Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 07:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявление проблем и перспектив развития инновационной системы в российской экономике.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение понятия и сущности инновации, государственной инновационной политики;
- изучение механизмов реализации государственной инновационной политики;
- исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
- анализ основных проблем развития государственной инновационной политики.
Государственное регулирование инновационных процессов и эффективная инновационная политика, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждается словами Президента РФ: «Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех «И» - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации. Такой подход закреплен и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.
Цель данной курсовой работы - выявление проблем и перспектив развития инновационной системы в российской экономике.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение понятия и сущности инновации, государственной инновационной политики;
- изучение механизмов реализации государственной инновационной политики;
- исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
- анализ основных проблем развития государственной инновационной политики.
Объектом исследования в процессе написания данной курсовой работы является государственная инновационная политика России, предметом – проблемы, складывающиеся в процессе реализации инновационной политики.
Степень разработанности темы. В процессе исследования автором был подробно изучен и обобщен накопленный опыт исследований в области теории, анализа применения инновационных технологий и их эффективности. Вопросы, связанные с общей теорией инноваций, разработкой, анализом и оценкой эффективности инновационных проектов, раскрыты в научных работах таких российских и зарубежных авторов, как Балабанов, С.В. Валдайцев, Л. Волдачек, В.П. Воробьев, П.Н. Завлин, С.Д. Ильенкова, А.К., Казанцев, Г.Д. Ковалев, Э.И., Медынский, Н.Н. Молчанов, А.И. Муравьев, В.В. Р.А. Фатхутдинов, М. Хучек, и других.
Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические и методологические основы государственной инновационной политики
В литературе можно найти множество определений термина "инновация". Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой экономической категории, научная мысль до сих пор не выработала универсальное определение "инновации", которое отвечало бы потребностям как теории, так и практики, а также было бы адекватным с позиций конкретного субъекта их осуществления – государства, региона, отрасли, предприятия.
Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии XX в. По Й. Шумпетеру, инновация – это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Согласно международному стандарту инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновацию можно рассматривать как социальную категорию, т.к. человек всегда направляет свою деятельность на сокращение затрат труда, экономию времени и других эффектов:
1. практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства;
2. повышение качества произведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни;
3. инновации, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют улучшению качества жизни;
4. в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека – реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста.
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники[1].
Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей[2].
Она включает три этапа:
-разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;
-определение основных направлений государственной поддержки инноваций;
-осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.
В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую.
Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны.
Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями[3].
Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства - это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.
Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-технической инновационной помощи другим странам.
Научно-техническое лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.
Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов.
Необходимость государственного регулирования инновационной политики вызвана, в первую очередь, её возрастающим значением для экономики и общества в целом.
Главная функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке[4].
Необходимость государственного регулирования инновационной политики объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику[5].
Первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.
Второй аспект - воздействие на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.
Третий аспект - существенное влияние на институциональные экономические механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности и т. п.
Четвертый аспект - все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее способности продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.
Пятый аспект - влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.
Шестой аспект - влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.
Седьмой аспект - активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни, объединение ресурсов различных стран, трансфер технологий.
Восьмой аспект - зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.
Девятый аспект - взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.
Наконец еще одним аспектом в данном перечне является возможность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием[6].
С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.
1.3. Методы государственного регулирования в инновационной сфере
Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования[7].
Прямые методы государственного регулирования инновационным процессом осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.
В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.
В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности[8]. Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.
Информация о работе Проблема и перспектива развития инновационной системы в российской экономике