Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 23:54, курсовая работа
Целью автора, выполнившего данную работу, а,следовательно, и самой курсовой работы, является детальный анализ выбраной темы, исследование и характеристика теоретических оспектов проблемы управления персоналом и связанных с этим вопросов, а также на основе анализа вторичной информации рассмотрение проблемы управления персоналом на примере конкретной компании.
Для достижения этих целей автором были поставлены следующие задачи:
Подбор материалов из различных источников с целью получения максимально
разнообразной информации, способствующей наиболее широкому взгляду на поставленную тему.
Изучение специализированной литературы, которая наиболее полно и чётко описывает необходимые нам вопросы.
Оценить, выбрать подходящие материалы и на их базе построить курсовую работу, наилучшим образом раскрывающую свою тему.
Задачами, непосредственно относящимися к содержанию работы являются следущие:
Характеристика концепции нового отношения к персоналу.
Характеристика управления, методов управления персоналом, а также психофизиологии и социологии труда.
Исследование потребности организации в обучении и переподготовке персонала.
Изучение процесса мотивации персонала на предмет необходимости в менеджменте.
Проанализировать проблему конфликтов в организации и методы их разрешения.
Рассмотреть выбраную тему на примере деятельности конкретной организации.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Персонал как объект управления………………………………………..3
2. Управление персоналом как функция процесса управления………..5
2.1. Определение понятия управления и функции управления……………..5
2.2. Методы управления персоналом…………………………………………5
2.3. Психофизиология трудовых процессов
и социология труда……………………………………..…………………7
3. Обучение и развитие персонала………………………………………....9
3.1. Обучение, переподготовка
и повышение квалификации персонала………………………………....9
3.2. Организация системы обучения персонала…………………………….10
4. Мотивация и стимулирование труда персонала……………………...13
4.1. Мотивация рационального поведения
и трудовой деятельности персонала…………………………………….13
4.2. Классификация и характеристика теорий управления………………...15
5. Конфликты в организации……………………………………………....17
5.1. Сущность конфликта и его типы………………………………………..17
5.2. Методы разрешения конфликтов………………………………………..18
6. Специфика управления на фирме «Дверь в будущее»………………21
Заключение.…………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………….26
4. Мотивация
и стимулирование труда персонала.
4.1. Мотивация рационального поведения
в трудовой деятельности персонала.
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы [7].
Мотивация - комплекс мероприятий по стимулированию деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации. При всей простоте и ясности этого определения теория и практика мотивации весьма непросты, так как истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, весьма неопределенны и сложны. Знаменитый метод кнута и пряника, принцип материальной заинтерисованности или социалистическая система моральных (в первую очередь!) и материальных стимулов не всегда давали ожидаемые результаты. Эффективая деятельность предприятия зависит от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, и проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих.
Опытные руководители знают, что каждый член группы, получившей конкретное задание, будет реагировать на него по-своему, иногда и непредсказуемым образом. Поступки людей зависят не только от необходимости или их явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих сложных субъективных факторов. У одних людей заметна власть привычки, традиций, целой системы предрассудков и стереотипов поведения, другие поступают так, а не иначе, под влиянием нравственных принципов, социальных или политических идеалов. Человек реагирует на внешние события чаще всего импульсивно, без глубокого анализа причин и следствий. Образование, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторы определяют реакции личности на среду. Поступки молодежи чаще формируютсяпод воздействием моды, принятых в данной среде манер поведения. Люди старшего возраста более ориентированы на организацию быта, семейной жизни, материальное благополучие, моральные принципы, эстетические впечатления. Руководитель должен знать сложность мотивационных тенденций личности и не удивлятся неадекватной реакции людей на управляющие воздействия.
Эффективность деятельности человека зависит от многих сложных факторов, среди которых основную роль играют: четкое понимание целей своей работы, вероятность достижения этой цели и система материальных и моральных стимулов, определяющих заинтересованность работника в его труде.
Для эффективного стимулирования деятельности необходимо знать желания человека, его нужды, опасения. Если руководитель не знает потребностей, то его попытка обеспечить мотивацию деятельности человека a priori обречена на провал. Приэтом важно понимать, что человеком движет не одна изолированная потребность, а их сочетание и приоритеты потребностей могут меняться. Влияние внешних факторов, потребностей, ценностей, устремлений на трудовую мотивацию человека рассматривается многими мотивационными теориями (теории ожидания, равенства, двух факторов Герцберга и т.п.), но ни одна из них не может дать исчерпывающих объяснений поведению личности в трудовом процессе и служить основой для разборки практических рекомендаций - слишком сложен внутренний мир человека!
Любой человек нуждается в понимании и самоуважении, редко можно встретить человека, недовольного своим интеллектом. Жизненный успех воспринимается нами как безусловное подтверждение значимости собственного «Я», а большинство неудач мы объясняем несовершенством окружающей нас жизни, ошибками или противодействием системы. Каждый поступок чем-то и как-то мотивирован и нуждается в оценке самого человека и окружающих его людей. Причем отрицательная оценка поступка, особенно применение каких либо санкций, вызывает часто непредсказуемую, неуправляемую реакцию. Наказание редко дает воспитательный эффект, обычно человек лишь учится, как избежать в дальнейшем ответственности за свой поступок. Положительная оценка поступка, особенно безотлагательная, не только формирует поведение, но и удовлетворяет нашу естественную потребность в повышении самооценки.
Опыт работы одной американской промышленной компании показывает, что на ряду с крупными денежными премиями практикуется награждение почетным значком или помещение портрета особо отличившихся сотрудников в Зале славы или в вестибюле компании. Иногда с успехом применяется и такой простой метод повышения производительности и стимулирования труда: если при норме планового задания, скажем, равной девяти деталям в день, объявить, что работник, изготовивший десять деталей, свободен и может раньше уйти с работы. Практика показывает, что большинство рабочих охотно соглашаются с этим условием [2, 57].
Управление коллективом будет наиболее еффективным, если ожидания, надежды его членов будут осуществляться, и они не будут разочарованы результатами своей работы. Руководитель должен быть и тонким психологом, должен прекрасно разбираться в истинных мотивах и потребностях своих столь разных сотрудников. Абсолютного удовлетворения потребностей каждого члена коллектива достичь практически невозможно, однако управляющий обязан уделять мотивации своих сотрудников постоянное и должное внимание.
Искусcтво руководителя особенно наглядно проявляется в умении стимулировать участие работников в принятии деловых решений, что в итоге может увеличить интеллектуальный потенциал организации и удовлетворить глубокую потребность личности в самовыражении и в признании результатов своего труда.
Социологи различных стран с тревогой констатируют увеличение числа людей, которые вообще не имеют мотивации к общественно полезной деятельности или избегают различными способами любого вида работы. Это не только «панки», «бомжи» и нищенствующие по различным идеологическим мотивам, но и дети обеспеченных родителей, имеющие возможность жить за их счет. В книге немецкого психолога Петера Вайлера «Кто же те люди, которые хотят меньше работать?» дается их характеристика: не подвержены мотивации 27% из общего числа жителей, из них 75% моложе 35 лет; самый низкий уровень овразования; томимые скукой, они находятся в постоянном поиске новых соблазнов; подвержены идеологии разного толка; тяга к творчеству отсутствует; представляют опасность для общества. На основании этих данных немецкий консультант по менеджменту и предпринимательству М. Бинкербиль дает следующую рекомендацию: «не подверженные мотивации должны быть «отфильтрованы», так как предприятие - не благотворительное общество».
Каждый
член коллектива имеет право получить
возможность не только обеспечить свое
материальное благополучие, но и реализовать
свои профессиональные знания, полностью
проявить свои индивидуальные способности.
Реализация этого права является лучшей
формой социальной мотивации [2, 60].
4.2. Классификация
и характеристика теорий управления.
В связи с развитием и углублением знаний об управлении исследователи занимающиеся сферой управления рассматривают теориимотивации, подразделяя их на две группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные
- основвюваются на том, что существуют
внутренние побуждения (потребности),
которые заставляют человека действовать.
Наиболее известными теориями этой группы
являются:
Теория потребностей Абрахама Маслоу. Маслоу - один из крупных ученых в области мотивации и психологии. В соответствии с его теорией существует пять групп потребностей:
физиологические потребности;
потребность безопасности;
потребность принадлежать к социальной группе, любовь;
потребность признания и уважения;
потребность самовыражения.
Эта теория, известная как «пирамида потребностей», говорит как те или иные
потребности побуждают к действиям. Основными идеями являются следующие:
неудовлетворенность потребности побуждает к действиям;
если одна потребность удовлетворена, то ее место занимает следующая;
потребности,
более низкого уровня требуют первостепенного
удовлетворения.
Теория существования, связи и роста Клейтона Альдерфера. Альдерфер
считает, что потребности человека могут быть объеденены в отдельные три группы:
существование (физиологические потребности, безопасность);
связь (принадлежность к социальной группе, любовь);
рост (самовыражение, власть, уважение).
Принципиальное
отличие от теории потребностей состоит
в том, что по Альдерферу, движение от потребности
к потребности идет не только в верх, но
и вниз.
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Эта теория определяет два фактора:
факторы условий труда (политика фирмы, условия работы, заработная плата, межличностные отношения в коллективе, степень непосредственного контроля за работой);
мотивирующие факторы (успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможность творческого и делового роста).
Теория
МакКлеланда устанавливает зависимость
между поведением человека и его потребностями
к власти и соучастию.
Процессуальные
- теории мотивации определяют не только
потребности, но и являются также функцией
восприятия и ожидания человека, связанных
с ситуацией и возможных последствий выбранного
типа поведения.
Теория ожидания Виктора Врума. Теория ожидания базируется на том, что
активная
потребность не единственное необходимое
условие мотивации человека к достижению
определенной цели. Человек должен надеяться
на то, что выбранный им тип поведения
приведет к удовлетворению или приобретению
желаемого.
Теория справедливости Адамса. Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Основной
вывод состоит в том, что пока люди не начнут
считать, что они получают справедливое
вознаграждение, они будут уменьшать интенсивность
труда.
Модель мотивации Портера-Лоурера. Л. Портер и Э. Лоурер разработали комплексную теорию мотивации, включающую эллементы теории ожидания и теории справедливости. В их работе фигурирует пять переменных:
затраченные усилия;
восприятие;
полученные результаты;
вознаграждение;
степень удовлетворения.
Согласно
теории, достигнутые результаты зависят
от приложенных сотрудником усилий, его
способностей и характера, а также сознание
им своей роли. Уровень приложенных
усилий будет определяться ценностью
вознаграждения и степенью уверенности
в том, что данный уровень усилий действительно
повлечёт за собой вполне определённый
уровень вознаграждения. В теории устанавливается
соотношение между вознаграждением и
результатами, т. е. человек удовлетворяет
свои потребности посредством вознаграждений
за достигнутые результаты.
Каждая из теорий имеет что - то особенное, отличительное, но несмотря на принципиальные различия, все теории имеют общее, позволяющее установить определённые параллели между ними. Сравнивая классификации всех теорий, можно отметить, что выделенные в различных работах группы потребностей и механизмов в определённой мере дополняют друг друга.