Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 07:20, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - выявление проблем и перспектив развития инновационной системы в российской экономике.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- теоретические изучение понятия и сущности инновации, государственной инновационной политики;
- изучение механизмов реализации государственной инновационной политики;
- исследование целей и задач государственной инновационной политики России;
- анализ основных проблем развития государственной инновационной политики.
В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Столь очевидное и скудное по содержанию распределение функций является следствием отмеченных выше недостатков законодательства, когда целевые установки политики не сформированы в виде целостной системы, охватывающей все аспекты и этапы инновационной деятельности.
В результате на практике наиболее активным в поддержке инноваций является Министерство науки и технической политики РФ, которое отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.
Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются, и есть достаточные основания полагать, что они не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации выявил серьезное несоответствие законодательных норм новым условиям управления в сфере науки, техники и инновационной деятельности.
Отсутствие нормативно-правового регулирования является одним из сдерживающих факторов развития инновационной деятельности. Органы власти субъектов Российской Федерации пытаются устранить этот недостаток путем принятия региональных документов. Сложность разработки нормативно-правовых актов по инновационной деятельности состоит прежде всего в том, что до настоящего времени основные понятия, такие, как «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика» и другие, трактуются неоднозначно.
Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
2.3 Государственные планы инновационной политики
Создание национальной инновационной системы отнесено к числу высших приоритетов государственной политики Российской Федерации. Однако в настоящее время российская инновационная система не удовлетворяет потребностям перехода к инновационной экономике. Анализ основных факторов, препятствующих становлению в России эффективной национальной инновационной системы, сделанный ТПП России совместно с Межведомственной рабочей группой при Администрации Президента Российской Федерации, Минобрнауки России, Российской ассоциацией инновационного развития, Российской академией наук и другими заинтересованными организациями показывает:
1. В качестве одной из первоочередных задач Правительства Российской Федерации становится разработка долгосрочной Промышленно-инновационной стратегии развития Российской Федерации до 2020 года.
Базовым положением данной стратегии должна стать ориентация на возрождение России в качестве передовой научно-технической державы, опирающейся на собственное производство научных знаний и инноваций, активную экспортную политику в отношении технологий и готовой промышленной продукции.
2. Необходимо создать эффективный механизм внедрения инновационных разработок Оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в производство, как с целью технологического обновления и разработки новых видов вооружений в рамках ОПК, так и для использования данных разработок для гражданских отраслей промышленности.
2.1. Для создания вышеупомянутого механизма представляется чрезвычайно важным использовать самые современные схемы менеджмента в военной сфере, стимулирующие внедрение разработок в производство. В этом плане весьма полезен опыт работы американского агентства DARPA (Агентство перспективных исследований), созданного при Минобороны США.
Аналогичное Агентство (или подразделение) в рамках Минобороны России могло бы взять на себя важнейшие функции по коммерциализации военных технологий и технологий двойного назначения.
2.2. Необходимо повысить качество управления государственным оборонным заказом.
2.3. Реализация перечня критических технологий – важный шаг вперед для определения перспектив технологического развития ОПК.
Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий прямо определено переориентировать действующие целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок на обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники с учетом номенклатуры первоочередных важнейших инновационных проектов государственного значения. Однако данная правовая норма не находит должного практического воплощения. Минобрнауки России указывает на то, что "наиболее существенной и принципиальной является проблема низкого уровня интеграции критических технологий Российской Федерации в систему принятия практических решений по научно-техническому развитию и технологической модернизации российской экономики"[10].
С учетом данного обстоятельства необходимо законодательно обеспечить реализацию перечня критических технологий через систему государственного заказа, директивы представителей государства в советах директоров компаний, согласование с бюджетной классификацией и бюджетным процессом.
2.4. На многих предприятиях ОПК России не оформлены наработанные ими передовые технологии в виде патентов и "ноу-хау". В этой связи особое внимание необходимо уделить разработке законодательства по вопросу распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности.
3. Необходимость принятия федерального закона "Об инновационной системе Российской Федерации".
Законопроект мог бы определить основные цели и принципы государственной инновационной политики, правомочия органов государственной власти (федеральных органов, субъектов Федерации) и органов местного самоуправления по регулированию и поддержке инновационной деятельности Законопроект мог бы дать расшифровку понятийного аппарата, дать четкое определение, что такое "инновационная система Российской Федерации". Определить основные элементы инновационной системы, их роль и взаимосвязь.
4. Необходимость поднятия престижа научно-технической и инновационной деятельности путем систематического привлечения средств массовой информации к данной проблематике.
5. Целесообразно подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий возможность учреждения государственными высшими учебными заведениями и научными организациями малых инновационных предприятий с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности.
Госсектор науки нуждается в грамотном встраивании в систему государственно-частного партнерства. В России основными генераторами новых идей и знаний исторически являются государственные НИИ и вузы, следовательно им, в первую очередь, необходимо предоставить возможность учреждать новые инновационные наукоемкие компании. Данный процесс будет являться одним из основных инструментов широкого внедрения новых технологий и разработок в реальный сектор экономики.
6. Необходимость подготовки и принятия решений по повышению эффективности учета и методологии оценки нематериальных активов.
Учёт принадлежащих предприятиям прав на результаты научно-технической деятельности в составе нематериальных активов может существенным образом повысить общую рыночную стоимость предприятия. Это имеет большое значение для развития инновационной сферы, привлечения инвестиций в наукоёмкие отрасли науки и производства, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения легального оборота интеллектуальной собственности.
Заключение
Таким образом, в заключении, можно подвести итоги анализа инновационной системы российской экономики. В ходе исследования было определено понятие инноваций, функции и классификация инноваций, а также проанализирована государственная политика в области поддержки инноваций.
Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Шумпетер в первом десятилетии XX в. По Й. Шумпетеру, инновация – это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
Инновационная инфраструктура – совокупность систем, необходимых для осуществления инновационной деятельности. В широком смысле слова инновационная инфраструктура включает все элементы "производственного" процесса в научной и технологической деятельности, а также организационную, управляющую и информационную подсистемы.
Основными элементами инфраструктуры являются следующие системы: информационного обеспечения; материально-технического обеспечения; кадрового обеспечения; экспертизы и сертификации научно-технических проектов и программ; мониторинга (по отраслям и в территориальном разрезе) и продвижения научной продукции; координации, регулирования и ее финансово-экономического обеспечения, т.е. институциональная структура инновационной деятельности, включая организационно-правовую структуру науки и финансирование науки и инновационной деятельности как непосредственно государственным бюджетом, так и внебюджетными фондами и частным сектором экономики.
Создание национальной инновационной системы отнесено к числу высших приоритетов государственной политики Российской Федерации. При формировании перспективной инновационно-инвестиционной политики следует учитывать специфику современной экономической ситуации в России. Она характеризуется постепенным преодолением экономического кризиса, спада производства и значительного снижения объемов инвестиций. Восстановление конкурентоспособности экономики страны возможно лишь при структурной перестройке, освоении и опережающем развитии производства высокотехнологичной продукции, при активнейшем воссоздании и функционировании инновационной сферы, опережающем развитии инвестиций в ключевые отрасли экономики.
Список литературы
1. Авакьян С.А. Государственная инновационная политика и ее организационно-правовое обеспечение // Инновации России, 2009. - № 1.
2. Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2007. - 175 с.
3. Анискин Ю.П., Лукьянов А.И. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - М.: МИЭТ, 2006. - 120 с.
4. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации России. - 2006. - №4. - с. 10-18.
5. Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. - 512 с.
6. Вчерашний Р., Сухарев О. Инновации — инструмент экономического развития // Инвестиции России. - 2007. - № 11. - С. 22-32.
7. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент// www.aup.ru/books/
8. Гринев В.ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.
9. Инновационный менеджмент: Справочное пособие/ Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. И доп.-М.: ЦИСН, 2006.
10. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – 128 с.
11. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования экономической стратегии государства // Промышленность сегодня.- 2008.№ 3.
12. Медведев Д.А. Россия, вперед // Газета. – 2009. – 16 октября. Электронный ресурс. Режим доступа: www.gzt.ru
13. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 295 с.
14. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных: проектов (3-я ред.): Официальное издание / Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Гос. ком. по строительству, архитектуре и жилищной политике. — М.: Экономика, 2006. — 421 с.
15. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 127 с.
16. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007.– 238 с.
17. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 2000. —486 с.
18. Проект ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» // Инновации России. - 2004. - № 2-3.
19. Рой Росвелл. Инновационные процессы: прошлое и будущее // Промышленность России, 2007. - № 3.
20. Трофимов Д. "Инновационная система России в условиях социально-экономических и политических трансформаций" //Государственное управление. Электронный вестник, выпуск №1 23 сентября 2003.
21. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2004 – 518 с.
22. Хотящева О.М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 230 с.
29
[1] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 38
[2] Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.74
[3] Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.74
[4] Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. 2007.– С.38
[5] Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001. – С.132
[6] Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – С.65
[7] Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.77
[8] Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С.78
[9] Проект ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» // Инновации России. - 2004. - № 2-3.
[10] Проект Комплексной программы научно-технического развития и технологической модернизации. Минобрнауки, М., 2007 г.
Информация о работе Проблема и перспектива развития инновационной системы в российской экономике