Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:15, курсовая работа
Любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм конкретной организации.
Введение………………………………………………………………………………………………..2-6
Управление персонала………………………………………………………………………….7-9
Содержание деятельности менеджером по управлению персоналом……………………………………………………………………………………………………..10-13
1.2 Кадровая политика фирмы……………………………………………………… 14-15
1.3 Кадровое планирование…………………………………………………………... 16-19
1.4 Отбор и оценка персонала…………………………………………………………20-22
1.5 Аттестация и адаптация персонала………………………………………23-28
1.6 Развитие персонала……………………………………………………………………29-31
Заключение………....................................................................................32-33
Список используемой литературы………………………………………………….34-35
В системе управления персоналом можно выделить две подсистемы: тактическую и стратегическую.
Тактическая подсистема направлена на формирование структуры персонала; его набор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации; организацию распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников; оценку деятельности конкретных работников и разработку рекомендаций по их использованию; текущий учет и планирование потребностей в персонале в рамках года, на основе анализа его состояния. Стратегическая подсистема ориентирована на разработку структуры персонала, кадровой политики на основе анализа структуры персонала, эффективности использования рабочего времени, прогнозов развития производства, занятости и т. п.
Следует иметь в виду, что всегда существуют формальная и неформальная системы управления. Формальная представлена выше. Неформальная основывается на неофициальных межличностных отношениях. Только в идеальном случае эти системы совпадают. На практике следует стремиться к максимально возможному сближению этих систем. Это одна из задач, стоящих перед управляющим персоналом.
Функции управления персоналом реализуются с помощью определенных методов: организационных, административных, экономических и социально-психологических.
Организационные методы
представляют собой установление и
регулирование определенных связей и
отношений между должностями персонала
и элементами его управления. Эти методы
носят пассивный характер. Они обеспечивают
функционирование и развитие персонала,
упорядочивают управление и представляют
собой его базу. Они являются первичными
по отношению к другим методам.
Административные методы — это управление и регулирование деятельности персонала на основе приказов, распоряжений, конкретных заданий исполнителям. При этом последним предоставляется минимальная самостоятельность в процессе выполнения порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями за успешную или неуспешную работу.
Принципиальная особенность данных методов — субъективность. Они поощряют исполнительность, а не инициативу. Их эффективность в значительной степени зависит от руководителей и почти не зависит от исполнителей.
Экономические методы представляют собой косвенное воздействие на объект управления (персонал). Их сущность в том, что исполнителям устанавливаются цели, ограничения и общая линия поведения. Своевременность и качество выполнения заданий поощряется материальными вознаграждениями за счет получаемой: экономии или дополнительной прибыли. Размер вознаграждений напрямую должен зависеть от достигаемого результата.
Эти методы имеют свои недостатки. Например, они малоэффективны для людей интеллектуальных профессий в тех случаях, где требуется слишком длительный период для получения результата, в случаях выполнения стратегической деятельности.
Социально-психологические методы предполагают побуждение работников к эффективной деятельности и через психологическое моральное и социальное воздействие. Они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между членами персонала. С другой стороны, они необходимы для раскрытия личного потенциала способностей каждого работника. Основная цель этой группы методов — самореализация всех членов коллектива предприятия.
Каждый из перечисленных
методов может оказываться
1.1.Содержиние деятельности менеджером по управлению персоналом.
Если воспользоваться
моделями компетентности применительно
к самим характеристикам
Что необходимо учитывать при разработке профессионального профиля менеджера по персоналу?
При построении многоролевого профессионального профиля менеджера по персоналу необходимо идентифицировать:
Исходя из видения
будущего кадровых служб и опираясь
на опыт успешных корпораций, можно
определить ключевые роли для профессии
менеджера по персоналу.
1. “Кадровый стратег” — член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (вице-президент по управлению персоналом).
2. “Руководитель службы управления персоналом” — организатор работы кадровых подразделений.
3. “Кадровый технолог” — разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и их эффективно использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала).
4. “Кадровый инноватор” — руководитель, лидер—разработчик экспериментальных, инициативных или пилотажных проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации.
5. “Исполнитель” — специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику.
6.
“Кадровый консультант” (внешний
или внутренний) — профессионал, использующий
панорамное видение перспектив корпорации,
практические знания в области управления
человеческими ресурсами и навыки эксперта,
для определения потребностей, возможностей
и путей решения проблем, связанных с развитием
организационно-кадрового потенциала;
Исследователями было
предложено множество характеристик
компетентности менеджера по персоналу,
11 областей компетентности были признаны
ключевыми, поскольку они фигурировали
в экспертных оценках всех шести упомянутых
ролей менеджера по персоналу. Эти 11 ключевых
областей компетентности были объединены
в три группы.
Личная порядочность:
Этичность — уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость.
Добросовестность — высокие требования к результатам своей работы.
Рассудительность — способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.
Целеустремленность и продуктивность:
Результативность — ориентация на конечный результат.
Настойчивость — способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией.
Преданность организации и деловая ориентация — готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы.
Уверенность
в себе — готовность и умение решать
неординарные задачи.
Навыки командной работы:
Командная ориентация — понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;
Контактность — умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;
Коммуникабельность — умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства, дня воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания;
Умение
слушать — способность воспринимать,
усваивать и использовать информацию,
извлекаемую из устной коммуникации.
Экспертная оценка значимости этих ключевых областей компетентности для успешной работы менеджера по персоналу дала возможность проранжировать их в следующем порядке (по мере убывания степени важности):
1.Этичность.
2.Коммуникабельность.
3.Умение слушать.
4.Контактность.
5.Командная ориентация.
6.Добросовестность.
7.Рассудительность.
8.Результативность.
9.Настойчивость.
10.Уверенность в себе.
11.Преданность организации
и деловая ориентация.
1.2.Кадровая политики
фирмы.
Основная цель кадровой политики (КП): внести эффективный вклад в достижение стратегии фирмы и привить персоналу социальную ответственность перед фирмой и обществом.
КП должна быть тесно увязана со стратегией развития или выживания фирмы. Она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
КП – это комплексная программа работ с целью формирования эффективного использования мотивации персонала, способного адекватно реагировать на рыночную среду. Исходя из стратегической роли персонала, основу КП составляет интеграция управления персоналом со стратегией бизнеса.
В этом смысле КП ориентирована, прежде всего, на стратегические факторы успеха, такие как:
Принципы КП:
Объекты кадровой политики:
1.3.Кадровое планирование.
Планирование, как правило, рассматривается в двух аспектах. В широком смысле – это деятельность по выработке политики и стратегии организации, способов их реализации; в узком – по составлению официальных документов – планов.
В рамках кадрового
планирования, являющегося элементом
общей системы планирования