Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:51, доклад
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть этапы процесса подготовки, принятия и реализации решения.
Принятие решений, наряду с координацией и коммуникацией, является одним из важнейших внутриорганизационных процессов, а особенность его заключается в том, что он непосредственно направлен на достижение целей организации.
Введение
Понятие процесса принятия решения
Классификация проблем и решений
Технология принятия управленческого решения
Роль руководителя в процессе принятия решений
Заключение
Список использованной литературы
- принимаемые решения относятся к будущему;
-
имеется широкий диапазон
-
решение зависит от текущей
неполноты технологических
- применяемые решения требуют больших вложений ресурсов и содержат элементы риска;
-
не полностью определены
Между перечисленными классами проблем не существует четкого различия. Многие новые проблемы первоначально выступают как неструктуризованные и слабо структуризованные, но по мере их анализа, превращаются в проблемы хорошо структуризованные и даже стандартные. Каждая организация постоянно имеет дело с различными классами проблем, соотношение которых может различаться в зависимости от объективных условий ее деятельности и других факторов, определяющих степень неопределенности, с которой она сталкивается. В организации, которая является саморазвивающейся системой, возникают новые потребности, видоизменяются старые требования, появляются новые возможности удовлетворения потребностей, т.е. так или иначе появляются новые проблемы, которые требуют новых творческих решений.9
В зависимости от того, на каких аспектах подготовки и принятия решения делается акцент, можно выделить следующие два подхода к теоретическим построениям в этой области.10
Математическая теория принятия решений по экономическим проблемам основана на предположении, что все лица, принимающие решения, являются «экономически мыслящими» людьми, т.е. в пределах, допустимых законами, морально-этическими стандартами и т.п., они стараются максимизировать результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы.
Однако на деле лицо, принимающее решение, не всегда стремится максимизировать экономический результат. Вместо этого оно принимает «удовлетворительные», «достаточно хорошие» решения. В этом случае при принятии решений могут использоваться такие критерии, как «приемлемая величина прибыли», «надежное выполнение плана».
Принятие решения, основанное на математических моделях, тем не менее, не дает четких рецептов того, как решение фактически должно приниматься.
Согласно одной из психологических моделей, лицо, принимающее решение, скорее старается «удовлетворить», чем максимизировать, т.е. найти достаточно хорошее решение в конкретных условиях с учетом традиций принятия решений.
Большое влияние в любой технологии на принятие решения оказывают личностные качества лица, принимающего решение. Люди по-разному относятся к риску, к оценке отдаленных последствий принятых ими решений, к воздействию их на достижение целей других людей.
Определение того, чем руководствуется человек при принятии решений, используемых им аргументов, психологических аспектов этого процесса (дескриптивная модель), - важная и сложная задача. Эта сложность усугубляется тем, что многие количественные оценки, используемые при подготовке решений, носит субъективный характер. Многие решения принимаются интуитивно.
В связи с этим, интересную технологию предлагает Е.П. Голубков. Разработанный им «комплексный подход» включает следующее:11
Структуризация предполагает определение места и роли объекта исследования в решении задач более высокого уровня, выделение его основных элементов и установление отношений между ними. Процедуры структуризации позволяют представить структуру решаемой задачи в виде, удобном для последующего анализа.
Характеризация направлена на определение системы характеристик, количественно описывающих структуру решаемой задачи.
Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта решения.
Применение
этих трех групп методов дает возможность
последовательно снижать
Таким образом, этот подход дает возможность сконцентрировать неформальное мышление принимающего решение на наиболее критических аспектах проблемной ситуации, в которой принимается решение, и предлагаемых альтернативах. При этом выявляются и становятся более ясными скрытые предположения, мотивы поведения, аргументы: они логически включаются в модели процесса подготовки, принятия и реализации решения.
В рамках этих подходов существуют свои технологии, строятся модели, графы и т.д., существует масса методов для каждого из этапов процесса принятия решения: системный анализ, линейное программирование, сетевое моделирование, метод индукции, метод Дельфы.
В процессах выбора проекта уникального объекта, разработки пятилетнего плана ведомства и т.д. можно выделить системы (и в них - подсистемы), понять их связь с другими системами, определить вход (входная информация), выход (решение). Обратные связи (анализ решения) и ограничения (ресурсные, трудовые и т.д.). В итоге выделяют системный подход, решающие определенные проблемы.
В соответствии с подходом системотехники выделяются следующие этапы решения проблемы:
- уяснение задачи и выбор цели;
- перечисление или изобретение альтернатив;
- анализ альтернатив;
- выбор наилучшего решения;
- представление результатов.12
В подходе анализа систем и исследования операций обычно выделяют пять логических элементов:
-
выделить цель или
-
выделить альтернативные
-
определить ресурсы для
- построить математическую (при подходе исследования операций) или логическую (что бывает чаще при подходе анализа систем) модель, т.е. ряд зависимостей между целями, альтернативными средствами их достижения, окружающей средой и ресурсами;
-
определить критерий выбора
В процессе формирования решений в организации можно выделить следующие этапы:
- определение целей организации;
- выявление проблем в процессе достижения этих целей;
-
исследование проблем и
- поиск решения проблемы;
- оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;
-
согласование решений в
- утверждение решений;
- подготовка к вводу решений в действие;
-
управление применением
- проверка эффективности.13
Общее, что имеется в различных системных подходах: определение четкой последовательности действий, учет целей и средств; выделение и последовательное рассмотрение альтернативных вариантов решения проблем, стремление к рациональному выбору между ними. Эти идеи настолько общие, что их вполне можно назвать проявлением здравого смысла. Вероятно, многие рационально мыслящие люди всегда используют эти методы при решении сложных задач.
Итак, системный подход к решению проблем различного характера связан, прежде всего, с выделением системы из внешней среды и определением совокупности последовательных, логических шагов рассмотрения проблемы. Различаются системные подходы, предназначенные для решения различных проблем в первую очередь - способами аналитического сравнения альтернатив. Последнее время общая схема системного подхода очень популярна. Трудно найти проблему, при решении которой не рекомендовалось бы использовать системный подход.
Подготовка, принятие и реализация решения как процесс управленческого труда менеджера имеют определенную технологию: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения целей организации.
Процесс
решения с технологической
В зависимости от того, на каких аспектах в процессе решения делается акцент, его можно структуризовать на отдельные стадии, руководствуясь различными принципами.
Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы:
Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действия по которому либо завершились, либо отклонились от первоначально выбранного варианта, либо вошли в противоречие с изменениями, происшедшими во внешней среде.
Вторая стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.
Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные и стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Существует много методов творческого поиска альтернатив: «мозговая атака»; метод выдвижения предложений; групповой анализ ситуации; причинно-следственная диаграмма; карта мнений.
Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные или неосязаемые измерители.
Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. В ходе данного этапа принимающий решение вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта; проведение эксперимента; исследование и анализ.
Информация о работе Принятие управленческих решений в организации