Природа и классификация функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:30, контрольная работа

Описание

«Функция» - слово латинского происхождения, означающее «деятельность». Применительно к субъекту управления функция – это деятельность по управлению. Применительно к объекту управления – это его основная и вспомогательная деятельность. Функции менеджмента должны обеспечить в организации руководства, управление и обслуживания хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала. Функции носят объективный характер, что определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместного труда людей. Функции менеджмента являются основой для определения структуры и численности аппарата управления. Деятельность аппарата управления направлена на то, чтобы объединить все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные функции.

Содержание

Природа и классификация функций менеджмента
Формы власти и влияния

Работа состоит из  1 файл

моя контрольная по менеджменту.docx

— 49.46 Кб (Скачать документ)

 

 

План

 

  1. Природа и классификация функций менеджмента
  2. Формы власти и влияния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа и классификация  функций менеджмента

 

«Функция» - слово латинского происхождения, означающее «деятельность». Применительно к субъекту управления функция – это деятельность по управлению. Применительно к объекту  управления – это его основная и вспомогательная деятельность. Функции менеджмента должны обеспечить в организации руководства, управление и обслуживания хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала. Функции носят объективный характер, что определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместного труда людей. Функции менеджмента являются основой для определения структуры и численности аппарата управления. Деятельность аппарата управления направлена на то, чтобы объединить все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные функции.

Существуют различные  классификации функций менеджмента, в том числе и функций управления.

Общие функции:

· Планирование;

· Организация;

· Контроль;

· Мотивация.

Специальные функции:

· Коммуникационная;

· Делегирование.

Общие функции  менеджмента.

Общие функции управления были сформулированы А. Файолем в начале 20 века. Назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешнее факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования развития предприятия. Планирование – процесс практического воплощения стратегии, принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность в ее деятельности

Планирование

– это один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. Противоположностью планирования является импровизация. Планирование можно определить как предвидение цели организации, результатов ее деятельности и ресурсов, необходимых для достижения определенных целей. Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы.

1)Где организация находится  в настоящее время, каковы итоги  и условия ее деятельности?

2)Как, при наличии, каких  ресурсов могут быть достигнуты  цели организации?

Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала. Контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей. А. Файоль отмечал : «Управлять – это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать». Планирование – это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Решения, которые принято относить к плановым, связаны:

· с постановкой целей;

· выработкой стратегии;

· распределением и перераспределением ресурсов;

· определением стандартов деятельности в предстоящем периоде.

В подготовке и принятии таких решений стоит процесс  планирование в широком смысле в  узком смысле планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации в осуществлении  принятых решений. План – официальный документ, в котором отражаются:

-прогнозы развития организации  в будущем;

-промежуточные и конечные  цели и задачи, стоящие перед  организацией и ее подразделениями;

-механизмы координации  текущей деятельности и распределения  ресурсов;

-стратегии на случай  чрезвычайных обстоятельств;

Существует три  осиновых типов планирования:

1.Планы – цели –  набор качественных и количественных  характеристик желаемого состояния  объекта управления и его отдельных  элементов в будущем. Эти цели, согласовываются, и ранжируется  по тому или иному принципу, однако иногда не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы – цели используются  при больших сроках, либо принципиальной непредсказуемости конкретных событий в будущем.

2.Планы для повторяющихся  действий, предписывающие их сроки,  а также порядок осуществления  в стандартных ситуациях. Обычно  в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу  маневра в случае возникновении  непредвиденных ситуаций и необходимости  осуществления коррекции.

3.Планы для неповторяющихся  действий, составляемые для решения  специальных проблем, возникающих  в процессе развития и функционирования  организации. Такие планы могут  иметь вид программы, бюджета  поступления и распределение  ресурсов.

 

Различают следующие виды планов:

1.В зависимости от содержания  хозяйственной деятельности:

·планы научно - исследовательских и опытно – конструкторских работ(НИОКР);

·план производства;

·план сбыта;

·план материально – технического снабжения ;

·финансовый план.

2.В зависимости от организационной  структуры фирмы:

·планы производственного отделения;

·планы дочерней компании.

3.по срокам выполнения 

Уровень и качество планирования определяются следующими условиями:

-компетентностью руководства  фирмы на всех уровнях управления;

-квалификацией специалистов, работающих в функциональных  подразделениях;

-наличием информационной  базы и обеспеченностью компьютерной  техникой.

В процессе выбора стратегии  обычно вырабатывается ряд альтернатив, из которых выбирается наилучшая, та, которая в большей степени  удовлетворяет значимым факторам. По этой причине процесс выбора стратегии  можно разделить на три этапа:

1.Разработка – это  этап, на котором формулируется  несколько альтернативных формулировок  стратегии. Основная задача группы, занимающейся стратегическим планированием,  на данном этапе состоит в  том, чтобы выработать как можно  больше стратегий.

2. Доводка – это этап, на котором сформулированные  стратегии согласуются с целями, которые ставит перед собой  организация. В процессе доводки:

-стратегия проверяется  на соответствие целям организации,

-формулируются основные  задачи и устанавливаются приблизительные  сроки их решения,

-определяется, сколько организации  требуются ресурсов.

3.Оценка – это этап, на котором альтернативные стратегии  всесторонне рассматриваются и  оцениваются с точки зрения  того, дают ли они возможность  достичь максимального эффекта  от деятельности организации.  После того как лучшая стратегия была выбрана, ее наполняют конкретным содержанием. Принятию окончательного решения может предшествовать согласование.

Планирование базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основным считается участие максимального  числа сотрудников организации  в работе над планом уже на самых  ранних этапах его составления. Другой принцип планирования – его непрерывность, обусловленная соответствующим  характером хозяйственной деятельности организации. В соответствии с ним  планирование рассматривается не как  единичный акт, а как постоянно  повторяющийся процесс, в рамках которого все текущее планы разрабатываются  с учетом выполнения прошлых и  того, что они послужат основной составления планов в будущем. Принцип  гибкости предусматривает необходимости  наличия в каждом плане резервов, способных снизить возможные  риски в связи с появлением непредвиденных обстоятельств. Принцип  обоснованности планов реализуется  через применение определенных методов  или их сочетания в зависимости  от объекта планирования. Для реализации данного принципа актуально качественное информационное обеспечение процесса планирование, профессиональный подход к разработке плановых документов. Важный принцип планирования экономичность: затраты на составление плана  меньше эффекта, поучаемого после его  выполнения. Еще один принцип создание необходимых условий для выполнения. Перечисленные выше принципы универсальные, пригодные для различных уровней управления, в то время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы. Иерархичность формирования системы планирования хозяйствующего субъекта обуславливает доминирование вышестоящего процесса планирование и формирования нижестоящего плана на основе вышестоящего, вследствие чего различают следующие виды планирования:

·стратегическое планирование;

·тактическое планирование;

·оперативное планирование.

По степени охвата планирование бывает:

·общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;

·частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности;

По предмету:

·целевое планирование (определение целей);

·планирование средств (материальные ресурсы, трудовые ресурсы);

·программное планирование (планирование программ, производства и сбыта);

·планирование действий (специальное продажи, многоуровневый маркетинг).

По сферам функционирования:

·планирование производства;

·планирование сбыта;

·планирование персонала;

·расширенное общее планирование.

По срокам:

·краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное);

·среднесрочное планирование (на срок от 1 до 5 лет);

·долгосрочное планирование (на срок от5 лет)

С точки зрения структуры  управления:

·общее планирование предприятия;

·планирование место строительства предприятия;

·планирование сфер деятельности;

·планирование работы подразделений фирмы;

По возможности изменения  планов:

·жесткое планирование;

·гибкое планирование.

Методы разработки планов:

·балансовые,

·нормативные,

·математические.

Функция организации

Организация представляет собой  функцию, которая непосредственно  связана с систематической координацией многих задач и формальных взаимоотношений  людей, которые выполняют эти  задачи. Организация как функция  менеджмента обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально  – психологической и правовой деятельности предприятия. Функция  организации нацелена на регламентацию  деятельности менеджеров и исполнителей. Организация предусматривает наличие  ответственности и полномочий, также  возможности их делегировать.

Под полномочиями понимают право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также  направлять усилия отдельных ее сотрудников  на выполнение тех или иных задач.

Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает  на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному лицу.

Важный аспект организации  как функции менеджмента –  построение организации, что предполагает создание аппарата управления, в максимальной степени соответствующего стратегическим планам организации и обеспечивающего  ее эффективного взаимодействие с окружающей средой, а также достижение намеченных целей. Рациональное построение организации  предусматривает разделение труда  в управление на общее, частное и  единичное. Форма разделение труда, закрепляющая определенные функции  управления за структурными подразделениями  аппарата управления, называется организационной  структурой управления.

Организационная структура  управления должна обеспечить достижение целей организации с наименьшими  затратами трудовых, материальных и  финансовых ресурсов. Построение организационных  структур управления должно быть направлено на концентрацию однородных видов управленческой деятельности, ликвидацию многоступенчатости и устранение излишних звеньев управления.

Информация о работе Природа и классификация функций менеджмента