Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:49, реферат
Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
Привлечение и отбор кадров является одной из центральных функций управления, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и именно от людей в конечном счете зависит ее экономические показатели и конкурентоспособность.
Введение
Место привлечения и отбора персонала в общей системе управления персоналом.
Процесс привлечения персонала.
Процесс отбора персонала.
Оценка персонала с помощью экспертных технологий.
Заключение
Список используемой литературы
Наблюдается более высокая оценка респондентами эффективности использования различного рода тестирований, результатов испытания (разового задания) и т.д. по сравнению с собеседованием. Данные исследования, свидетельствуют о том, что при отборе персонала оценке профессионализма в любой форме (в нашем случае – тестирование профессиональных навыков и разовое задание) уделяется повышенное внимание. С этим трудно не согласиться, потому что профессионализм кандидата важен не только для принятия решения о найме, но и для дальнейшей трудовой биографии кандидата.
Табл.3 «Оценка респондентами используемых процедур отбора» (в % от числа упомянувших)
ПРОЦЕДУРЫ ОТБОРА |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ |
Тестирование профессиональных навыков |
81 |
13 |
6 |
Разовое задание (испытание) |
79 |
8 |
12 |
Анкета-опросник |
71 |
16 |
13 |
Тестирование личностных психологических характеристик |
68 |
19 |
9 |
Характеристики, рекомендации с предыдущих мест работы |
51 |
36 |
13 |
Дипломы, свидетельства |
42 |
42 |
15 |
Резюме кандидата |
42 |
49 |
7 |
Данные трудовой книжки |
37 |
41 |
22 |
*Сумма по столбцу более 100, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов.
Формальные данные об образовании и предыдущем опыте работы кандидата, почерпнутые из дипломов и трудовых книжек, оказались в конце списка с наименьшей долей оценивших их использование как эффективное (42 и 37 % соответственно). Здесь респонденты «противоречат» сами себе: часто их используя, тем не менее, они считают их менее эффективными, по сравнению с иными, реже используемыми процедурами отбора. Этому мы видим следующее объяснение: компании ставят во главу угла готовность кандидата к выполнению разнообразной работы (в 83 компаниях), его способность начинать с нуля, быстро осваивать новые функции (в 82 компаниях), умение работать в команде (в 81 компании).
Коммуникабельность, как способность наладить взаимоотношения с окружающими актуальна для 24 компаний. Еще 15 компаний выдвигают иные дополнительные требования к кандидатам. Причем использование всех дополнительных требований представляется компаниям весьма эффективным средством отбора – в 65 – 80 % случаев.
Табл.4 «Оценка респондентами предъявления дополнительных требований к кандидатам» (в %% от числа упомянувших)
ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА КАНДИДАТА |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ |
Коммуникабельности |
80 |
8 |
12 |
Готовность выполнять несколько функций (иную работу) |
71 |
5 |
24 |
Способность к обучению |
69 |
4 |
27 |
Иное |
67 |
7 |
26 |
Способность работать в команде |
65 |
6 |
29 |
В 75 компаниях решение о найме принимает руководитель предприятия. Иногда он это право делегирует линейному руководителю (31 случай). Еще реже доверяют управляющим персоналом и начальникам отделов кадров (11 случаев). Встречаются случаи коллективного принятия решения по данному вопросу, либо данное право закреплено за учредителем. Но это обстоятельство скорее зависит от духа и буквы учредительных документов предприятия, чем от доверия или недоверия к тому же директору.
Можно обозначить следующие задачи в рамках проблемы отбора персонала:
Рассматривая возможные методы оценки эффективности персонала, следует обратить внимание на один из них, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции специалистов – метод экспертных оценок.
Метод заключается в организации работы со специалистами - экспертами и обработке их мнений с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР (лицами, принимающими решения). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают рабочую группу, которая организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию. Основное назначение экспертиз – повышение профессионализма и эффективности принимаемых решений. Объективная и достоверная информация может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания об объекте исследования. Поэтому, рассматривая возможные методы отбора персонала, в организациях часто обращаются к методу экспертных оценок.
Основная задача социальных технологий, базирующихся на экспертных методах, состоит в прогнозировании успешности деятельности, причем прогноз может основываться на сравнении как с эталоном, так и с оценками других членов исследуемой группы.
Процедура экспертной оценки кадров довольно технологична, и во многих подразделениях ее проводят на основе специальных программ. Большинство имеющихся программ разрабатываются так, чтобы каждая из них могла быть настроена на любой перечень оцениваемых качеств, свойств или характеристик. Как правило, в процедуре оценивания применяется шкала до 9 баллов. Одновременно можно оценивать до 40 человек и до 40 качеств.
Оценка деловых и личностных качеств руководителей и специалистов отражает качественную сторону реализации индивидом профессионально-должностных ролей, т.е. эксперты оценивают качества не сами по себе, а в контексте определенных статусно-ролевых ожиданий. Это является одним из видов социального контроля, который позволяет человеку ориентироваться в системе норм и требований к специалисту в организации и активизировать свою профессиональную деятельность. Оценивание рассматривается как прямой источник информации о соответствии специалиста той или иной должности. Такой подход дает цельную объективную картину профессиональных качеств, неформальной структуры коллектива, позволяет оценивать профессиональные, управленческие и социально-психологические характеристики руководителей, причем полученная информация преобразуется в конкретные рекомендации по определению должностей и установлению окладов.
Использование метода групповой экспертной оценки личности позволяет выявить лиц, которые заслуживают продвижения по службе, и не справляющихся, по мнению коллектива, с выполнением своих функциональных обязанностей, а также тех, чей престиж или авторитет незаслуженно низок и по отношению к которым нужна дополнительная работа кадровой и социально-психологической служб. Подобная оценка нужна каждому члену группы, поскольку позволяет взглянуть на себя со стороны и при необходимости скорректировать свое отношение к работе, другим людям. Кроме того, на основе групповой оценки личности может быть осуществлена диагностика эффективности и расстановки кадров в подразделении.
Методы получения экспертных оценок. Существует множество методов получения экспертных оценок. В одних случаях с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще, кроме него, является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других случаях экспертов собирают вместе с целью подготовки материалов для ЛПР, при этом они обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасывают. При применении методов число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения.
В настоящее время не существует научно обоснованной классификации методов экспертных оценок, тем более – однозначных рекомендаций по их применению.
Основные стадии экспертного опроса. Выделяют следующие стадии проведения экспертного опроса:
Таким образом, можно выделить следующие этапы процесса: формирование экспертной комиссии, организация и проведение экспертиз, получение экспертной информации, определение результирующих экспертных оценок (результат коллективной работы экспертов), получение многокритериальных оценок, анализ результатов экспертиз, использование компьютерных систем поддержки, получение и обработка экспертной информации.
Подбор экспертов. Как сформировать группу экспертов? Эта проблема является одной из наиболее сложных. Очевидно, в качестве экспертов необходимо привлекать тех людей, чьи суждения в наибольшей степени помогут принятию адекватного решения. Но как выделить, найти таких людей? Надо прямо сказать, что нет методов подбора экспертов, наверняка обеспечивающих успех экспертизы. Часто предлагают использовать методы взаимооценки и самооценки компетентности экспертов. С одной стороны, кто лучше может знать возможности эксперта, чем он сам? С другой стороны, при самооценке компетентности оценивается скорее степень самоуверенности эксперта, чем его реальная компетентность, тем более что само понятие «компетентность» строго не определено. Можно его уточнять, выделяя составляющие, но при этом усложняется предварительная часть деятельности экспертной комиссии.
На первом этапе отбора в качестве критериев целесообразно использовать два признака: род занятий и стаж работы по интересующему профилю. При необходимости учитываются также уровень, образование, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Первый список экспертов может быть весьма широким, однако в последующем его целесообразно сузить, так как не каждый человек способен выступить в роли эксперта.
Центральный среди критериев отбора экспертов – компетентность. Для ее определения применимы (с той или иной степенью точности) два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов. Необходимо подчеркнуть, что подбор экспертов в конечном счете – функция РГ и никакие методики подбора не снимают с нее ответственности. Другими словами, именно на РГ лежит ответственность за компетентность экспертов, их принципиальную способность решить поставленную задачу.
Математические методы анализа экспертных оценок. При анализе мнений экспертов можно применять разнообразные статистические методы. При этом эксперта рассматривают как прибор, измеряющий интересующий ЛПР параметр – номер лучшего по конкурентоспособности изделия, ранжировку проектов и т.д. Поэтому и экспертные оценки сопоставляют с результатами измерений – традиционным видом данных, обрабатываемых с помощью методов прикладной статистики.
Тем не менее выделяют основные, широко используемые в настоящее время методы математической обработки экспертных оценок – это проверка согласованности мнений экспертов (или классификация экспертов, если нет согласованности) и усреднение мнений экспертов внутри согласованной группы.
Проверка согласованности и классификация экспертов. А.И.Орлов дает следующие рекомендации по организации экспертного опроса: не следует заставлять эксперта давать ранжировку или разбиение. Ему трудно это сделать, да и имеющиеся математические методы не позволяют далеко продвинуться. Эксперту гораздо легче на каждом шагу сравнивать только два объекта. Пусть он занимается парными сравнениями.