Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:27, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что все управленческие решения, принимаемые руководителями в процессе своей работы, напрямую зависят от индивидуальных особенностей характера.
Решения - это часть повседневной жизни. Большинство из них принимаются рефлекторно, мы не задумываемся о причинах таких решений и их успеха, а также не пытаемся оценить результат. Однако качество решения руководителя видно по эффекту, которые они оказали на организацию.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Психологические особенности деятельности по принятию управленческих решений 5
1.1. Сущность и характерные особенности управленческих решений 5
1.2. Социально-психологический фактор при принятии и подготовке управленческих решений 9
1.3. Взаимосвязь стиля управления руководителя и процесса принятия управленческого решения 14
Глава 2. Методы и условия принятия решения 18
2.1 Методологические аспекты разработки управленческого решения 18
2.2 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений 19
Глава 3. Исследование особенностей влияния личностных качеств и стиля управления руководителя на примере ООО «ИОЛА-К» 25
3.1. Характеристика предприятия «ИОЛА-К» 25
3.2. Личность руководителей 26
3.3. Стили руководства предприятия «ИОЛА-К» 30
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения 31
Основным принципом работы компании «ИОЛА-К» является ответственность перед клиентом. Вы всегда можете получить профессиональный совет опытного специалиста, который поможет подобрать альтернативные варианты, экономя Ваше время и деньги. Они всегда готовы пойти навстречу Вашим пожеланиям, чтобы быстро и качественно выполнить заказ.
У предприятия «ИОЛА-К» линейная организационная структура.
Директор организации «ИОЛА-К» Панаморев Лев Александрович. Заместитель директора Иванов Роман Алексеевич. Начальник цеха Беспалов Андрей Анатольевич. Начальник склада Свинцов Олег Вячеславович.
Управление любой компании, как и компании «ИОЛА-К» не эффективно без стилей управления. У каждого руководителя есть свой определенный стиль. Он напрямую связан и зависит от занимаемой должности руководителя и, конечно же, его личности.
3.2. Личность руководителей
Для исследования стиля руководителей и определения их личности мною были использованы следующие методы психологической диагностики: тестирование, интервью, и анализ эффективности деятельности компании «ИОЛА-К».
В работе принимало участие 4 респондента. Распределение участников исследования по должности, возрасту, половому признаку отображено в следующей таблице (таблица 1):
Таблица 1
Распределение участников исследования
Ф.И.О. | Должность
| Возраст | Пол |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Панаморев Лев Александрович | Директор | 65 | Мужской |
2. Иванов Роман Алексеевич | Заместитель директора | 38 | Мужской |
3. Беспалов Андрей Анатольевич | Начальник цеха | 41 | Мужской |
4. Свинцов Олег Вячеславович | Начальник склада | 45 | Мужской |
Личность руководителей можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности.
Биографические характеристики.
Панамореву Л.А. 65 лет. Имеет высшее образование, обладает разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками.
Что касается способностей, то Панаморев Л.А. имеет высокий интеллект и обладает специальными умениями, знаниями, компетентностью, информированностью.
Следующая характеристика руководителя - черты личности.
Директор обладает доминантностью, то есть способностью влиять на людей, уверен в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Эмоционально уравновешен и стрессоустойчив. Отношения с подчиненными ровные, деловые и не зависят от личных симпатий и собственного настроения.
Способен к творческому решению задач. Всегда видит элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживает их начинания. Имеет стремление к достижению цели и предприимчивость.
Панаморев Л.А. занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для директора является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.
Директор является ответственным и надежным человеком, поэтому служит примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.
Панаморев Л.А. имеет свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживает это свойство в подчиненных. Общительный. Имеет достаточно высокие коммуникационные способности.
Заместителю директора Иванову Р.А. 38 лет. Имеет высшее образование, обладает знаниями и умением в области управления и бизнеса, знает иностранные языки.
Обладает высоким интеллектом. Умеет влиять на людей, уверен в себе. Уравновешен, стрессоустойчив, отношение с подчиненными деловые, нет личных симпатий, свое настроение не показывает.
Стремится к достижению цели и предприимчивости. Не останавливаться на половине дела, способен рисковать и просчитывать свой риск. Ответственный и надежный в исполнении заданий. Несет персональную ответственность за принятое решение.
Решение он принимает сам независимо от мнения людей. Имеет свою точку зрения на возникающие проблемы. Иванов Р.А. общительный, всегда находит общий язык с подчиненными, с директором и с партнерами по бизнесу.
Начальнику цеха Беспалову А.А. 41 год. Имеет среднее специальное образование. Обладает способностью влиять на людей, уверен в себе. Подчиненные в работе с ним ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность. Он не выделяет никого и старается общаться со всеми на равных.
Беспалов А.А. имеет свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживает это свойство в подчиненных. Общительный. Имеет высокие коммуникационные способности.
Начальнику склада Свинцову О.В. 45 лет. Имеет среднее специальное образование. Повышает интерес к психологическим вопросам управления, знает три иностранных языка.
Способен влиять на людей. Уверен в себе, что в свою очередь вызывает спокойствие и доверие у подчиненных, а так же повышает мотивацию к выполнению заданий.
Свинцов О.В. не останавливается на половине дела, способен рисковать и просчитывать свой риск. Ответственный и надежный. Несет персональную ответственность за принятое решение. Независимый. Прислушивается к мнению коллег и подчиненных. Имеет свою точку зрения на возникающие проблемы и всегда может ее отстоять.
Теперь после того, как мы охарактеризовали кратко личность каждого из руководителей, можем рассмотреть их стили управления.
3.3. Стили руководства предприятия «ИОЛА-К»
Анализ результатов наблюдения подлежит качественной обработке и представлению нами уже в характеристике стиля управления каждого респондента.
У директора предприятия «ИОЛА-К» Панаморева Л.А. авторитарный стиль управления. Он отдает подчиненным в приказной форме распоряжения без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Директор отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушить. Обладает достаточной властью, чтобы навязывать свои решения другим.
Имеет авторитаризм, который характеризуется чрезмерной централизацией полномочий, ограничением контактов с подчиненными, пресечением инакомыслия, несамокритичностью и усиливается преувеличением его представления о своих возможностях, избыточным влечением к внешним атрибутам власти, особенностями личности.
Используя авторитарный стиль, директор увеличивает единоличную власть и возможность влияния на подчиненных.
Однако данный стиль может породить такие проблемы как: снижение эффективности труда, производственной дисциплины, инициативы, ухудшение социально-психологического климата и заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.
Подчиненные полностью находятся во власти директора, что в свою очередь ведет к неспособности действовать самостоятельно.
У Иванова Р.А. также авторитарный стиль управления. Он пользуется в основном собственным опытом, апеллируя лишь к собственным знаниям, при этом полностью или частично игнорируя мнение подчиненных и их личные цели и интересы. Выполнение работы обеспечивается путем исключительно взысканий или, наоборот, вознаграждений.
У авторитарного стиля управления есть два основных подвида: бюрократический и патерналистский. У заместителя директора бюрократический стиль. Основой бюрократического стиля является жесткая административная иерархия. Функции работников четко распределены и закреплены за каждым из них. Подчиненные не вовлечены в процессы выработки и принятия решений, между тем их действия контролируются от и до. Ответственность за невыполнение тех или иных задач - строго индивидуальная, контакты с подчиненными, как правило, формализованы и ограничены только служебными вопросами.
Иванов Р.А. в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе.
Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует, следуют ли его распоряжениям и насколько.
При его стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что он отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.
У руководителя цеха Беспалова А.А. каждый день разный стиль, он смотрит от ситуации. Но больше всего применяет либеральный стиль управления.
Начальник цеха ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Группа же имеет полную свободу принимать решения и контролировать собственную работу.
Подчиненные избавлены от назойливого контроля, самостоятельно принимают решения на основе обсуждения, и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение, и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя полномочий и ответственности.
Руководитель же обеспечивает сотрудников информацией, осуществляет оценку их деятельности, поощрение, обучение, а также сохраняет за собой право окончательного решения.
Его эффективность обусловлена реальным стремлением подчиненных к самостоятельности, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.
У начальника склада Свинцова О.В. демократический стиль управления.
Руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, не навязывает им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации, что повышает степень мотивации к работе, и в то же время осуществляет довольно жесткий контроль над ними. Таким образом, руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений.
Руководитель в значительной мере доверяет им, интересуется их мнением, настроением, советуется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать его в необходимых случаях.
В этих условиях работники легче соглашаются с легитимностью решений, принятых при их участии, охотнее принимают изменения, больше доверяют менеджерам, которые фактически разрабатывают и реализуют эти решения, чаще выдвигают самостоятельные идеи. Руководитель склада всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Он применяет этот стиль, потому что подчиненные лучше разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее много новизны и творчества.
Информация о работе Процесс подготовки и принятия управленческого решения