Природа и типология конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:04, реферат

Описание

Целью данной работы является изучить процесс возникновения и предотвращения конфликтов. Работа включает введение, три главы, заключение, а также приложение и список использованной литературы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Природа конфликтов ……………………………………….. 4
Глава 2. Типология конфликтов ……………………………………... 7
Глава 3. Причины конфликтов ……………………………………… 13
Заключение …………………………………………………………… 17
Список литературы …………………………………………………... 18
Приложение …………………………………………………………... 19
Примечания …………………………………………………………... 20

Работа состоит из  1 файл

Природа и типология конфликтов.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

Исчерпывающего  списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. Важная группа причин межличностного конфликта –  причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений. Наиболее яркий пример такого рода особенностей- взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.

Казалось  бы довольно безобидный фактор «симпатия- антипатия» касается не только двух или  несколько большего числа людей, но может иметь и более серьезные последствия для всего коллектива. Ведь нередко разного рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях имеют своей основой именно этот принцип. В свою очередь несправедливость в должностных назначениях, как правило, имеет следствием обострение межличностных отношений.

Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенной: а) неблагоприятная психологическая  атмосфера в коллективе (она может  быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т.д.); б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).

Ключевский  выделяет еще одну причину конфликта, относящуюся к разряду психологических. В экологической психологии используется понятие территориальности, подразумевающее занятие личностью или группой определенного пространства и установление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами). Причем принято выделять групповую и индивидуальную территориальность.4

С проявлением  территориальности мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в том числе  и на работе. Люди, входящие в ту или  иную рабочую группу «обживают» определенную территорию (рабочее пространство или комнату отдыха) и занятие ее членами другой группы нередко оборачивается межгрупповыми столкновениями. Точно также каждый член группы занимает часть общего пространства вместе с находящимися там предметами без энтузиазма относится к вторжению в него. Например, имея свой рабочий стол, вряд ли мы испытываем радость, обнаружив за ним во время заседания отдела другого человека. Если подобная ситуация повторится, это может вызвать раздражение.

И наконец, о причинах конфликтов, коренящихся в личностном своеобразии членов взаимодействующей группы. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой “загоняющие” нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность.

Список  личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны  в этом вопросе. Так, по данным Н. В. Гришиной для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).

Далее остановимся вот на каком очень  важном моменте. Мы нередко усматриваем  конфликты там, где их в действительности нет, и, напротив, оцениваем порой  отношения с другими как безоблачные, когда конфликт уже назрел. На эту человеческую особенность обратила внимание Л. А. Петровская.

В разработанной  ею схеме анализа межличностного конфликта хорошо показано, что конфликт может быть адекватно, или неадекватно, или ложно понятым. 
  В первом случае (адекватность) это означает, что конфликтная ситуация существует объективно, т. е. стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной В некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. Причем стороны справедливо полагают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно ощущают существо реального конфликта, т.е. дают адекватную трактовку происходящему.

Во  втором случае (неадекватность) конфликтная  ситуация существует реально и стороны  это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.

  В третьем случае (ложно понимаемый  конфликт) дело обстоит таким  образом, что объективно конфликтная  ситуация отсутствует, но вот  стороны склонны рассматривать  свои отношения как конфликтные.

Л. А. Петровская еще две реально допустимые ситуации: во-первых, когда объективно конфликт существует, но сторонами  как таковой не обознается, и, во-вторых, когда конфликтность отсутствует  и объективно и на уровне сознания.5

 

 

Заключение

 

Конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место между индивидуумами и группами и между группами.

Потенциальные причины конфликта  - совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация. Люди часто не реагируют на ситуации потенциальных конфликтов, если это ситуации не связаны с минимальными личными потерями или угрозами.

При эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия.

Имеется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.

 

Список литературы

 

  1. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. М., 1989.
  2. Гагаринская Г. Конфликты и их предотвращение // Кадры, 1996.
  3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психологоия малой группы: теоретический и практический аспект.  М, 1991.
  4. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта.  Л., 1977.

 

Приложение

Методы эффективного вмешательства в конфликт по этапам его анализа

 

Аспект отношений

Экспертный  метод

Завоевание авторитета у сторон

Проявление, демонстрация независимости, разъяснение своих намерений

Определение структуры  взаимоотношений сторон

Понимание внутренней структуры, структурирование взаимоотношений  между центральной властью и  участниками конфликта

Поддержание “оптимального” уровня интенсивности конфликта

Определение последствий затяжных конфликтов, исследование готовности сторон осуществлять изменения

Дифференциация вмешательства  по видам конфликта

Выбор вмешательств, соответствующих  данной классификации

Детализация конфликта, конфронтация, синтез

Поэтапное рассмотрение конфликта, конфронтация и исследование безвыходных ситуаций для дальнейшей детализации

Определение процедур достижения компромисса для каждой стороны 

Рекомендация четких и ясных процедур, прекращение  циклично повторяющихся обсуждений


 

 

Примечания

1 Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психологоия малой группы: теоретический и практический аспект.  М, 1991.  С.84

2 Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель.  М., 1993. С. 249

3 Там же.

4 Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психологоия малой группы: теоретический и практический аспект.  М, 1991.  С. 108

5 Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта.  Л., 1977. С. 80.


Информация о работе Природа и типология конфликтов