Природа и состав функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:47, реферат

Описание

Общие, социально-психологические и технологические функции, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...............................3
1.Понятие функции менеджмента и её определение……....................5
2. Принципы систематизации функций и задач менеджмента………..6
3. Отражение функций в классических концепциях менеджмента…..8
4. Состав и взаимосвязь основных (предметных) функций менеджмента……………………………………………………………….10
5. Управленческий цикл в организации…………………………..........12
6. Технологические функции менеджмента и их содержание…..........14
7. Состав, формы и содержание социально-психологических функций менеджмента…………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 39.02 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...............................3

     1.Понятие  функции менеджмента и её определение……....................5

       2. Принципы систематизации функций и задач менеджмента………..6

     3. Отражение  функций в классических  концепциях менеджмента…..8

     4. Состав  и взаимосвязь основных (предметных) функций менеджмента……………………………………………………………….10

     5. Управленческий цикл в организации…………………………..........12

    6. Технологические  функции менеджмента и их содержание…..........14

     7. Состав, формы и содержание социально-психологических  функций менеджмента…………………………………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Сегодня наше общество осуществляет исключительно  трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни  это переход от тоталитаризма  к демократии, в экономике - от административно-командной  системы к рынку. Такие изменения  в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих. Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.

     Менеджмент  - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами[3].                                                                                                                                 Функции являются одной из ключевых категорий современного менеджмента, рассматриваемой в любом учебнике как отечественных, так и зарубежных авторов. Как известно, Анри Файоль, анализируя деятельность предприятий, впервые разделил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на 6 основных групп и определил в числе группы административных операций 5 наиболее важных функций . Исходная концепция А. Файоля (1916 г.) выдержала длительную проверку временем и до настоящего времени в силу своей фундаментальности занимает доминирующие позиции в учебной и научной литературе. Вместе с тем она многократно подвергалась попыткам существенного изменения и совершенствования, что обычно приводило к росту числа предлагаемых функций, и реже к замене одних функций на другие либо к их сокращению с целью упрощения и обобщения.

     Для успешного управления организацией необходимо выполнение всех функций  в комплексе, следовательно, вопрос изучения их состава и природы  всегда актуален.

     Цель  данной работы – раскрыть и показать основные функции менеджмента. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

     - изучение основных функций менеджмента;

     - анализ содержания функций менеджмента.

    Объект  работы: теоретические аспекты функций менеджмента.

     При выполнении работы мы использовали такие методы как метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно-исторический метод и еще ряд некоторых других методов.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕЁ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

     Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности характеризующихся однородностью  целей, действий или объектов их приложения. Они характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в  наименьшей степени зависят от специфики  конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размеров, организационно-правовой формы и т.п.). Рассмотрение менеджмента как совокупности и процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

     Различные концепции менеджмента предусматривают  большое разнообразие состава и  содержания функций менеджмента. При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования

     - общие функции менеджмента;

    - социально-психологические функции менеджмента;

     - технологические функции менеджмента.

     Общие, социально-психологические и технологические  функции, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия  на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных  менеджеров.[7]

     Несмотря  на наличие коренных различий в трактовании  самого понятия «менеджмент», в определении  термина «функции менеджмента» и  их состава, разделение управленческого  процесса на функции является объективно необходимым условием установления формальной структуры и разработки рациональной поведенческой концепции  менеджмента в любой организации.

2. ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ФУНИЦИЙ И ЗАДАЧ МЕНЕДЖМЕНТА 

     В научной литературе приводится множество  не только самых разнообразных, часто  не стыкующихся между собой принципов, но и примеров их систематизации. Авторы курса лекций "Общая теория управления" дают следующую систематизацию принципов:

     - общие принципы (системности, объективности, саморегулирования, обратной связи, дополнительности, оптимальности, информационной достаточности, эволюционизма, вероятности, демократизма, гласности, состязательности, ведущего звена, стимулирования);

     - частные принципы (применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной), и принципы, применяемые при анализе различных общественных явлений, организаций, институтов);

     - организационно-технологические принципы (единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, распределения труда, скалярный принцип, принципы иерархии, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления ).[8]

     Другая  возможная систематизация функций  управления, связана с понятием управленческого  цикла.

     Первая  задача – это систематизация тех  техник управления, которые поддерживаются компанией в каждой из функциональных областей. В классических методах  управленческого организационного анализа этим шагам соответствует  анализ полноты выделения функций  управления. Говоря о систематизации необходимо иметь ввиду следующий  факт: информационная панель в автомобиле ВАЗ-2109 и Мерседес-600 одинаковые. Поэтому  в мире не существует водительских прав на определенную машину, а существуют универсальные автомобильные международные права, вот точно так же с управлением, существует набор стандартных техник управления, которые одинаковые во всем мире и этот набор конечен. Ситуация выглядит так: менеджер должен освоить этот набор техник и считается, что этот набор достаточен, т.е. если ему этого набора недостаточно, то он не профессиональный менеджер. Таким образом, сначала, производится вертикальная декомпозиция функциональных областей, начиная с 1-го уровня   по принципу «входимости». На каждом следующем (более низком) уровне иерархии компонент существует некоторое (конечное) множество вариантов того, какие задачи могут осуществляться   в этой области. Иногда некоторые задачи имеют разные методы их решения и, следовательно разбиваются на разные подзадачи, иногда дополняют друг друга. Полный иерархически упорядоченный набор задач по каждой из функциональных областей   содержится в библиотечном классификаторе или референтных моделях. При описании своего «функционала» в области управления на этих шагах декомпозиции предприятию надо определить состав решаемых задач в каждой из функциональных областей.

     Функции интересны тем, что в систематизированном  виде могут дать полное представление  о процессах мотивации, воздействия  и взаимодействия, от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.[9]  
 
 
 
 
 
 

3. ОТРАЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ В КЛАССИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ МЕНЕДЖМЕНТА 

     Представители классической (административной) школы  управления развили принципы управления, описали функции управления, системно подошли к управлению организацией в целом. Основные представители  этой школы: А. Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Райли, А.П. Слоун, Л. Гьюлик.

     Анри  Файоль сформулировал концепцию непрерывности управленческого процесса, в котором реализуются следующие взаимосвязанные функции: планирование, организация, руководство (администрирование), координация и контроль. До сих пор все учебники менеджмента и, в немалой степени, практические консультанты, исходят из этой классической схемы при анализе и проектировании современных организаций.

     А.Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей.

     Файоль  также считается одним из создателей системы принципов учета человеческого  фактора в производстве и управлении, а также одним из первых ученых, обративших внимание на вопросы человеческих отношений в коллективе вообще и  между руководителями и подчиненными, в частности. Это создало стимул для дальнейших исследований в сфере  взаимоотношений формальной и неформальной подсистем организации. Тем не менее, ограниченность принципов управления А. Файоля заключается в том, что он рассматривал предприятие как замкнутую (закрытую) систему. На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

     - четкое функциональное разделение труда;

     - передача команд и распоряжений по «скалярной цепи» сверху вниз;

     - единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

     - соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все указанные  выше принципы построения организации  справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения научно-технического прогресса (НТП) наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между  органами (звеньями) управления в организации  за счет ускорения обработки информации.

     Классическая  модель организации создавалась  в условиях авторитарного стиля  руководства, которому были подчинены  и действующие структуры управления, и строго регламентированные процедуры  выполнения работ, исключающие какой-либо творческий подход работников к выполнению возложенных на них функций.

     В целом для классической школы  менеджмента характерно игнорирование  человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. СОСТАВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСНОВНЫХ (ПРЕДМЕТНЫХ) ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 

     Основные  функции менеджмента характеризуются  полнотой содержания, устойчивостью  структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента  представляет собой отдельный процесс  управления по выработке методов  активизации и средств воздействия  на персонал и его деятельность для  достижения общих результатов социально-экономической  системы.

     Планирование  как основная функция менеджмента  представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление  усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс  управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств  воздействия имеет свою специфику  и условия использования.

     Организация как основная функция менеджмента  представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При  реализации данной функции оперируют  категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция  менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации  в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления.

Информация о работе Природа и состав функций менеджмента