений в организации». Актуальность данной работы очевидна. Принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, технологии, страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов. Успех организации, в какой бы сфере она ни функционировала, во многом зависит от этого.

    Принятие  решений, наряду с координацией и  коммуникацией, является одним из важнейших  внутриорганизационных процессов, а особенность его заключается  в том, что он непосредственно направлен на достижение целей организации.1

    Круг  вопросов, относящихся к термину  «решение», достаточно велик, что делает невозможным их полное рассмотрение в рамках данной работы. Основное внимание уделено термину «управленческое решение». В настоящей работе решение рассматривается и как процесс, и как продукт процесса.

    Объектом  исследования выступает управленческая деятельность (точнее то, чем она  является в реальности) – система  управления (включая все ее подсистемы).

    Цель  данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения.

    В работе дано определение процесса принятия решений, приведена классификация решений в зависимости от вида проблемы, рассмотрены подходы к принятию решений, описаны методы, этапы и процедуры изучаемого процесса.

 Понятие процесса принятия решения

 

    Процессы  принятия решений, понимаемые как выбор  одной из нескольких альтернатив, пронизывают  всю человеческую жизнь. Большинство  решений мы принимаем, не задумываясь, т.к. существует автоматизм поведения, выработанный практикой. Но возможны и ситуации, когда человек испытывает мучительные раздумья. В таких ситуациях человек сталкивается либо с новым объектом выбора, либо с обстановкой, в которой совершается выбор.2

    Однако  в управлении принятие решений – это более систематизированный процесс. Принятие решений в организации представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Сам процесс принятия решений включает множество разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, т.к. план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения целей организации. Принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

    Таким образом, принятие решений отражается на всех аспектах управления, и этот процесс является частью ежедневной работы управляющего (менеджера). В  управлении организацией принятие решений  осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, т.к. решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом.

    Принятие  решений в организации характеризуется  следующим:

  • это сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая человеком;
  • это поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях;
  • это процесс взаимодействия членов организации;
  • это выбор альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной среды;
  • это часть общего процесса управления;
  • это важно для выполнения всех других функций управления.3

    Принятие  решений – это наука и искусство. Роль принятого решения огромна. Важнейший вопрос успешного функционирования организации заключается в том, как организация может выявлять свои проблемы и решать их. Каждое решение нацелено на какую-то проблему, а правильное решение – это то, которое максимально обеспечивает цели организации. Тем не менее, «определение цели, еще не формулировка проблемы, а без этого нет необходимости в решениях и действиях».4 Цели, которые часто пытаются достичь, бывают в ряде случаев недостаточно осознанными. Установление неправильных целей означает, следовательно, и решение неправильно сформулированных проблем, что может привести к гораздо большему расточительству ресурсов, чем неэффективное решение правильно сформулированных проблем. В этой связи очень велика роль руководителя. Ведь решение не только процесс, но и один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

  • возможность выбора из множества альтернативных вариантов;
  • наличие цели;
  • необходимость волевого акта лица, принимающего решение, формируя решение через борьбу мотивов и мнений.

    В этом плане, роль руководителя состоит в умении вырабатывать правильное суждение, правильно осмысливать реальные проблемы и постоянно нацеливать себя на управление, опережающее события. Следует отметить, что выявление проблем является не только одним из этапов процесса принятия решения, но и постоянно действующей функцией управления в любой организации.

    В менеджменте понятие «проблема» используется для обозначения разрыва  между желаемым состоянием (прежде всего целями) той или иной организации  и ее фактическим состоянием. А  само решение проблемы рассматривается как средство преодоления такого разрыва, выбор одного из многих объективно существующих курсов действий (альтернатив), позволяющих перейти от наблюдаемого состояния к желаемому.

    Чем точнее определена проблема, тем правильнее может быть принято решение. Но необходимо еще учесть и влияние ситуативных факторов на процесс принятия решений.

  Классификация проблем  и решений

 

    Решения классифицируют, руководствуясь различными классификационными признаками.

    Наиболее  полную и четкую классификацию решений дает Е.П.Голубков:

      - по содержанию решения разделяют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.д.;

    - по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – оперативные, тактические, стратегические;

    - по виду лица принимающего решение – индивидуальные и коллективные (организационные);

    - по степени уникальности – рутинные, нетворческие и уникальные, творческие;

    - по степени неопределенности (полноты информации) – решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности.5

    Выдвигая все новые и новые критерии можно выделить массу видов решений. Но вид решения или технология его принятия напрямую зависит от рода проблемы и ситуации, в которой она возникла. Под ситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. То есть, с точки зрения технологии принятия решения необходимо классифицировать проблему, с которой сталкивается организация, и тогда круг выбора решений сузится.

    При существующем в настоящее время  разнообразии процедур и моделей  принятия решений возможны различные классификации. Классификация проблем А. В. Шегдой:6

  1. Важность проблемы для организации. Важная проблема требует больше четкости, организованности в подготовке принятия решения, создания эффективного контроля, согласованности между подразделениями, участвующими в решении.
  2. Временной аспект решения проблемы. Решение для срочной проблемы, как правило, принимается в условиях большей неопределенности по сравнению с тем случаем, когда проблема не требует быстрого решения и целесообразно накопить необходимую информацию для принятия наилучшего решения.
  3. Предварительная оценка эффективности решения проблемы. Если изначально известен незначительный эффект, то обычно целесообразно не производить большие затраты на поиск информации, оценку возможных решений, поскольку даже не самое лучшее решение не дает большого проигрыша. В случае ожидаемого значительного эффекта процедуру принятия решений необходимо продумывать особенно тщательно.
  4. Условия принятия решений, определяемые состоянием внешней и внутренней среды: определенность, риск, неопределенность и противодействие.
  5. Характер (уровень) принятия решений: индивидуальный или коллективный (организационный). Решение, принимаемое на индивидуальном уровне, характеризуется: наличием индивидуального умения, стиля; взятием риска на себя; очень важен процесс принятия решения как такового. Организационное решение характеризуется: созданием соответствующей среды; важностью принятия решения к определенному моменту; вовлечением всех уровней в управление; необходимостью управления групповым процессом.7
  6. Характер модели проблемной ситуации: точная или приближенная. Как правило, проблемная ситуация описывается приближенной моделью, достаточно простой, чтобы ею можно было воспользоваться. В случае важных проблем (или когда решение дает заведомо большой эффект) необходимо довольно точно описать ситуацию. Найденное оптимальное решение должно быть наилучшим для некоторой идеализированной проблемы, выраженной в модели. Часто бывает целесообразнее найти рациональное, хотя и не всегда наилучшее, решение для реальной проблемной ситуации, чем тратить усилия на поиск оптимальных решений для неразрешимых проблем.
  7. Уровень формализации процесса принятия решения. При принятии решений немаловажную роль играют такие неподдающиеся формализации факторы, как: компетентность, объективность, авторитетность источника информации, психологическое состояние, влияние традиций, моральные нормы.
  8. Кратность принятия решения: однократная или многократная процедура. Однократные решения, как правило, проявляются на длительном отрезке времени и вызывают большие последствия. Очень часто комплексные задачи являются задачами принятия однократных решений. Многократные решения, в свою очередь, делятся на периодические и непериодические.
  9. Вид принимаемых решений: запрограммированные и незапрограммированные. Для повторяющихся или однотипных проблемных ситуаций, как правило, разрабатываются стандартные правила, инструкции.

    Для классификации проблем и связанных  с ними решений принципиальное значение имеет их отнесение к стандартным (рутинным) проблемам, которым соответствуют запрограммированные решения, и нестандартным (творческим) проблемам, которым отвечают решения незапрограммированные.

    К запрограммированным относятся такие решения, которые уже известны из прошлого опыта и сразу же применяются или рассчитываются по заданному алгоритму при возникновении стандартных проблем. Выработка же незапрограммированных решений требует новой информации, поиска ее нестандартных комбинаций, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п.

    Отнесение проблемы к тому или иному классу ее решений зависит от того, какова степень влияния неопределенности на эти ее элементы. Если проблема настолько ясна, что известны не только ее цели, альтернативы, затраты, критерии, но и само наиболее рациональное решение, то она является стандартной и к ней могут применяться шаблонные правила принятия решений.

    Если  перечисленные элементы проблемы в  основном ясны настолько, что они  могут быть описаны не только качественно, но и количественно, но выбор решения  из многих вариантов довольно сложен, то его принятие – это предмет  исследования экономико-математического моделирования.

    Самой обобщающей классификацией проблем  является классификация, предложенная Г. Саймоном, согласно которой все проблемы подразделяются на три класса:

    1) хорошо структуризованные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих, в конце концов, численные оценки;

    2) неструктуризованные или качественно  выраженные проблемы, содержащие  лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

    3) слабоструктуризованные или смешанные  проблемы, которые содержат как  качественные, так и количественные  элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать.8

    Между классами хорошо структуризованных  и неструктуризованных проблем находится класс слабо структуризованных проблем. Согласно принятым определениям, к типичным слабо структуризованным проблемам относятся проблемы, обладающие следующими особенностями:

Информация о работе Принятие управленческих решений в организации