Природа и состав функций менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:47, реферат

Описание

Общие, социально-психологические и технологические функции, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...............................3
1.Понятие функции менеджмента и её определение……....................5
2. Принципы систематизации функций и задач менеджмента………..6
3. Отражение функций в классических концепциях менеджмента…..8
4. Состав и взаимосвязь основных (предметных) функций менеджмента……………………………………………………………….10
5. Управленческий цикл в организации…………………………..........12
6. Технологические функции менеджмента и их содержание…..........14
7. Состав, формы и содержание социально-психологических функций менеджмента…………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….19
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 39.02 Кб (Скачать документ)

     Мотивация как основная функция менеджмента  связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения  для достижения личных целей и  целей организации. В процессе мотивации  предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых  категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей.

     Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией менеджмента.

     Контроль  как основная функция менеджмента  объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением  информации о процессах и результатах  деятельности (анализ), работой по диагностике  и оценке процессов развития и  достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании  средств и методов управления. Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

     Приведенные функции менеджмента находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а функция контроля взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации. Взаимосвязь основных функций менеджмента показана на (рис. 1). [2]                                      

     Приведенную взаимосвязь функций менеджмента принято называть внешней. Вместе с тем существует и тесная внутренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющаяся в том, что элементы всех этих функций являются составной частью каждой из них. Действительно: функция планирования содержит элементы функций организации, контроля и мотивации; функция организации — элементы функций планирования, контроля и мотивации; функция контроля — элементы функций планирования, организаций и мотивации; функция мотивации — элементы функций планирования, организации и контроля. 
 

5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ  В ОРГАНИЗАЦИИ 

     Управление  в организации — это процесс, состоящий из последовательных действий по реализации функций управления для  того, чтобы сформулировать и достичь  ее цели (целей). Функциями управления называют управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации[2]. Функции управления можно также определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата. Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать) и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это делать).

     В современном менеджменте можно  выделить два подхода к классификации  функций управления. Первый подход предусматривает выделение общих, универсальных функций управления. Он отражает содержание процесса управления в любой организации и не зависит от специфики объекта управления. Управленческий цикл содержит в себе четыре функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Отдельные авторы дополнительно выделяют как самостоятельные универсальные функции управления координацию и регулирование. Функция координации фактически осуществляется в процессе реализации функций планирования и организации, а функция регулирования дублируется функциями контроля и планирования. Второй подход базируется на первенстве критериев, определяющих особенности объекта управления. В рамках этого подхода выделяется система частных функций управления конкретным объектом (производство, наука, другие специфические объекты управления), реализующих приведенные выше универсальные функции управления (в полном объеме или частично) с учетом специфики рассматриваемого объекта и содержания процесса управления им. Осуществляют такие функции соответствующие специализированные подразделения организации (предприятия).[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ  ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА  И ИХ СОДЕРЖАНИЕ 

     Технологические функции менеджмента характеризуют  содержание процессов и методов  управления. Они содержат два главных  компонента коммуникации и решения.

     Коммуникации  в менеджменте  это обмен информацией  при подготовке и обеспечении  реализации управленческих решений.

Коммуникация, как  функция менеджмента, занимается рациональной организацией информационных потоков  на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами.[4]

     Основные  задачи коммуникаций в менеджменте:

     - определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;

     - организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;

     - формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;

     - разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;

     - координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;

     - разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.

     Управленческое  решение  один из главных инструментов выработки и реализации эффективной  концепции менеджмента в организации.

     Основные  требования, предъявляемые к управленческим решениям:

     - целевая направленность решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития;

     - иерархическая субординация решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям;

     - обоснованность решения должны иметь объективное обоснование рациональности;

     - адресность решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени;

     - обеспеченность решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения;

     - директивность решения должны быть обязательными для исполнения и носить плановый характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. СОСТАВ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 

     Социально-психологические  функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между  людьми, возникающих в процессе функционирования организации; в современных условиях они нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской  деятельности организации.

     К социально-психологическим функциям менеджмента относятся делегирование  и мотивация. Эти функции позволяют  определить состав задач и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких  результатов.

     Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения  компетенции лицу или группе лиц, принимающих на себя ответственность  за их осуществление. Задачи формулируют конечные или промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения. Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач. Ответственность означает обязательство лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках предоставленных полномочий, т.е. прав и ресурсов.

     Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей  развития организации. Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и коллективу людей, т.е. организации.[7]

     Потребности - это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствие.

     Побуждение  в мотивационном механизме  это  проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т.е. мотивы целенаправленной деятельности. Побуждения человека или коллектива проявляются в мотивационном поведении, т.е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов.

     Стремление  к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива. Стимул в мотивационном механизме  это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.

     Вознаграждение - это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т.е. всего процесса мотивации. Вознаграждение, как оценка, может носить внешний (со стороны руководителя, организации) и внутренний (как самооценка удовлетворения от работы) характер.[9]

     Основные  типы мотивирования:

     1. Внешними воздействиями вызываются  определенные мотивы, побуждающие  человека к желательному для  мотивирующего субъекта результату (вариант торговой сделки).

     2. Направленно развиваются и усиливаются  желательные для субъекта мотивирования  мотивы действий или ослабляются  те мотивы, что мешают эффективному  результату. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, цель работы достигнута, вследствие чего можно сделать ряд выводов. Наиболее полное содержание менеджмента как  процесса отражают основные функции. Они  являются общим условием управления социальными и  социально - экономическими процессами. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.       

  Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация и контроль.  Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы. Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Вершигора  Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие.  – М.: ИНФРА-М, 2006. 364 с.

2. Гончаров В.И.  Менеджмент: Учебное пособие. –  Мн.: Мисанта, 2003. 624с.

3. Кабушкин Н.И.  Основы менеджмента: Учебное пособие.  – 5-е изд.: Новое знание, 2004. 421 с.

4. Кузнецов Ю.В.  Подлесных В.И. Основы менеджмента.  – Изд. ОЛБИС, 2003. 409 с.

5. Розанова В.А.  Психология управления. Учебное  пособие – М.: ЗАО «Бизнес-школа  «Интел-Синтез». 2002. 364 c.

6. Сетков В.И. Основы общего менеджмента (краткий курс). – М.: ИНФРА-М, 2003. 457 c.

7. Ямпольская Д.О. Зонис М.М.  Менеджмент. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. 427 с.

8. Общая теория управления. М., 1994. 679 с.

9. Словарь Практических  Терминов По Менеджменту - учебное  пособие для студентов ВУЗов  "Менеджмент" / Под ред. Ю.А.  Цыпкина - М.: ЮНИТИ, 2001. 856 c.

10. История менеджмента. Уч. пособие М.: «Академический проект». 2000. 352 c. 
 
 

Информация о работе Природа и состав функций менеджмента