Привлечение и отбор персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:49, реферат

Описание

Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
Привлечение и отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей в конечном счете зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.

Содержание

Введение
Место привлечения и отбора персонала в общей системе управления персоналом.
Процесс привлечения персонала.
Процесс отбора персонала.
Оценка персонала с помощью экспертных технологий.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

«Привлечение и отбор персонала».docx

— 88.23 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение

    1. Место привлечения и отбора персонала в общей системе управления персоналом.
    2. Процесс привлечения персонала.
    3. Процесс отбора персонала.
    4. Оценка персонала с помощью экспертных технологий.

Заключение

Список  используемой литературы

 

Введение

Проблемы  социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.

Привлечение и отбор кадров является одной  из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей в конечном счете зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.

Поиск и  отбор кадров традиционно рассматриваются  как функция кадровых служб. Однако эффективный процесс отбора всегда требует участия в нем руководителей  тех подразделений, для которых  набираются новые работники. Поэтому им необходимо знание основных принципов и процедур, используемых при отборе кадров, и обладание нужными для этого навыками. Особенно это актуально для небольших организаций, где набор кадров осуществляется в основном первым руководителем или руководителями подразделений.

Несоответствие  отдельных работников своим обязанностям, недостаток мотивации, знаний или способностей в конечном счете приводят к тому, что организация в целом теряет свою эффективность и неизбежно проигрывает в конкурентной борьбе. Повышение качества персонала с помощью профессионального отбора является важным резервом повышения общей эффективности организации.

 

 

  1. Место привлечения и отбора персонала в

общей системе управления персоналом.

Поиск и  отбор кадров, являясь ключевым элементом  кадровой политики, должен быть увязан со всеми основными направлениями работы в сфере управления персоналом.

Сущность рынка рабочей силы. Важным обстоятельством, влияющим на процесс отбора персонала, является рынок рабочей силы. Если желающих много, выбирать метод отбора сложнее; в противном случае выбор сравнительно прост. Переход к новому типу хозяйственных отношений в России сопровождается развитием рыночных отношений в сфере занятости – в ней формируется рынок труда. Рынок - определенная система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, в процессе функционирования которой формируется спрос, предложение и цена на эти товары.

На рынке  труда специфичен сам «товар», который  продается и покупается. Это, конечно, не сам человек, а его способности, навыки, опыт, квалификация, с помощью которых он производит какой-то продукт. Естественно, в современном мире наниматель не может купить самого работника, а лишь «арендует» его на определенное время, т.е. фактически покупает услугу.

Рынок труда, как отмечают специалисты, имеет  свои особенности:

  1. Неотделимость права собственности на товар «рабочая сила» от его владельца.
  2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя.
  3. Наличие широкого круга неденежных аспектов сделки (содержание и условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы продвижения по службе, профессиональный рост, микроклимат в коллективе и др.). Неденежные аспекты могут быть не менее, а в ряде случаев и более важны, чем размер заработка.
  4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода (система трудового законодательства, регламентирующая условия найма, оплаты и увольнения работников, различные учреждения службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости, профсоюзы и другие организации наемных работников различных уровней).
  5. Высока степень индивидуализации сделок.

Процесс привлечения и отбора персонала  может быть связан как с государственными службами занятости, так и с частными кадровыми агентствами. Закон в  данном случае несущественно влияет на этот процесс. На самом деле, с точки зрения человека, ищущего работу, во многом этот процесс носит случайный характер. Речь идет о Его Величестве Случае. Многие ищущие работу трудоустраиваются через знакомых, друзей или родственников; другие – с помощью служб занятости или кадровых агентств. Так или иначе, случай играет в этом процессе значительную роль.

Говоря  о сегодняшней ситуации на рынке  труда, в первую очередь следует  отметить значительное различие в уровне оплаты труда за одинаковый род занятий.

На рынке  труда покупатель (т.е. работодатель), а не продавец (т.е. работник) устанавливает  уровень заработной платы.

Недостаток  трудовой мобильности является еще  одной характерной чертой рынка труда.

Рынок труда в России. Современный российский рынок труда имеет свои особенности. Ему свойственны большая динамичность и лабильность (неустойчивость) по сравнению с прошлым периодом, когда простой рабочий по прошествии определенного времени мог стать руководителем предприятия, ведомства и т.д.

В связи  с формированием российского  рынка труда в нашей стране появился новый вид бизнеса – кадровый. Только в Москве количество агентств, занимающихся поиском и подбором персонала, включая менеджеров разных уровней управления, насчитывается более 400.

Две стратегии использования персонала. Кадровая политика и, естественно, отбор должны быть тесно увязаны со всеми основными направлениями работы в сфере управления персоналом. Для этого необходимо определиться со стратегией – строить политику корпорации под кадровые возможности или, наоборот, формировать кадровые возможности под политику корпорации, задаваемую из других соображений. Разумеется, наиболее распространен второй подход, но в последнее время актуализируется и первый. Успешные корпорации используют оба подхода. Существует два варианта появления успешных предприятий:

  1. Собирается группа друзей (или близких знакомых, доверяющих друг другу), и они (или их лидер) выбирают бизнес. Пробуют, что-то меняют, выбирают снова, но при этом состав группы меняется незначительно. Итак, первый вариант: от выбора людей – к выбору идей.
  2. Предприниматель выбирает бизнес, исходя из своих идей и опыта, а потом подбирает людей, кадры в соответствии со своими замыслами. Второй вариант: от выбора идей (бизнеса) – к выбору людей.

 

 

 

2. Процесс привлечения персонала.

Основные  принципы привлечения персонала. Оригинальный подход использует С.А. Барков при рассмотрении процесса рекрутирования. Он отмечает, что рекрутирование представляет собой специфический вид маркетинговой деятельности. И как в обычной маркетинговой деятельности, в процессе рекрутирования кандидатов на вакантные должности существует несколько этапов: исследование рынка, разработка товара, ценообразование, продвижение товара. Следует остановиться подробнее на каждом из них.

  1. Исследование рынка в ходе рекрутирования подразумевает в первую очередь выявление общих характеристик рынка труда в данном регионе и в данное время, сегментацию рынка, т.е. определение специфики занятости по отдельным профессиям и возрастным группам, а также конкретный анализ сегментов, интересующих организацию.

Результаты  таких исследований рынка труда  непосредственно определяют специфику мероприятий по привлечению кандидатов, степень агрессивности рекламных кампаний, выбор средств массовых коммуникаций для помещения рекламных объявлений о вакантных должностях, информацию распространяемую в качестве паблисити.

  1. Разработка товара в маркетинге на рынке рабочей силы представляет собой прежде всего обеспечение конкурентоспособных условий труда. Речь идет о привлекательности рабочего места самого по себе, что находит отражение в рекламной информации.
  2. Ценообразование в процессе рекрутирования кандидатов подразумевает прежде всего разработку системы заработной платы, определение льгот и компенсаций для различных должностей. Спрос и предложение в определенной мере влияют на эту сферу. Поэтому заработки принимаемых на работу кандидатов могут серьезно колебаться в зависимости от объективных условий рынка.
  3. Продвижение товара составляет суть рекрутирования кандидатов на вакантные должности. Продвижение товара, т.е. вакантной должности, может осуществляться разными методами и с помощью разных источников кандидатов. Рассмотрим методы и возможные источники привлечения персонала.

Источники привлечения кандидатов. При поиске новых сотрудников возникают два вопроса: где искать потенциальных работников (источники) и как известить заявителей об имеющихся рабочих местах (методы). Процесс привлечения персонала – это поиск и развитие подходящих источников персонала. Он заключается в создании общей базы возможных источников труда, благодаря которой организация в любой момент может найти подходящих сотрудников.

В некоторых организациях, прежде чем  начинать набор работников с помощью внешних источников, администрация предлагает своим работникам найти среди знакомых или родственников желающих занять вакантные должности.

Если руководителем принято  решение заполнить вакансии с  помощью работающих в организации сотрудников, можно использовать любой из следующих способов: неформальный поиск, использование списка квалифицированных сотрудников, объявления.

Табл.1.«Оценка респондентами использования средств массовой информации» (в % от числа использующих)

 

ПОИСК ПЕРСОНАЛА ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВ  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ *

ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ *

ОЦЕНКА СКОРОСТИ *

Эффективно

Малоэффективно

Дорого

Дешево

Долго

Быстро

Размещают объявления о вакансиях  в газетах

67

22

9

65

5

67

Ищут по объявлениям в СМИ

52

41

3

76

28

52

Размещают объявления о вакансиях  на радио

40

40

60

0

0

60

Размещают объявления о вакансиях  на ТВ

33

0

33

33

0

33


* Сумма по  строке каждого из факторов  оценки (эффективность и скорость) может быть менее 100, так как  часть респондентов не высказали своего суждения по данному поводу.

 

  1. Неформальный поиск обычно сводится к тому, что руководитель отдела, в котором появилась вакансия, разговаривает с руководителем отдела по работе с персоналом и они вместе решают, кого из сотрудников можно переместить или повысить.
  2. Списки квалифицированных сотрудников. В некоторых организациях существуют списки сотрудников, в которых подробно описываются квалификация и способности каждого. При появлении свободной вакансии руководитель обращается к этим спискам и ищет сотрудника, соответствующего требованиям новой должности. (В качестве примера можно привести компанию «Кока-Кола». В одном из отделений компании в Нижнем Новгороде генеральный директор и менеджер отдела по работе с персоналом ввели подобные списки, в которых описывалась квалификация сотрудников, их способности, личностные характеристики, а также возможное продвижение. Когда в центральном офисе в Москве появлялась вакансия, то прежде всего рассматривали кандидатов из регионов на основе данных списков.)
  3. Распространение бюллетеней и объявлений о вакансиях включает объявления и предложения в периодических изданиях, выпускаемых в организации.
  4. Учебные заведения. Рекрутирование среди выпускников может быть эффективным, так как организация получает работника, не «испорченного» другой организационной культурой и еще не до конца сориентировавшегося на рынке трудовых ресурсов.
  5. Службы занятости. В России бюро по трудоустройству существуют в каждом административном округе – республиках, областях, муниципальных округах и т.д. Каждое бюро имеет базу данных, содержащую информацию о зарегистрировавшихся людях – возраст, образование, квалификацию, профессиональный опыт, интересующую работу.
  6. Кадровые агентства бывают двух типов. Во-первых, агентства по трудоустройству, действующие в интересах работника, и, во-вторых, рекрутинговые агентства, действующие в интересах нанимателя.

Любое кадровое агентство прежде всего исходит из требований компании-клиента и стремления удовлетворить его потребность.

Наиболее часто задачу подбора  кандидатов на вновь организуемые или  освобождающиеся должности руководители отделов по персоналу крупных  компаний в нашей стране и за рубежом  решают с помощью рекрутинговых агентств.

Информация о работе Привлечение и отбор персонала